КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример деталирования сборочной единицы
Последовательность выполнения задания Общие положения Завершающей стадией разработки конструктивной документации является разработка рабочей документации для изготовления опытного образца или опытной партии изделий и проведения их испытаний. По результатам испытаний документацию корректируют и изготавливают по ней установочную серию изделий. Рабочую конструкторскую документацию разрабатывают на основе проектной конструкторской документации. К такой проектной документации относится конструктивный чертеж общего вида изделия, рассмотренный в гл. 15. В учебной практике на основе чертежей общего вида различных изделий студенты разрабатывают чертежи деталей и чертежи отдельных сборочных единиц, входящих в изделия (сборочные чертежи). Разрабатываемые чертежи деталей являются основой рабочих чертежей этих деталей: они содержат все необходимые виды, разрезы, сечения, размеры всех элементов деталей, но на них еще не указывают требования к качеству обрабатываемых поверхностей, к точности размеров, а также различные специфические технические требования. Аналогично выполняют и сборочные чертежи отдельных сборочных единиц изделия (см., например, рис. 15.3, а). В некоторых случаях завершающим этапом изучения черчения является разработка сборочного чертежа изделия на основе чертежа общего вида. Процесс разработки чертежей деталей, входящих в изделие, по конструктивному чертежу общего вида обычно называют деталированием. В процессе деталирования студенты применяют ранее полученные знания к анализу конструктивных форм деталей изделия, выявлению их взаимодействия и работы изделия. Деталирование является завершающим этапом изучения курса черчения. Выполняя это задание, студенты закрепляют умение читать чертеж общего вида и выполнять по нему чертежи деталей. Задание на деталирование обычно состоит из чертежа общего вида, технического описания к нему и вопросов. Каждому студенту выдают индивидуальный вариант задания. Рекомендуется следующий порядок выполнения работы по деталированию: ознакомление с заданием; разработка планировки; выполнение чертежей; нанесение размеров, корректировка; обводка чертежей. Рассмотрим отдельные этапы работы более подробно. Ознакомление с заданием. Читая описание изображенного изделия и чертеж, устанавливают назначение, устройство и принцип действия изделия, виды примененных соединений, разбираются во взаимодействии деталей, определяют порядок сборки и разборки изделия. Стараются представить форму каждой детали. До начала работы студент готовит ответы на все вопросы задания, не требующие графических построений. Если по какой-либо причине описание изделия отсутствует, то для ознакомления с ним используют литературу с описанием аналогичных изделий. Разработка планировки. В учебном процессе, а также и на ряде производств применяют систему выполнения чертежей, при которой на одном листе располагают чертежи нескольких деталей. Прежде чем начинать вычерчивание деталей, выполняют планировку листа, т. е. размещают на нем форматы чертежей деталей и изображений каждой детали на своем формате. Перед выполнением этой работы нужно установить количество изображений каждой детали, необходимое для выявления ее формы, и выбрать формат чертежа (см. 14.2). Размер формата определяют в зависимости от сложности детали, количества изображений и масштаба. Для правильного выбора формата чертежа сложных деталей можно рекомендовать такой прием: на каждое изображение детали на чертеже общего вида кладут листок кальки или другой прозрачной бумаги и на ней обводят изображение детали. После этого анализируют возможность уменьшения числа изображений до необходимого минимума. Для оставленных изображений отмечают зоны для размеров вне контура изображений. Изображения с зонами для размеров размещают на поле стан- 11—1340 Формат A3 \Осиовная надпись
Ш7, Формат А 5 Формат М Формат А 5 vw\ № т Рис. 16.1 дартного формата. При этом используют рассмотренные ранее приемы уменьшения их размеров (см. 14.2) без ухудшения наглядности изображений. Пример планировки чертежа детали приведен выше (см. рис. 14.9, 14.10, б). Поле на рисунке 14.9 между изображениями оставлено для размещения на нем размерных линий. При симметричных изображениях для упрощения можно давать половины этих изображений (см. рис. 14.60). Обычно с учетом зон для простановки размеров занятая изображениями площадь составляет 30...40% всей площади формата. Пример планировки целого листа (формата А1) приведен на рисунке 16.1, основную надпись располагают в нижнем правом углу каждого формата. Все чертежи выполняют на стандартных форматах. Поле с левой стороны для подшивки листа (20 мм) имеют все чертежи, по остальным трем сторонам расстояние от линии рамки до границы формата — 5 мм. Для некрупных деталей в учебном процессе допускается использовать формат, полученный делением формата А4 пополам. Планировка целого листа — ответственный этап работы, так как здесь решаются вопросы выбора главного изображения, количества изображений и выбора форматов. При неправильной планировке неизбежны исправления и переделки. Выполнение чертежей в тонких линиях. К этой работе приступают после того, как убедятся в правильности планировки. При выполнении ее руководствуются правилами, изложенными в гл. 14. Нанесение размеров выполняют после тщательной проверки правильности выполненных изображений. Простановка размеров и обводка чертежа. При разработке чертежей многих деталей работа по простановке размеров нередко оказывается более сложной, чем работа по выполнению изображений. При простановке размеров руководствуются рассмотренными выше (см. 14.3, 14.5, 15.3) технологическими и конструктивными соображениями. Размеры элементов деталей определяют непосредственным измерением по чертежу задания с учетом масштаба изображения. Особое внимание при вписывании размеров обращают на сопряженные размеры, т. е. на те размеры сопрягаемых (соединяемых деталей), номинальные значения которых являются одинаковыми. Во избежание ошибок их целесообразно вписывать в первую очередь и последовательно на всех чертежах сопрягаемых деталей. Например, в конструкции, приведенной на рисунке 16.2, сопряженными одинаковыми являются номинальный размер А — внутренний диаметр цилиндра 1 и наружные диаметры буртиков крышек 2 и 3 или размер Б — диаметр расположения осей резьбовых гнезд в цилиндре 1 и отверстий под винты в крышках 2 и 3. Такие размеры на чертежах деталей рекомендуется подчеркивать красным карандашом.
Проверив правильность выполнения чертежа, его обводят. Деталирование сборочной единицы рассмотрим на примере задней бабки токарного станка. Чертеж общего вида задней бабки приведен на рисунке 16.3. Перечень ее деталей приведен в таблице составных частей. Для краткости в графе «Примечание» материалы (серый чугун СЧ15-32, бронза Бр АМц 9—2) обозначены только, маркой материала (СЧ15-32, Бр АМц 9—2 соответственно). Назначение и принцип действия. Задняя бабка токарного станка предназначена для создания дополнительной опоры длинной обрабатываемой детали со стороны свободного правого торца или для закрепления патрона с режущим инструментом, например сверлом.
Дополнительную опору создает центр 7, конический конец которого входит в коническое углубление (центровое гнездо) обрабатываемой детали. Для подхода резца на величину минимального радиуса при обработке торца детали центр имеет срез со стороны резца и ориентируется при установке штифтом 18. Центр 7 перемещают вдоль оси станка на 60 мм (330—270) при вращении ручки 11. Описание конструкции. Задняя бабка смонтирована в корпусе 1, внутри которого перемещают в осевом направлении пиноль 2. Поступательное движение пиноли создают винтовой парой — винтом 3 и гайкой 4, неподвижно закрепленной в пиноли винтами 13. Вращение от ручки 11 на винт 3 передает маховичок б через сегментную шпонку 17. Винт 3 вращается во втулке 5, которая неподвижно укреплена в корпусе 1 тремя стопорными винтами 12. Стопорный винт 14 предотвращает проворачивание пиноли 2 в корпусе 1 под действием сил трения в винтовой паре. После упора центра 7 в обрабатываемую деталь пиноль 2 фиксируют в корпусе 1 поворотом ручки 9. При этом пиноль зажимают детали 8 и 10. Совмещение оси пиноли с осью шпинделя станка обеспечивают размер 83 корпуса 1 и закрепление его на специальных салазках четырьмя винтами с резьбой Мб. Задания на деталирование и вопросы для чтения чертежа: 1. Разобраться в устройстве задней бабки токарного 2. Продумать порядок сборки и разборки задней бабки. 3. Выполнить чертежи всех деталей задней бабки или часть из них. В последнем случае в первую очередь разрабатывают чертежи на следующие детали: 1, 2, 3, затем остальные. 4. Выполнить диметрическую проекцию детали 1. 5. В какой последовательности следует произвести разборку задней бабки, чтобы заменить износившуюся гайку 41 6. Каковы размеры основных форматов для выполнения чертежей?
7. Какими основными параметрами определяется любая резьба? Как обозначается трапецеидальная резьба? Укажите ее на чертеже и назовите ее основные параметры. 8. Как изображают конец глухого резьбового отверстия? Покажите его на чертеже. 9. Какие резьбы имеет гайка 41 10. Что называется видом? Укажите один из основных видов, имеющихся на чертеже. Как его называют? 11. Какие требования предъявляют к главному изображению? Покажите на чертеже главное изображение. 12. Как располагают секущую плоскость при профильном разрезе? Покажите на чертеже пример профильного разреза. 13. Какой разрез называют местным? Покажите на чертеже пример местного разреза. 14. Что называют сечением? Как подразделяют сечения, не входящие в состав разреза? Покажите на чертеже пример сечения. Какое оно? 15. С какой целью изображены сечения Г— Г, Д—Д, Е—Е, Ж-Ж1 16. С какой целью изображен разрез Б—F? 17. Какие детали показывают нерассеченными при продольном разрезе? Покажите пример таких деталей на чертеже. 18. Какие виды называют дополнительными? Покажите пример дополнительного вида на чертеже. 19. Какие размеры называют присоединительными? Покажите присоединительные размеры на чертеже. 20. Какие размеры называют габаритными? Покажите габаритные размеры на чертеже. Каково значение наибольшего габаритного размера? 21. Как располагают и чему равны величины большой и малой осей эллипсов в прямоугольной и диметрической проекциях? Анализ конструкции деталей. Перед выполнением чертежей изучают приведенное выше задание и отвечают на имеющиеся в нем вопросы в процессе чтения чертежа. В результате изучения чертежа устанавливают конструктивные формы всех деталей, их конструктивные особенности, определяют количество необходимых изображений и их масштаб. Тем самым определяют и форматы будущих чертежей. Корпус /. Верхняя цилиндрическая часть корпуса соединена с прямоугольной плитой основания двумя поперечными стенками, форма которых видна на разрез Б—Б. Дополнительную жесткость корпусу в осевом направлении придают ребра, расположенные с внутренней стороны стенок и снизу цилиндрической части. Форма поперечного сечения стенок и примыкающих к ним ребер видна на вынесенных сечениях. Слева к цилиндрической части сделан прилив для размещения деталей 8 и 10. Три резьбовых отверстия под винты 12 обрабатывают при сборке со втулкой 5. Материал корпуса — серый чугун СЧ15-32. Главное изображение для корпуса, а также профильный разрез целесообразно принять такими же, как и на чертеже общего вида. Часть вида сверху можно совместить с частью горизонтального разреза. В этом случае сечение Ж—Ж, имеющееся на чертеже общего вида, не потребуется. Масштаб изображения можно принять М 1:1. Планировка чертежа изображена на рисунке 16.4. Пиноль 2. В основе конструкции пиноли — тело вращения. Главное изображение — фронтальный разрез, как и на чертеже общего вида при горизонтальном расположении оси вращения. В связи с большой длиной цилиндрической части (в зоне трапецеидальной резьбы винта) изображение по длине уменьшено за счет местного разрыва (см. рис. 12.46). Форма и глубина продольного паза выявлена на вынесенном сечении, форма паза под штифт 18 — на частичном виде сверху. Масштаб изображения — по чертежу общего вида М 1:1. Резьбовые гнезда под винты 13 обрабатывают в сборе с гайкой 4. Планировку чертежа см. на рисунке 16.4. Винт 3. Винт представляет собой тело вращения с четырьмя цилиндрическими участками, тремя проточками, двумя резьбами (трапецеидальной и метрической) и пазом под сегментную Рис. 16.4 329 шпонку. Главное изображение — вид с горизонтальным расположением оси вращения. В связи с большой длиной трапецеидальной резьбы изображение по длине уменьшено за счет местного разрыва (см. рис. 12.46), так, чтобы для чертежа хватало ширины формата А4. Масштаб изображения С 2:1. Для выявления шпоночного паза под шпонку выполнено вынесенное сечение. Форма проточек выявлена на выносных элементах А, Б, В, Г. Планировку чертежа см. на рисунке 16.4. Маховичок 6. Маховичок представляет собой тело вращения с цилиндрической ступицей, ободом сложного профиля и коническим переходом между ними. Контур сечения обода образован соприкасающимися участками трех торов, плоским кольцом и конусом. Главное изображение — фронтальный разрез. Форма паза в ступице и углубление под торец ручки показаны видом контура отверстия и видом А. Заготовку маховичка изготавливают литьем, поэтому деталь имеет плавные переходы между элементарными поверхностями. Масштаб изображения М 2:1. Планировку чертежа см. на рисунке 16.4. Остальные детали — тела вращения. Главные изображения для них — фронтальный разрез для гайки 4, втулки 5, втулки 8, вид для центра 7, сухаря 10, ручки //. При изображении ручки 9 расположение детали на главном изображении удобно принять таким же, как и на чертеже общего вида, соединив часть вида и часть разреза (по резьбовому отверстию). Отметим, что для удобства пользования чертежом в производстве изображения втулки и ручки повернуты на 180° относительно их изображений на чертеже общего вида. Форма среза на детали Центр показана на виде сверху. Этот вид выполнен частично, только в области среза. Разработка планировки листа. С учетом расположения, числа и масштаба выбранных изображений чертежи деталей размещены на листе формата А1, например так, как показано на рисунке 16.4. Разработка чертежей деталей. Чертежи деталей разрабатывают в соответствии с утвержденной планировкой (см. рис. 16.4). Нанесение размеров. Размеры на чертежах деталей нанесены, исходя из конструктивных соображений с учетом технологических особенностей (литье). Сопряженные размеры на чертежах подчеркнуты. Рассмотрим некоторые особенности нанесения размеров на чертежах деталей. На чертеже корпуса / (рис. 16.5) отмечены сопряженные размеры: внутренние диаметры 30 мм (под шпиндель), 16 мм и резь-
^&\ Рис. 16.6 бовое отверстие М 6. Конструктивные и присоединительные размеры 83; 8; 130 мм, 4 отв. М 6 и размеры положения 35; 60 и 60 мм перенесены с чертежа общего вида. На чертеже пиноли 2 (рис. 16.6) подчеркнуты сопряженные размеры: диаметры 30; 20 и 17, 780 мм, конусность 1:20, 020 (конус Морзе № 2). Размер 18 глубины расточки диаметром 30 мм равен размеру длины гайки 4 (см. рис. 16.8). Длина 150 мм определена из цепочки размеров длины винта со стороны трапецеидальной резьбы и длины конуса Морзе центра, расположенного в пиноли. При упоре винта в торец центра между торцом буртика винта и торцом гайки (и пиноли) должен оставаться зазор 2...3 мм для осевого перемещения винта при выталкивании центра. Цепочка размеров винта и центра (размерная цепь) равна: 94+(85—23— 4)=152 мм, где 94 — длина части винта (см. рис. 16.12); (85—23—4) — расстояние между номинальным диаметром 17, 780 мм конуса Морзе № 2 центра и его торцом (см. рис. 16.11). Следовательно, для выталкивания центра обеспечено перемещение винта на 152 — 150 = 2 мм, где 152 — размерная цепь винта и центра; 150 — длина пиноли. На чертеже винта 3 (рис. 16.7) подчеркнуты сопряженные размеры: трапецеидальной резьбы ТгЦхЪЬН, диаметров 12 и 10 мм, резьбы М 8, ширины 3 и диаметра 10 мм паза под шпонку. На чертеже гайки 4 (рис. 16.8) сопряженные размеры: резьба Тг 12x3LH и диаметр 20 мм; свободный зависимый размер — длина 18 мм. На чертеже втулки 5 (рис. 16.9) сопряженные размеры: диаметры 12; 30 мм и длина 25 мм. На чертеже маховичка (рис. 16.10) подчеркнуты сопряженные размеры: диаметр 10 мм, ширина 3 шпоночного паза и резьба М 6. Размер 14,5 (толщина ступицы) является зависимым свободным размером. Он больше, чем размер 14 посадочного цилиндрического участка на винте для плотного закрепления Рис. 16.7 333 Рис. 16.8
Рис. 16.9
Рис. 16.10
Рис. 16.11
Рис. 16.12 Рис. 16.13
Рис. 16.14
Рис. 16.15 маховичка с помощью гайки М 8. Зависимым свободным размером является также диаметр 8,5 мм углубления под ручку. На чертеже центра 7 (рис. 16.11) сопряженный размер — конусность 1:20,020 (конус морзе № 2) и диаметр 17,780 мм на заданном базорасстоянии 4*. Осевые размеры центра рассмотрены выше при рассмотрении чертежа пиноли. На чертеже втулки 8 (рис. 16.12) сопряженные размеры: диаметр 16 мм и радиус 15 мм, зависимый свободный размер — диаметр 8,5 мм. На чертежах ручек 9 (рис. 16.13) и 11 (рис. 16.14) по одному сопряженному размеру: резьбе М 8 и М 6. У ручки 11 — один зависимый свободный размер: диаметр 8 мм. На чертеже сухаря 10 (рис. 16.15) три сопряженных размера: диаметр 16 мм, резьба М 8 и радиус 15 мм.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |