Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример деталирования сборочной единицы




Последовательность выполнения задания

Общие положения

Завершающей стадией разработки конструктивной докумен­тации является разработка рабочей документации для изготовле­ния опытного образца или опытной партии изделий и проведения их испытаний. По результатам испытаний документацию кор­ректируют и изготавливают по ней установочную серию изделий.

Рабочую конструкторскую документацию разрабатывают на основе проектной конструкторской документации. К такой про­ектной документации относится конструктивный чертеж об­щего вида изделия, рассмотренный в гл. 15.

В учебной практике на основе чертежей общего вида раз­личных изделий студенты разрабатывают чертежи деталей и чертежи отдельных сборочных единиц, входящих в изделия (сбо­рочные чертежи). Разрабатываемые чертежи деталей являются основой рабочих чертежей этих деталей: они содержат все не­обходимые виды, разрезы, сечения, размеры всех элементов деталей, но на них еще не указывают требования к качеству обрабатываемых поверхностей, к точности размеров, а также различные специфические технические требования. Аналогично выполняют и сборочные чертежи отдельных сборочных единиц изделия (см., например, рис. 15.3, а). В некоторых случаях завершающим этапом изучения черчения является разработка сборочного чертежа изделия на основе чертежа общего вида.

Процесс разработки чертежей деталей, входящих в изде­лие, по конструктивному чертежу общего вида обычно назы­вают деталированием.

В процессе деталирования студенты применяют ранее по­лученные знания к анализу конструктивных форм деталей из­делия, выявлению их взаимодействия и работы изделия.

Деталирование является завершающим этапом изучения курса черчения. Выполняя это задание, студенты закрепляют умение читать чертеж общего вида и выполнять по нему чертежи деталей.


Задание на деталирование обычно состоит из чертежа обще­го вида, технического описания к нему и вопросов. Каждому студенту выдают индивидуальный вариант задания. Рекоменду­ется следующий порядок выполнения работы по деталированию:

ознакомление с заданием;

разработка планировки;

выполнение чертежей;

нанесение размеров, корректировка;

обводка чертежей.

Рассмотрим отдельные этапы работы более подробно.

Ознакомление с заданием. Читая описание изображенного изделия и чертеж, устанавливают назначение, устройство и принцип действия изделия, виды примененных соединений, разбираются во взаимодействии деталей, определяют порядок сборки и разборки изделия. Стараются представить форму каж­дой детали.

До начала работы студент готовит ответы на все вопросы задания, не требующие графических построений.

Если по какой-либо причине описание изделия отсутству­ет, то для ознакомления с ним используют литературу с опи­санием аналогичных изделий.

Разработка планировки. В учебном процессе, а также и на ряде производств применяют систему выполнения чертежей, при которой на одном листе располагают чертежи нескольких деталей.

Прежде чем начинать вычерчивание деталей, выполняют пла­нировку листа, т. е. размещают на нем форматы чертежей дета­лей и изображений каждой детали на своем формате. Перед выполнением этой работы нужно установить количество изобра­жений каждой детали, необходимое для выявления ее формы, и выбрать формат чертежа (см. 14.2). Размер формата определяют в зависимости от сложности детали, количества изображений и масштаба. Для правильного выбора формата чертежа сложных деталей можно рекомендовать такой прием: на каждое изображе­ние детали на чертеже общего вида кладут листок кальки или дру­гой прозрачной бумаги и на ней обводят изображение детали. После этого анализируют возможность уменьшения числа изоб­ражений до необходимого минимума. Для оставленных изобра­жений отмечают зоны для размеров вне контура изображений. Изображения с зонами для размеров размещают на поле стан-


11—1340



Формат A3

\Осиовная надпись


к

Ш7,


Формат А 5

Формат М

Формат А 5

vw\



т


Рис. 16.1

дартного формата. При этом используют рассмотренные ранее приемы уменьшения их размеров (см. 14.2) без ухудшения на­глядности изображений. Пример планировки чертежа детали при­веден выше (см. рис. 14.9, 14.10, б). Поле на рисунке 14.9 между изображениями оставлено для размещения на нем размерных ли­ний. При симметричных изображениях для упрощения можно давать половины этих изображений (см. рис. 14.60).

Обычно с учетом зон для простановки размеров занятая изоб­ражениями площадь составляет 30...40% всей площади формата.

Пример планировки целого листа (формата А1) приведен на рисунке 16.1, основную надпись располагают в нижнем пра­вом углу каждого формата.

Все чертежи выполняют на стандартных форматах. Поле с левой стороны для подшивки листа (20 мм) имеют все черте­жи, по остальным трем сторонам расстояние от линии рамки до границы формата — 5 мм. Для некрупных деталей в учебном процессе допускается использовать формат, полученный деле­нием формата А4 пополам.

Планировка целого листа — ответственный этап работы, так как здесь решаются вопросы выбора главного изображе­ния, количества изображений и выбора форматов. При непра­вильной планировке неизбежны исправления и переделки.


Выполнение чертежей в тонких линиях. К этой работе при­ступают после того, как убедятся в правильности планировки. При выполнении ее руководствуются правилами, изложенны­ми в гл. 14. Нанесение размеров выполняют после тщатель­ной проверки правильности выполненных изображений.

Простановка размеров и обводка чертежа. При разработке чертежей многих деталей работа по простановке размеров нередко оказывается более сложной, чем работа по выполнению изоб­ражений. При простановке размеров руководствуются рассмот­ренными выше (см. 14.3, 14.5, 15.3) технологическими и конст­руктивными соображениями. Размеры элементов деталей определяют непосредственным измерением по чертежу задания с учетом масштаба изображения. Особое внимание при вписыва­нии размеров обращают на сопряженные размеры, т. е. на те размеры сопрягаемых (соединяемых деталей), номинальные зна­чения которых являются одинаковыми. Во избежание ошибок их целесообразно вписывать в первую очередь и последовательно на всех чертежах сопрягаемых деталей. Например, в конструкции, приведенной на рисунке 16.2, сопряженными одинаковыми яв­ляются номинальный размер А — внутренний диаметр цилиндра 1 и наружные диаметры буртиков крышек 2 и 3 или размер Б — диаметр расположения осей резьбовых гнезд в цилиндре 1 и от­верстий под винты в крышках 2 и 3. Такие размеры на чертежах деталей рекомендуется подчеркивать красным карандашом.


Рис. 16.2

 

Проверив правильность выполнения чертежа, его обводят.


Деталирование сборочной единицы рассмотрим на примере задней бабки токарного станка. Чертеж общего вида задней бабки приведен на рисунке 16.3. Перечень ее деталей приведен в таблице составных частей. Для краткости в графе «Примеча­ние» материалы (серый чугун СЧ15-32, бронза Бр АМц 9—2) обозначены только, маркой материала (СЧ15-32, Бр АМц 9—2 соответственно).

Назначение и принцип действия. Задняя бабка токарного станка предназначена для создания дополнительной опоры длин­ной обрабатываемой детали со стороны свободного правого торца или для закрепления патрона с режущим инструментом, например сверлом.

 

  Таблица составных частей задней бабки
Позиция Обозначение Наименование Количество Примечание
    Детали    
    Корпус Пиноль   СЧ15-32 Сталь 45
    Винт   Сталь 45
4 5 6   Гайка Втулка Маховичок   Вр АМЦ 9—2 СЧ15-32 СЧ15-32
    Центр Втулка Ручка Сухарь Ручка Стандартные изделия   Сталь У8А Сталь 45 Сталь 45 Сталь 45 Сталь 45
    Винт М6Х12 ГОСТ 1476—84    
    Винт М5Х12 ГОСТ 1477—84    
    Винт М6Х14 ГОСТ 1478—84    
    Гайка М8 ГОСТ 5915—70    
    Шайба 8 ГОСТ 11371—78    
    Шпонка сегм. 3X3,7 ГОСТ 24071—80    
    Штифт 3,6X8 ГОСТ 3128—70    

Дополнительную опору создает центр 7, конический конец которого входит в коническое углубление (центровое гнездо) об­рабатываемой детали. Для подхода резца на величину мини­мального радиуса при обработке торца детали центр имеет срез со стороны резца и ориентируется при установке штифтом 18. Центр 7 перемещают вдоль оси станка на 60 мм (330—270) при вращении ручки 11.

Описание конструкции. Задняя бабка смонтирована в кор­пусе 1, внутри которого перемещают в осевом направлении пиноль 2. Поступательное движение пиноли создают винтовой парой — винтом 3 и гайкой 4, неподвижно закрепленной в пиноли винтами 13. Вращение от ручки 11 на винт 3 передает маховичок б через сегментную шпонку 17.

Винт 3 вращается во втулке 5, которая неподвижно укреп­лена в корпусе 1 тремя стопорными винтами 12. Стопорный винт 14 предотвращает проворачивание пиноли 2 в корпусе 1 под действием сил трения в винтовой паре.

После упора центра 7 в обрабатываемую деталь пиноль 2 фиксируют в корпусе 1 поворотом ручки 9. При этом пиноль зажимают детали 8 и 10.

Совмещение оси пиноли с осью шпинделя станка обеспе­чивают размер 83 корпуса 1 и закрепление его на специальных салазках четырьмя винтами с резьбой Мб.

Задания на деталирование и вопросы для чтения чертежа:

1. Разобраться в устройстве задней бабки токарного
станка, ее назначении в целом и каждой детали в отдель­
ности.

2. Продумать порядок сборки и разборки задней бабки.

3. Выполнить чертежи всех деталей задней бабки или часть из них. В последнем случае в первую очередь разрабатывают чертежи на следующие детали: 1, 2, 3, затем остальные.

4. Выполнить диметрическую проекцию детали 1.

5. В какой последовательности следует произвести разбор­ку задней бабки, чтобы заменить износившуюся гайку 41

6. Каковы размеры основных форматов для выполнения чер­тежей?

 

7. Какими основными параметрами определяется любая резьба? Как обозначается трапецеидальная резьба? Укажите ее на чертеже и назовите ее основные параметры.

8. Как изображают конец глухого резьбового отверстия? Покажите его на чертеже.

9. Какие резьбы имеет гайка 41




10. Что называется видом? Укажите один из основных ви­дов, имеющихся на чертеже. Как его называют?

11. Какие требования предъявляют к главному изображе­нию? Покажите на чертеже главное изображение.

12. Как располагают секущую плоскость при профильном разрезе? Покажите на чертеже пример профильного разреза.

13. Какой разрез называют местным? Покажите на чертеже пример местного разреза.

14. Что называют сечением? Как подразделяют сечения, не входящие в состав разреза? Покажите на чертеже пример сече­ния. Какое оно?

15. С какой целью изображены сечения Г— Г, Д—Д, Е—Е, Ж-Ж1

16. С какой целью изображен разрез Б—F?

17. Какие детали показывают нерассеченными при продоль­ном разрезе? Покажите пример таких деталей на чертеже.

18. Какие виды называют дополнительными? Покажите при­мер дополнительного вида на чертеже.

19. Какие размеры называют присоединительными? Пока­жите присоединительные размеры на чертеже.

20. Какие размеры называют габаритными? Покажите га­баритные размеры на чертеже. Каково значение наибольшего габаритного размера?

21. Как располагают и чему равны величины большой и ма­лой осей эллипсов в прямоугольной и диметрической проекциях?

Анализ конструкции деталей. Перед выполнением черте­жей изучают приведенное выше задание и отвечают на имею­щиеся в нем вопросы в процессе чтения чертежа. В результате изучения чертежа устанавливают конструктивные формы всех деталей, их конструктивные особенности, определяют коли­чество необходимых изображений и их масштаб. Тем самым определяют и форматы будущих чертежей.

Корпус /. Верхняя цилиндрическая часть корпуса соединена с прямоугольной плитой основания двумя поперечными стенка­ми, форма которых видна на разрез Б—Б. Дополнительную жест­кость корпусу в осевом направлении придают ребра, расположенные с внутренней стороны стенок и снизу цилиндри­ческой части. Форма поперечного сечения стенок и примыкаю­щих к ним ребер видна на вынесенных сечениях. Слева к цилиндрической части сделан прилив для размещения деталей 8 и 10. Три резьбовых отверстия под винты 12 обрабатывают при сборке со втулкой 5. Материал корпуса — серый чугун СЧ15-32.


Главное изображение для корпуса, а также профильный раз­рез целесообразно принять такими же, как и на чертеже общего вида. Часть вида сверху можно совместить с частью горизонталь­ного разреза. В этом случае сечение Ж—Ж, имеющееся на чер­теже общего вида, не потребуется. Масштаб изображения можно принять М 1:1. Планировка чертежа изображена на рисунке 16.4.

Пиноль 2. В основе конструкции пиноли — тело враще­ния. Главное изображение — фронтальный разрез, как и на чертеже общего вида при горизонтальном расположении оси вращения. В связи с большой длиной цилиндрической части (в зоне трапецеидальной резьбы винта) изображение по длине уменьшено за счет местного разрыва (см. рис. 12.46). Форма и глубина продольного паза выявлена на вынесенном сечении, форма паза под штифт 18 — на частичном виде сверху. Масш­таб изображения — по чертежу общего вида М 1:1. Резьбовые гнезда под винты 13 обрабатывают в сборе с гайкой 4. Плани­ровку чертежа см. на рисунке 16.4.

Винт 3. Винт представляет собой тело вращения с четырьмя цилиндрическими участками, тремя проточками, двумя резьба­ми (трапецеидальной и метрической) и пазом под сегментную

Рис. 16.4 329


шпонку. Главное изображение — вид с горизонтальным распо­ложением оси вращения. В связи с большой длиной трапецеи­дальной резьбы изображение по длине уменьшено за счет местного разрыва (см. рис. 12.46), так, чтобы для чертежа хва­тало ширины формата А4. Масштаб изображения С 2:1. Для выявления шпоночного паза под шпонку выполнено вынесен­ное сечение. Форма проточек выявлена на выносных элементах А, Б, В, Г. Планировку чертежа см. на рисунке 16.4.

Маховичок 6. Маховичок представляет собой тело враще­ния с цилиндрической ступицей, ободом сложного профиля и коническим переходом между ними. Контур сечения обода образован соприкасающимися участками трех торов, плоским кольцом и конусом. Главное изображение — фронтальный разрез. Форма паза в ступице и углубление под торец ручки показаны видом контура отверстия и видом А. Заготовку ма­ховичка изготавливают литьем, поэтому деталь имеет плав­ные переходы между элементарными поверхностями. Масштаб изображения М 2:1. Планировку чертежа см. на рисунке 16.4.

Остальные детали — тела вращения. Главные изображения для них — фронтальный разрез для гайки 4, втулки 5, втулки 8, вид для центра 7, сухаря 10, ручки //. При изображении ручки 9 расположение детали на главном изображении удобно принять таким же, как и на чертеже общего вида, соединив часть вида и часть разреза (по резьбовому отверстию). Отметим, что для удоб­ства пользования чертежом в производстве изображения втулки и ручки повернуты на 180° относительно их изображений на черте­же общего вида. Форма среза на детали Центр показана на виде сверху. Этот вид выполнен частично, только в области среза.

Разработка планировки листа. С учетом расположения, чис­ла и масштаба выбранных изображений чертежи деталей разме­щены на листе формата А1, например так, как показано на рисунке 16.4.

Разработка чертежей деталей. Чертежи деталей разрабаты­вают в соответствии с утвержденной планировкой (см. рис. 16.4).

Нанесение размеров. Размеры на чертежах деталей нанесе­ны, исходя из конструктивных соображений с учетом техноло­гических особенностей (литье). Сопряженные размеры на чертежах подчеркнуты. Рассмотрим некоторые особенности на­несения размеров на чертежах деталей.

На чертеже корпуса / (рис. 16.5) отмечены сопряженные раз­меры: внутренние диаметры 30 мм (под шпиндель), 16 мм и резь-



ь>/: 20,020 (Конус Морзе №2)

^&\


Рис. 16.6

бовое отверстие М 6. Конструктивные и присоединительные размеры 83; 8; 130 мм, 4 отв. М 6 и размеры положения 35; 60 и 60 мм перенесены с чертежа общего вида.

На чертеже пиноли 2 (рис. 16.6) подчеркнуты сопряжен­ные размеры: диаметры 30; 20 и 17, 780 мм, конусность 1:20, 020 (конус Морзе № 2). Размер 18 глубины расточки диамет­ром 30 мм равен размеру длины гайки 4 (см. рис. 16.8). Длина 150 мм определена из цепочки размеров длины винта со сторо­ны трапецеидальной резьбы и длины конуса Морзе центра, расположенного в пиноли. При упоре винта в торец центра между торцом буртика винта и торцом гайки (и пиноли) дол­жен оставаться зазор 2...3 мм для осевого перемещения винта при выталкивании центра. Цепочка размеров винта и центра (размерная цепь) равна: 94+(85—23— 4)=152 мм, где 94 — дли­на части винта (см. рис. 16.12);


(85—23—4) — расстояние между номинальным диаметром 17, 780 мм конуса Морзе № 2 центра и его торцом (см. рис. 16.11).

Следовательно, для выталкивания центра обеспечено пере­мещение винта на 152 — 150 = 2 мм, где 152 — размерная цепь винта и центра; 150 — длина пиноли.

На чертеже винта 3 (рис. 16.7) подчеркнуты сопряженные размеры: трапецеидальной резьбы ТгЦхЪЬН, диаметров 12 и 10 мм, резьбы М 8, ширины 3 и диаметра 10 мм паза под шпонку.

На чертеже гайки 4 (рис. 16.8) сопряженные размеры: резьба Тг 12x3LH и диаметр 20 мм; свободный зависимый размер — длина 18 мм.

На чертеже втулки 5 (рис. 16.9) сопряженные размеры: ди­аметры 12; 30 мм и длина 25 мм.

На чертеже маховичка (рис. 16.10) подчеркнуты сопряжен­ные размеры: диаметр 10 мм, ширина 3 шпоночного паза и резьба М 6. Размер 14,5 (толщина ступицы) является зависимым сво­бодным размером. Он больше, чем размер 14 посадочного ци­линдрического участка на винте для плотного закрепления

Рис. 16.7 333


Рис. 16.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45°   /;   45°
   
       
  СМ ■е- J   /\^\ ^    
•о- ------- _ ■е-
    s? ,
\ ' , /х45°
7,5 х 45°   1 таски
    tf  
  25 *—=—*  

Рис. 16.9



Неуказанные радиусы 1мм

 


Рис. 16.10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, ФЦ980         *   ^VZO.OZO(Конус Морзе№2)
    » - ^ '*] \ Хн
    -Л:г  
е- • - :<> < ~\ W ---;   csj; i
J 1   —---------------------
      ч*       0,5^5"
          \2tpacKU
  6 ^ R5  
*1 /   *-  
    ?<■   I
i     * Размепы для споаВок
  *" "*"  
           

Рис. 16.11

 

 

 

 

 

 

0,1 Гх«5° J^ ' - CSI
k таски  
i   уш//жъ?г*
  И1    
«• Ш/Ш///А  
       
      и 2

Рис. 16.12


Рис. 16.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          A ----- \      
R5 2      
7*'      
  f \j t^J:6 \ :?=   j ОЭ * 1 1
  \_ '»■ -~"      
  36 \jo° /x*5°  
W      
A(S-1) R 45° 0.5 < /      
  /        
    f <  
  ■ V  
    \R0.3          

Рис. 16.14


 

 

 

 

 

 

    f/       18      
  I ,    
  V           1*b5°
, , ^^           l фаски
  1 -       '       i '
       
1 '     kl      
     
           
           
             

Рис. 16.15

маховичка с помощью гайки М 8. Зависимым свободным раз­мером является также диаметр 8,5 мм углубления под ручку.

На чертеже центра 7 (рис. 16.11) сопряженный размер — конусность 1:20,020 (конус морзе № 2) и диаметр 17,780 мм на заданном базорасстоянии 4*. Осевые размеры центра рассмот­рены выше при рассмотрении чертежа пиноли.

На чертеже втулки 8 (рис. 16.12) сопряженные размеры: диаметр 16 мм и радиус 15 мм, зависимый свободный раз­мер — диаметр 8,5 мм.

На чертежах ручек 9 (рис. 16.13) и 11 (рис. 16.14) по одно­му сопряженному размеру: резьбе М 8 и М 6. У ручки 11 — один зависимый свободный размер: диаметр 8 мм.

На чертеже сухаря 10 (рис. 16.15) три сопряженных разме­ра: диаметр 16 мм, резьба М 8 и радиус 15 мм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.