Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электроэнцефалографические показатели




По нашим наблюдениям, у 70-80% детей с дислексией встречаются аномалии биоэлектрической активности голов­ного мозга [Корнев А. Н., Ефремов К. Д., 1985]. Преобладаю­щими типами ЭЭГ, по классификации Е. А. Жирмунской, у них являются десинхронизированный и дизритмический (табл. 1). Диффузные корковые нарушения встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем на ЭЭГ здоровых детей. Локальные корковые изменения более характерны для детей с дисфазической дислексией и почти не обнаруживаются при дисгнозическом ее варианте. Чаще всего они представлены медлен­ными полиморфными волнами в лобно-височных областях, которые выявляются в основном при функциональных на­грузках.

У обследованных нами детей выявлен низкий индекс аль­фа-ритма, частота которого (8,1—8,4 Гц) соответствует нор­ме более младшего возраста (5—6 лет). Показатели средней мощности биопотенциалов ЭЭГ, фаз неспецифического от­вета, частотной характеристики основного ритма достовер­но отличают детей с дислексией от здоровых и дисфазический ее вариант от дисгнозического. Величина средней мощности ЭЭГ в левом полушарии у детей «дисфазической» подгруппы достоверно снижена по сравнению с нормой. По тому же показателю у них существуют достоверные межполушарные различия. У детей с дислексией без речевых нарушений («дисгнозическая» подгруппа) отмечается наи­более выраженное преобладание негативной волны неспе­цифического ответа вызванного потенциала на световой раз­дражитель (индекс К = 2,0 при р < 0,01). Ответы у этих больных отличаются более широкой генерализацией и боль­шей стабильностью появления.

Нарушения биоэлектрической активности стволовой ло­кализации наблюдаются, по нашим данным, наиболее час­то (60% случаев) и носят характер либо билатеральных дель­та-волн, часто пароксизмального характера, либо грубой дизритмии с усилением общей амплитуды, появлением по­лиморфных медленных волн. Типичной для детей с дислек­сией является замедленность восстановления картины ЭЭГ, нарушенной гипервентиляцией.

Как показывает электроэнцефалографическое исследо­вание, детей с дислексией отличают от здоровых сверст­ников большая выраженность межполушарной асиммет­рии и десинхронизация электрической активности, что указывает на преобладание дисфункции мезэнцефального уровня ствола головного мозга. Снижение у них общей мощности ЭЭГ, вероятно, вызвано блокированием восхо­дящих влияний и угнетением верхнестволовых синхрони­зирующих аппаратов мозга. Большая частота стволовых реакций на функциональные нагрузки в виде медленной полиморфной активности (дизритмии) свидетельствует о преобладании десинхронизирующих влияний нижнество­ловых активирующих систем. Наиболее типичная форма патологической стволовой реакции в виде легко возни­кающих билатеральных медленных волн при ГВ с недоста­точным и замедленным восстановлением после нагрузки (более чем через 5 минут) указывает на функциональную слабость неспецифических систем мозга, которая, по-ви­димому, обусловлена их незрелостью или резидуальным поражением. Это подтверждают и нарушения неспецифи­ческих ответов вызванных потенциалов на световые сиг­налы, в которых преобладают негативные фазы над пози­тивными (индекс К в табл. 1).

Как было указано выше, для детей с дислексией харак­терна высокая распространенность нарушений основного вида активности — альфа-ритма, выражающихся в досто­верно более низком индексе и частоте по сравнению со здо­ровыми сверстниками. Поскольку альфа-ритм отражает функциональное состояние коры головного мозга в бодрст­вовании «покоя», в котором находится испытуемый при ре­гистрации фоновой ЭЭГ, недостаточная его сформированность и низкая частота указывают на слабость функции.

Таким образом, для детей с дислексией, имеющих нару­шение не только письменной, но и устной речи, характерно сочетание дисфункции стволовых систем с локальными кор­ковыми и межполушарными нарушениями, что отличает их от тех, кто имеет «дисгнозический» вариант расстрой­ства. Эти особенности указывают на наличие у них систем­ного нарушения на разных уровнях ЦНС. То, что стволо­вые реакции ЭЭГ при гипервентиляции у детей обеих подгрупп существенно не различаются, подтверждает общ­ность у них механизмов нарушения подкорковых генери­рующих неспецифических систем мозга.

Следует подчеркнуть, что нарушения биоэлектрической активности у детей с дислексией непостоянны и выявляют­ся в основном при функциональных нагрузках. Это связано, по-видимому, с преимущественно функциональной, а не ор­ганической неполноценностью мозговых систем у этих детей, возникшей в результате задержки их созревания. Об этом же свидетельствуют замедленность альфа-ритма, несформированность его, легкость возникновения стволовой реакции и преобладание негативной фазы неспецифического ответа, что чаще связывают у детей с незрелостью мозговых структур.

Описанные ЭЭГ-феномены во многом согласуются с дан­ными других авторов [Исаев Д. Н. и др., 1974; Goldberg H., 1966; Schwalb E. et al., 1971]. Они подтверждают выводы, основанные на клинических наблюдениях, о сочетании дизонтогенетических и энцефалопатических механизмов в па­тогенезе специфических нарушений чтения у детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.