КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На 2008 - 2016 годы 1 страница
Программа «Здоровый образ жизни» Содержание
1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ современного состояния проблемы 4. Цель, задачи Программы 5. Основные направления и механизм реализации Программы 6. Необходимые ресурсы и источники финансирования 7. Ожидаемые результаты 8. План мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Программы
1. Паспорт Программы
2. Введение
Программа «Здоровый образ жизни» на 2008 - 2016 годы разработана в реализацию Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 319 «Об утверждении Плана мероприятий по исполнению общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы» и поручения Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. от 2 июня 2007 года № 20-18/003-612 п.2. Экономический рост и политическая стабильность, которого добился Казахстан, дает возможность для проведения глубоких социально-экономических реформ, обеспечивающих вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и достижение устойчивого развития. Одной из задач в области устойчивого развития страны является увеличение средней продолжительности жизни населения с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих оздоровление нации. В современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без коренного изменения в сторону профилактической направленности системы здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% - от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья. В этой связи актуальным является формирование общественного мнения и активности в пользу здорового образа жизни. Одним из его основных инструментов остается комплексное межсекторальное взаимодействие по усилению факторов, определяющих сохранение и развитие потенциала здоровья человека (физических, экономических, социальных, экологических, культурных), с использованием новейших мировых технологий, подходов и методов формирования здорового образа жизни (далее - ФЗОЖ) на основе доказательной медицины. Создание эффективной системы ФЗОЖ в Республике Казахстан должно кардинальным образом содействовать оздоровлению нации и переходу Казахстана к устойчивому развитию.
3. Анализ современного состояния проблемы
В последние годы, благодаря усилиям и последовательным действиям Главы государства, отмечается стабилизация и значительное улучшение социально-экономической ситуации в Казахстане. Однако состояние здоровья населения республики и средняя продолжительность жизни (в 2006 году - 66,1 лет) существенно отстают от показателей развитых стран. В Японии, например, этот показатель выше казахстанского на 14 лет. Такое положение в Казахстане сложилось вследствие непрерывного роста обшей смертности населения, которая с 5,7‰ в 1964 году выросла до 7,6‰ в 1989 и до 10,2‰ 1995 и далее - до 10,4‰ в 2005 году, 10, 27‰ в 2006 году. Прогноз уровня общей смертности в 2006 - 2010 годы при сохранении нынешней тенденции, указывает на возможность дальнейшего увеличения показателей смертности мужского (с 14,23 до 14,93 на 1000 населения) и женского населения (с 9,22 до 9,42) в городской местности, а также у мужчин села (с 9,73 до 10,04) и только среди женщин сельской местности отмечается стабилизация данного показателя (7,53 и 7,52 соответственно). Установлены высокие потери лет здоровой жизни казахстанцев вследствие преждевременной смертности и инвалидизирующих последствий. На 1000 человек населения в 2005 году потеряно 231,1 единиц DALY, причем по причинам недожития теряется 197,4 единиц, а вследствие инвалидности - 33,7. Это выше, чем в развитых странах мира (100 единиц). Значительные потери несет городская популяция, на долю которой приходится 61,6% и мужское население - 58,4% соответственно. Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально значимых заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические респираторные заболевания, сахарный диабет. В основе этих заболеваний лежат поведенческие факторы риска, такие, как курение, потребление алкоголя и другие. Проведенные социологические исследования и скрининговые обследования показали, что распространенность табакокурения среди населения старше 12 лет в Казахстане составляет 22,8%, потребления алкоголя в опасных дозах - 18,1%, избыточной массы тела - 36,9%, из них с ожирением - 7,7%, достаточного употребления фруктов и овощей - 12,3%, физической активности - 13,3%. По опыту развитых стран для устойчивости процесса ФЗОЖ в стране настоятельно рекомендуется формирование специального Фонда оздоровления нации путем отчисления 1% налога на табачные и алкогольные изделия. Одним из наиболее успешных примеров государственной и общественной политики, направленной на сокращение табакокурения и злоупотребления алкоголем, является опыт Таиланда, где 2% налоговых поступлений от табачной и алкогольпроизводящей индустрии (специфический налог) аккумулируются в Национальном Фонде по охране здоровья населения Таиланда, который финансирует бюджетные профилактические программы по борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем. В результате деятельности Фонда сократилось количество курящих и потребляющих алкоголь, а также отмечается значительная экономия бюджетных расходов на лечение. Мировая практика показывает, что фонды содействия здоровью являются эффективным средством контроля над табаком и могут использоваться более широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Высокая распространенность факторов риска сформировала высокий уровень заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (далее - ХНЗ). Именно эти заболевания, а также травмы, несчастные случаи и отравления возглавляют структуру заболеваемости и смертности населения Казахстана. Уровень общей заболеваемости взрослого населения Казахстана болезнями системы кровообращения в 2006 году составил 9178,0, травмами и отравлениями - 3813,4 и новообразованиями 1687,9 случаев на 100 000 населения. Смертность вследствие болезней системы кровообращения составила 533,1, травм и отравлений - 150,2 и злокачественных новообразований 118,6 на 100000 населения соответственно. За период с 1975 по 2006 годы в Казахстане отмечается неуклонный рост показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний: с 255,4 до 533,1 на 100 тыс. населения. При этом в странах Европейского региона за этот же период смертность от заболеваний системы кровообращения снизилась почти в 1,5 раза и составляет, например, в Финляндии среди мужчин 15-59 лет 65 случаев на 100 000 соответствующего населения. Смертность от травм и отравлений в 1,5-1,8 раза выше, чем в странах Центральной Азии и более чем в 3 раза выше стран Евросоюза. Смертность вследствие злокачественных новообразований в 1,5-2,5 раза выше, чем в странах Центрально-Азиатского региона. При этом только у 3/4 больных диагностируются I-III стадии онкологического процесса, остальные поступают с диссеминированными формами заболевания. Установлено, что 70-80% бюджета здравоохранения тратится на лечение хронических заболеваний и пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, являются интенсивными потребителями медицинских услуг. Смерть в раннем возрасте, жизнь с хроническим заболеванием или инвалидностью приводит к тяжелым экономическим последствиям для семьи и общества. Работодатели и общество несут потери, связанные с пропуском рабочих дней, снижением производительности труда и текучестью кадров. Семьи и общество несут бремя расходов на здравоохранение (прямых и косвенных), сокращения доходов, раннего выхода на пенсию и повышенной зависимости от социального обеспечения и социальных пособий. Так, в Российской Федерации в 2005 году потеря национального дохода, связанная с сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультом и диабетом, составляла 11 млрд. международных долларов, а в период с 2005 по 2015 годы страна потеряет более 300 млрд. международных долларов. Аналогичная ситуация может ожидать и Казахстан. Согласно расчетам экспертов, полное исключение смертности от болезней системы кровообращения позволило бы увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 13,28 лет (13,05 - город и 13,48 - село) у мужчин и 18,21 лет (19,3 - город и 17 - село) у женщин. Эффект устранения смертности от несчастных случаев, отравлений и травм обеспечит прирост продолжительности жизни мужского населения на 4,23 года (4,58 - город и 3,66 - село), а женского на 1,43 года (1,55 - город и 1,21 - село); при исключении новообразований - на 1,6 и 1,9 лет соответственно. Международный опыт показывает, что своевременное выявление и качественное лечение артериальной гипертензии приводит к сокращению на 30-40% риска инсульта. При проведении широкомасштабных профилактических мер в США за период с 1972 по 1994 гг. удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 2 раза, а смертность от инфаркта - в 2,5 раза. Только за счет снижения среднего уровня холестерина, распространенности курения и повышенного артериального давления смертность от ишемической болезни сердца в Финляндии снизилась на 80% в 1972-1992 гг. В Ирландии за период с 1985 по 2000 годы на 48,1% удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактические программы и в бывшем СССР также позволили снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 41%. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Казахстаном, является необходимость сокращения бремени заболеваемости хронической патологией и преждевременной смертности. Учитывая высокую заинтересованность мирового сообщества в снижении бремени заболеваемости, преждевременной смертности и укрепления здоровья, ВОЗ только за последние годы был принят не один стратегический документ, к которым присоединился и Казахстан: Европейский план действий по алкоголю (2000), Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (2003), Хельсинковская Декларация и план действий по улучшению условий жизни и здоровья детей (2004), Глобальная стратегия в области питания, физической активности и здоровья (2004), Бангкокская декларация по укреплению здоровья в условиях глобализации (2005), Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (2006), Европейская Хартия по борьбе с ожирением (2006). Данные документы предлагают странам активное содействие в разработке и осуществлении эффективных комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения по следующим направлениям: 1) ответственность правительства за выработку государственной политики по снижению воздействия факторов риска для здоровья, с вовлечением всех причастных к нему секторов экономики, в достижении полного потенциала здоровья каждого индивида; 2) создание условий для принятия решений в пользу здорового образа жизни; 3) образование и профилактика на всю жизнь, как капиталовложение в здоровье и устойчивое развитие; 4) создание системы здравоохранения и соответствующей инфраструктуры, отвечающей потребностям населения для повышения их возможности в сохранении и укреплении здоровья. За последние годы была разработана определенная законодательная база, обеспечивающая деятельность организаций службы ФЗОЖ Республики Казахстан и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний и факторов риска социально значимых заболеваний для сохранения и укрепления здоровья населения на межведомственном уровне. Однако современные подходы к ФЗОЖ, факторной профилактике заболеваний и сохранению здоровья граждан требуют дальнейшего совершенствования действующей и разработки новой законодательной основы с учетом современного состояния здоровья населения и международного опыта. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» (2006) и Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216 поставили задачу коренного улучшения процесса ФЗОЖ в оздоровлении нации. Сегодня Казахстан имеет национальную политику формирования здорового образа жизни, вобравшую в себя лучший мировой опыт. Создана служба ФЗОЖ, представленная на национальном, областном, городском и районном уровнях. К сожалению, на сегодня лишь в Жамбылской области служба представлена на всех уровнях. Имеются проблемы с кадровой обеспеченностью. Так, обеспеченность врачами и средним медперсоналом на уровне региональных центров ФЗОЖ составляет 78%, менее 50% - в Северо-Казахстанской, Костанайской, Мангыстауской областях. Финансирование Центров ФЗОЖ из региональных бюджетов осуществляется без учета объема выполняемых работ, количества населения, заболеваемости и нужд организаций службы ФЗОЖ для реализации программы «Здоровый образ жизни». При одинаковом объеме задач финансирование службы ФЗОЖ на душу населения значительно отличаются по регионам - от 6 тенге в Южно-Казахстанской и Алматинской областях до 51 тенге в Мангыстауской области. В 2006 году финансирование мероприятий по ФЗОЖ по республике составило не более 0,15% от общих расходов на здравоохранение. Вместе с тем, международный опыт показывает, что добиться каких-либо успехов в политике ФЗОЖ можно при затратах не менее 3% от общих расходов на здравоохранение. В связи с этим, для достижения результативности в укреплении здоровья необходимо обеспечить устойчивость процесса ФЗОЖ путем поэтапного увеличения финансирования Программы с 1% от бюджета здравоохранения в 2009 году до 3% в перспективе. Одним из подходов усиления процесса ФЗОЖ является обеспечение его непрерывности, которая достигается внедрением принципа «образование и укрепление здоровья на всю жизнь», где также имеются определенные сложности, требующие своего кардинального решения. Например, для обучения и привития навыков здорового образа жизни учащимся с 1998 года в организациях системы образования на всех уровнях внедряется предмет «Валеология - Как быть здоровым» как факультативное занятие, однако к 2006 году количество школ, где внедрен предмет «Валеология», снизился до 72%, а на последующих уровнях обучения - до 10%. В обеспечении непрерывности повышения информированности и формирования навыков здорового образа жизни большую роль играют средства массовой информации. На фоне возрастающего количества программ, очень мало специальных передач, роликов и выделенных ресурсов в средствах массовой информации (далее - СМИ) в рамках государственного заказа или в рамках социально ответственного бизнеса, способствующих пропаганде здорового образа жизни и укреплению здоровья. Одним из основных компонентов в создании эффективной системы ФЗОЖ, наряду с ее устойчивостью и непрерывностью, является обеспечение комплексности. Это повышение ответственности правительственных органов за выработку государственной политики по снижению воздействия факторов риска для здоровья, с вовлечением всех причастных к нему секторов, в достижении полного потенциала здоровья каждого индивида, создании условий для принятия решений в пользу здорового образа жизни, при активном участии самого населения. Межведомственная работа на региональном уровне координируется рабочими группами в составе Координационного совета по охране здоровья при акимах. Вместе с тем, рабочие группы работают недостаточно активно, только в Жамбылской и Павлодарской областях принята программа совершенствования региональной службы ФЗОЖ и усиления межведомственной работы. На этапе становления службы ФЗОЖ межотраслевое взаимодействие было эффективным, однако в последующем, в связи с разделением и созданием самостоятельных центральных уполномоченных органов, комплексная межсекторальная программа стала отраслевой, отсутствовал координационный механизм на национальном уровне. Концентрация усилий на комплексном, непрерывном подходе и обеспечении устойчивости системы ФЗОЖ - усиление контроля над поведенческими факторами риска, раннее выявление заболеваний, снижение предотвратимой инвалидности и смертности позволит улучшить качество жизни населения и устойчивое развитие казахстанского общества.
4. Цель, задачи Программы
Целью Программы является оздоровление населения и увеличение средней продолжительности жизни. Основными задачи Программы являются: 1. Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья, развитию потенциала здоровья населения и формированию культа здоровья. 2. Создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы формирования здорового образа жизни. На первом этапе (2008 - 2010 годы) предполагается активное вовлечение всех секторов с целью решения задач комплексного подхода к предупреждению отдельных социально значимых заболеваний и факторов риска. Особое внимание будет уделяться формированию здорового окружения на уровне отдельных групп населения и сообществ (дети, подростки, молодежь, лица с факторами риска основных социально значимых заболеваний). На уровне первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) произойдет смещение приоритетов от лечения больных к профилактике заболеваний и укреплению здоровья «здоровых». На втором этапе (2011 - 2013 годы) основное внимание будет сосредоточено на интегрированном, мультифакторном подходе, направленном на устранение основных факторов риска здоровья. Предполагается усиление деятельности медицинских работников в укреплении здоровья населения, особенно на уровне ПМСП, через механизмы экономического стимулирования. Решение социальных вопросов, влияющих на показатели здоровья, на национальном и местном уровнях получит более активную поддержку других секторов экономики. На третьем этапе (2014 - 2016 годы) будет достигнута интеграция усилий всего общества в области развития потенциала здоровья, концентрирующаяся на первопричинах заболеваний. Национальная политика охраны здоровья и направление деятельности сектора здравоохранения будут ориентированы на здоровье «здоровых», развитие потенциала здоровья индивида при активном участии самого населения.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Реализация программы будет осуществляться по следующим направлениям: 1. Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика: 1) поведенческих факторов риска - табакокурения, чрезмерного потребления алкоголя, употребления наркотиков, некачественного и нерационального питания, низкой физической активности; 2) социально значимых заболеваний и травматизма; 3) охраны репродуктивного здоровья. 2. Усиление межсекторального взаимодействия и вовлечение всего казахстанского сообщества в формирование здорового образа жизни: 1) усиление формирования здорового образа жизни в рамках первичной медико-санитарной помощи; 2) усиление роли образования в формировании здорового образа жизни; 3) повышение роли СМИ в пропаганде здорового образа жизни; 4) усиление связи здорового образа жизни и окружения человека; 5) участие неправительственных организаций и бизнес-сообщества в формировании здорового образа жизни; 6) обеспечение правовой среды для формирования здорового образа жизни; 7) научное сопровождение формирования здорового образа жизни; 8) усиление ресурсного и институционального обеспечения системы формирования здорового образа жизни.
5.1. Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика заболеваний Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья, развитию потенциала здоровья населения и формированию культа здоровья будет осуществляться путем формирования у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактики: 1) поведенческих факторов риска: табакокурения, чрезмерного потребления алкоголя, употребления наркотиков, некачественного и нерационального питания, низкой физической активности через повышение информированности населения о последствиях для здоровья поведенческих факторов риска, выработку мотивации и содействие созданию условий для ведения здорового образа жизни. Информационная пропаганда будет осуществляться посредством электронных и печатных СМИ, разработки и распространения среди населения информационно-образовательных материалов по профилактике поведенческих факторов риска. В информирование населения о вреде и последствиях поведенческих факторов риска и профилактическую работу, особенно среди детей, подростков, молодежи, будут широко вовлечены медицинские работники ПМСП и педагоги. Будет повышен уровень информированности детей, подростков, молодежи о вреде и последствиях, связанных с табакокурением, алкоголизмом, употреблением наркотиков посредством разработки и внедрения обучающих образовательных комплексов в системе среднего и высшего образования. Получит дальнейшее развитие волонтерское движение. Значительное внимание будет уделено мобилизации общества путем разработки и внедрения целенаправленных мероприятий на местном уровне на основе имеющегося опыта в отдельных регионах страны, широкомасштабных акций, декадников, Всемирных дней, направленных на профилактику поведенческих факторов риска. Будут рассматриваться наиболее эффективные пути снижения влияния информации, прямо или косвенно способствующей приобщению населения к потреблению табачных и алкогольных изделий. В проведение пропаганды и создания социально приемлемого имиджа ведения здорового образа жизни в обществе будут привлечены лидеры и знаменитые люди страны (политики, деятели культуры, спортсмены). Содействие снижению табакокурения будет осуществляться через «группы влияния»: работники системы здравоохранения, образования и государственные служащие, путем стимулирования и формирования системы поощрения отказа от курения. Будет продолжена работа по обеспечению прав граждан на чистый воздух, безопасное окружение и получение информации путем разработки мер, направленных на расширение границ территорий, свободных от табачного дыма и потребления алкогольной продукции, а также на свободный доступ к полной и достоверной информации о неблагоприятном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на здоровье человека. Для оказания психологической помощи созависимым лицам, желающим бросить курить, злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики будут приняты меры по расширению сети кризисных центров, совершенствованию системы медико-психологической помощи и работы телефонных линий доверия. Создание и развитие сети молодежных центров здоровья позволит предоставить комплексную медико-психосоциальную помощь детям, подросткам и молодежи в преодолении личных и социальных проблем. Будет усилена работа по формированию ответственного отношения к своему здоровью, особенно у детей, подростков и молодежи, путем привития им жизненных навыков ответственного поведения, противодействия внешнему давлению с использованием интерактивных технологий и принципа «равный равному». Будут разработаны меры приоритетной поддержки развития малого бизнеса по производству и реализации национальных кисломолочных напитков на местном уровне. Будут проведены мероприятия, касающиеся вопросов сертификации пищевых продуктов с учетом международных рекомендаций. Большое внимание будет уделено обогащению витаминно-минеральными комплексами продуктов питания, в том числе предназначенных специально для грудных детей и детей раннего возраста с контролем над соблюдением норм. Будут проведены необходимые содействия по обеспечению доведения уровня фортификации муки железом и йодирования соли до 100%. Продолжатся мероприятия по содействию распространения практики исключительно грудного вскармливания в соответствие с рекомендациями ВОЗ, как минимум, до шести месяцев и параллельному совершенствованию технологий введения правильного прикорма. Повысится уровень информированности и образованности педагогов, медицинских работников в вопросах культуры качественного питания. Улучшится качество питания путем усиления контроля и соблюдения, совершенствования гигиенических норм и правил безопасности в производстве, переработки и хранения пищевых продуктов. Содействие в обеспечении населения безопасной питьевой водой позволит снизить имеющиеся в ряде регионов страны проблемы, связанные как с определенными классами болезней, так и внесут свой вклад в экологическую безопасность страны. Будут разработаны предложения по созданию возможностей продвижения продуктов питания, фруктов и овощей местного производства в соответствии с сезоном по доступным для населения ценам. Будут продолжены организационные и разъяснительные мероприятия, направленные на постепенный охват учащихся предшкольных и начальных, затем старших классов горячим питанием. Будут предложены меры по повышению заинтересованности местных производителей по поставке качественных продуктов питания в школы, совершенствованию форм обеспечения продуктами питания школьных столовых. Будут выработаны предложения по улучшению качества питания через экономические меры, послабление налогового бремени для школьных столовых.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |