Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летний вечер




Весна

Шиш и трактирщица

По свету гуляючи, забрел Шиш в трактир1 пообедать, а трактирщица такая вредная была – видит – человек бедно одет, и отказала:
– Ничего нет, не готовлено. Один хлеб да вода.
Шиш и тому рад:
– Ну, хлебца подайте с водичкой.
Сидит Шиш, корочку в воде помакивает да посасывает. А у хозяйки на сковороде гусь был жареный. И задумала толстуха посмеяться над голодным прохожим.
– Ты, – говорит, – молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал, не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородкино, не знавал ли господина Гусева-Жареного?
Шиш смекнул, в чем дело, и говорит:
– Вот доем корочку, тотчас вспомню.
В это время кто-то на хорошем коне приворотил к трактиру.
Хозяйка выскочила на крыльцо, а Шиш – к печке. Открыл заслонку, сдернул гуся со сковороды, спрятал его в свою сумку, сунул на сковородку лапоть и ждет.
Хозяйка заходит в избу с проезжающим и снова трунит2 над Шишом:
– Ну, что, рыжий, знавал Гусева-Жареного?
Шиш отвечает:
– Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, селе Свовородкино живет, а в Сумкино-Заплечное переехал.
Вскинул Шиш сумку на плечо и убежал с гусем.
Трактирщица говорит гостю:
– Вот дурак мужик! Я ему про гуся загадала, а он ничего не понял… Проходите, сударь, за стол. Для благородного господина у меня жаркое найдется.
Полезла в печь, а там на сковороде-то лапоть!

(Б.Шергин)

Слова для справки:

1 Трактир – ресторан низшего разряда.
2 Трунить – высмеивать кого-то.

2. Ответь на вопросы письменно.

  • К какому роду и жанру относится это произведение? Почему? Какими чертами отличаются герои? Как относится к ним рассказчик?

3. Найди в тексте доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 2

1. Прочитай текст.

* * *

Березка моя зелененькая,
Кудрявая, веселенькая!
Близ тебя, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Вода ключевая.
На тебе, березонька,
Соловьи поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.

2. Ответь на вопросы и выполни задания.

  • К какому роду и жанру относится это произведение? Почему?
  • Какое настроение в нем выражено?
  • Приведи доказательства, подтверждающие твое мнение.

Задание 3

Сочини отрывок "Трудное задание" или "Погоня", пользуясь выразительными средствами волшебной или бытовой сказки.

Для выполнения одного задания учащимся предоставляется один урок.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. С каждым днём прибывало птиц в саду. ЗабеRгали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел; садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословиRла всех, кто жил в саду, начиная от червяков.
– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу, ни при чём, ку-ку...
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями. (193 слова)

(А.Н. Толстой)

Вопросы м задания

1. Расскажи, какую природу увидел писатель весной.
2. Какие сравнения он использовал для описания птиц?
3. Прочитай, как все окружающие слушали кукушку.
4. Какое чувство ты испытал, читая текст А.Н. Толстого?

Знать, солнышко утомлено: За горы прячется оно; Луч погашает за лучом И, алым тонким облачком Задёрнув лик усталый свой, Уйти готово на покой. Пора ему и отдохнуть; Мы знаем, летний долог путь. Везде ж работа: на горах, В долинах, в рощах и лугах – Того согрей, тем свету дай И всех притом благословляй, Буди заснувшие цветы И им расписывай листы; Потом медвяною росой Пчелу-работницу напой И чистых капель меж листов Оставь про резвых мотыльков. Зерну скорлупку расколи И молодую из земли Былинку выведи на свет; Пичужкам приготовь обед; Тех приюти между ветвей, А тех на гнёздышке согрей... Итак, совсем не мудрено, Что разгорелося оно, Что отдыхает на горах В полупотухнувших лучах И нам, сходя за небосклон, В прохладе шепчет: "Добрый сон". (120 слов) (В.Жуковский)

Вопросы м задания

1. Найди в стихотворении слова и выражения, особенно ярко изображающие события.
2. Отыщи и зачитай в стихотворении все слова, которые использовал В.Жуковский, характеризуя действия солнца за день.
3. Прочитай выразительно концовку стихотворения. Изменилась ли твоя интонация? Почему?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.