Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Pиторика




Класс

Й класс

Й класс

Й класс

Й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

ü осознавать роль речи в жизни людей;

ü оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

ü объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

ü соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

ü реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ü ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

ü самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

ü учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

ü делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

ü различать устное и письменное общение;

ü различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

ü уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

ü анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

ü продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

ü распознавать и вести этикетный диалог;

ü отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

ü находить по абзацным отступам смысловые части текста;

ü выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

ü осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

ü выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

ü сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

ü сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

ü оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

ü осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

ü осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

ü оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

ü анализировать тактичность речевого поведения в семье;

ü объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

ü формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

ü пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

ü отличать подробный пересказ от краткого;

ü знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

ü пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

ü пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

ü реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

ü реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

ü при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

ü делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

ü характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

ü определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

ü планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

ü осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

ü уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

ü оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

ü анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

ü продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

ü определять тему, основную мысль несложного текста;

ü определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

ü подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

ü анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

ü разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

ü сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

ü давать оценку невежливому речевому поведению.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

ü оценивать свою вежливость;

ü определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

ü осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

ü осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

ü понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

ü формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

ü определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

ü критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

ü осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

ü учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

ü анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

ü продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

ü перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

ü осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

ü анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

ü аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

ü продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

ü знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

ü пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

ü в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

ü приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

ü отличать подготовленную и неподготовленную речь;

ü знать особенности неподготовленной речи;

ü осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

ü знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

ü реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

ü знать особенности диалога и монолога;

ü анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

ü использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

ü знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

ü пользоваться основными способами правки текста.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

ü объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

ü осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

ü отличать истинную вежливость от показной;

ü адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

ü учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

ü осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

ü анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

ü поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

ü формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

ü оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

ü анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

ü осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

ü анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

ü классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

ü реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

ü признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

ü различать описания разных стилей – делового и художественного;

ü продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

ü анализировать словарные статьи;

ü реализовывать словарные статьи к новым словам;

ü осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

ü воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

ü анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

ü слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

ü редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

ü различать общение для контакта и для получения информации;

ü учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

ü уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

ü определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

ü называть основные признаки текста, приводить их примеры;

ü называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

ü продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

ü вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

ü анализировать типичную структуру рассказа;

ü рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

ü знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

ü продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

ü объяснять значение фотографии в газетном тексте;

ü реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

 

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)

Тема урока Характеристика деятельности учащихся Дата
ОБЩЕНИЕ
  Речевая ситуация. Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным.  
  Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.  
  Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.  
  Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.  
  Особенности говорения. Называть словесные и несловесные средства устной речи. Объяснять роль пауз, логических ударений.  
  Речевые отрезки и паузы. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Демонстрировать уместное употребление несловесных средств.  
  Успокоить, утешить словом. Называть этикетные формулы утешения.  
  Утешить – помочь, утешить – поддержать. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.  
  Какой я слушатель. Оценивать себя как слушателя.  
  Я – читатель. Оценивать себя как читателя.  
ТЕКСТ
  Типы текстов. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев.  
  Яркие признаки текста. Называть признаки текста.  
  Абзацные отступы, завершающий абзац. Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам  
  Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.  
  Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.  
  Знаки-символы и знаки-копии. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки.  
  Опорные конспекты. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.  
  Составляем опорный конспект. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.  
  Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей. Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.  
  Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.  
  Во-первых, во-вторых, в-третьих … Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.  
  Вступление и заключение. Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.  
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
  Словарная статья. Анализировать словарную статью. Реализовывать словарную статью к новым словам.  
  Словарная статья. Анализировать словарную статью. Реализовывать словарную статью к новым словам.  
  Рассказ. Анализировать типичную структуру рассказа.  
  Хочу рассказать. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.  
  Служба новостей, что такое информация. Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.  
  Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.  
  Информационные жанры: хроника, заметка. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.  
  Подпись под фотографией. Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.  
ОБОБЩЕНИЕ
  Говорю, пишу, читаю, слушаю. Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.  
  Речевые жанры. Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.  
  Этикетные жанры и слова вежливости. Называть этикетные речевые жанры. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам.  
  Этикетные диалоги, речевые привычки. Оценивать свои речевые привычки. Формулировать правила эффективного общения. Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.  

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно использовать следующие методические пособия:

ü Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.

ü Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).

К техническим средствам обучения относятся:

ü DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

ü цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

ü компьютеры (с выходом в Интернет)

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

ü виды деятельности учеников на уроке;

ü приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

ü процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

П римеры работ при использовании компьютера:

ü анализ положительного или негативного примера речевого жанра;

ü редактирование (взаиморедактирование);

ü создание текста, его коллективное обсуждение;

ü создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);

ü создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

ü классных газет и журналов (компьютер);

ü фотоальбомов (фотоаппарат);

ü DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

 

методичні рекомендації до самостійної роботи

і варіанти КОМПЛЕКСНОЇ контрольної роботи

для СТУДЕНТІВ ЕКОНОМІКО-ГУМАНІТАРНИХ СПЕЦІАЛЬНОСТЕЙ ЗАОЧНОЇ І ДЕННОЇ ФОРМ НАВЧАННЯ

 

 

 


 

 

Риторика: методичні рекомендації до самостійної роботи і варіанти комплексної контрольної роботи для студентів економіко-гуманітарних спеціальностей заочної і денної форм навчання/Укл. Г.С. Онуфрієнко – Запоріжжя: ЗНТУ, 2014. – 46 с.

 

Автор-укладач: Онуфрієнко Галина Сергіївна, доктор філософії у філологічних науках, доцент, доцент кафедри загальної мовної підготовки ЗНТУ, керівник кафедральної НДР 08512 «Системно-структурна організація лексичного ярусу мови спеціальності» (2012-2015рр.).

 

 

Рецензент: Турган О.Д., доктор філологічних наук, професор, лектор республіканської категорії, завідувач кафедри українознавства та культурології (ЗДМУ)

 

Комп’ютерний набір: доцент Онуфрієнко Г.С., завідувач лабораторії Меснянкіна С.В.

Відповідальний за випуск: зав. кафедри загальної мовної підготовки Бондарчук К.С.

 

Завдання для самостійної та індивідуальної роботи, варіанти комплексної контрольної роботи з навчальної дисципліни «Риторика» розроблено з урахуванням вимог Болонського процесу до дидактичних матеріалів та в контексті третього («Лексика мови спеціальності в комплексних завданнях рубіжного та підсумкового контролів») етапу кафедральної НДР 08512 «Системно-структурна організація лексичного ярусу мови спеціальності» (2012-2015рр.).

 

Затверджено засіданням кафедри

 
 

загальної мовної підготовки ЗНТУ.

Протокол № 1 від 4 вересня 2014 р.

 

ЗМІСТ

Передмова…………………………………………………………………5Актуальність риторичної освіти й риторичної освіченості....................5

1. Предметна сфера риторики як університетської навчальної дисципліни інтегративної природи............................................................7

2. Мета вивчення університетської дисципліни «Риторика» студентами економіко-гуманітарних спеціальностей............................12

3. Основні завдання вивчення університетської дисципліни «Риторика»……………………………………………………………….13

4. Методичні рекомендації до самостійної роботи з навчальної дисципліни «Риторика»............................................................................14

5. Тематика і плани семінарських та практичних занять……………..17

6. Завдання для самостійної та індивідуальної роботи з навчальної дисципліни «Риторика»…………………………………………………20

7. Питання рубіжного та підсумкового контролів………………….....23

8. Варіанти комплексної контрольної роботиз навчальної дисципліни «Риторика» для студентів заочної форми навчання..............................26

9. Рекомендована література....................................................................41

9.1. Базова.................................................................................................41

9.2. Методичне забезпечення.................................................................41

9.3. Допоміжна.........................................................................................42

9.4 Словники, довідники, енциклопедії................................................45

9.5 Електронні ресурси...........................................................................46

 


Сутність людини коріниться в мові (М. Гайдеґґер).

Немає нічого сильнішого за слово! (Ґезлітт)

Слова – теж вчинки (А. Франс).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.