Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Однородная/разнородная аудитория




УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИТОРИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

Лекция 13

 

Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному. С чем это связано?

Дело в том, что различные социальные, возрастные, половые группы людей воспринимают информацию, руководствуясь своими групповыми стереотипами восприятия. Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Стереотипы – это «стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде» (И. С. Кон, с. 67). Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов: старики - «Яйца курицу не учат», «Молодо-зелено»; мужчины – «Все женщины интеллектуально ниже мужчин»; женщины – «Изменил – значит, никогда не любил»; «маленькие люди» – «начальство что хочет, то и делает» и т. д. Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как бы «групповой» иди «возрастной» логики, своеобразного стиля мышле-

 

ния; способов делать выводы. Когда ребенок говорит: «Солнышко живое, потому что оно движется», это соответствует его логике мышления; и что интересно – ребенок этой фразой может убедить другого ребенка, но, конечно, никак не взрослого. Или вот пример «женской крестьянской логики» Р. М. Горбачева вспоминает: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. А в листе у меня было до тридцати вопросов! После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила:

– Доченька, что ж ты больно худенькая?

Я ей говорю:

— Да что Вы, нет, нормальная.

Она тем не менее продолжила:

— Мужа-то, небось, нету у тебя?

Я говорю:

– Есть...

Опять вздохнула:

— Небось, пьет?

— Нет.

— Бьет?

— Что Вы? Нет, конечно.

– Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю – от добра по дворам не ходют» (Р. М. Горбачева. Я надеюсь... М., 1991, с. 124–125).

Подобные стереотипы мышления и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории.

Постараемся суммировать имеющиеся в нашем распоряжении данные применительно к наиболее распространенным типам аудитории, с которыми приходится встречаться ораторам.

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей – родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед ши-

 

 

рокой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб,...а другой выковыривает изюминки – интересные детали» (ЛГ, 9.5.1972).

Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов – в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородном аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.