КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Электроэнцефалографические показатели
По нашим наблюдениям, у 70-80% детей с дислексией встречаются аномалии биоэлектрической активности головного мозга [Корнев А. Н., Ефремов К. Д., 1985]. Преобладающими типами ЭЭГ, по классификации Е. А. Жирмунской, у них являются десинхронизированный и дизритмический (табл. 1). Диффузные корковые нарушения встречаются в 3-3,5 раза чаще, чем на ЭЭГ здоровых детей. Локальные корковые изменения более характерны для детей с дисфазической дислексией и почти не обнаруживаются при дисгнозическом ее варианте. Чаще всего они представлены медленными полиморфными волнами в лобно-височных областях, которые выявляются в основном при функциональных нагрузках. У обследованных нами детей выявлен низкий индекс альфа-ритма, частота которого (8,1—8,4 Гц) соответствует норме более младшего возраста (5—6 лет). Показатели средней мощности биопотенциалов ЭЭГ, фаз неспецифического ответа, частотной характеристики основного ритма достоверно отличают детей с дислексией от здоровых и дисфазический ее вариант от дисгнозического. Величина средней мощности ЭЭГ в левом полушарии у детей «дисфазической» подгруппы достоверно снижена по сравнению с нормой. По тому же показателю у них существуют достоверные межполушарные различия. У детей с дислексией без речевых нарушений («дисгнозическая» подгруппа) отмечается наиболее выраженное преобладание негативной волны неспецифического ответа вызванного потенциала на световой раздражитель (индекс К = 2,0 при р < 0,01). Ответы у этих больных отличаются более широкой генерализацией и большей стабильностью появления. Нарушения биоэлектрической активности стволовой локализации наблюдаются, по нашим данным, наиболее часто (60% случаев) и носят характер либо билатеральных дельта-волн, часто пароксизмального характера, либо грубой дизритмии с усилением общей амплитуды, появлением полиморфных медленных волн. Типичной для детей с дислексией является замедленность восстановления картины ЭЭГ, нарушенной гипервентиляцией. Как показывает электроэнцефалографическое исследование, детей с дислексией отличают от здоровых сверстников большая выраженность межполушарной асимметрии и десинхронизация электрической активности, что указывает на преобладание дисфункции мезэнцефального уровня ствола головного мозга. Снижение у них общей мощности ЭЭГ, вероятно, вызвано блокированием восходящих влияний и угнетением верхнестволовых синхронизирующих аппаратов мозга. Большая частота стволовых реакций на функциональные нагрузки в виде медленной полиморфной активности (дизритмии) свидетельствует о преобладании десинхронизирующих влияний нижнестволовых активирующих систем. Наиболее типичная форма патологической стволовой реакции в виде легко возникающих билатеральных медленных волн при ГВ с недостаточным и замедленным восстановлением после нагрузки (более чем через 5 минут) указывает на функциональную слабость неспецифических систем мозга, которая, по-видимому, обусловлена их незрелостью или резидуальным поражением. Это подтверждают и нарушения неспецифических ответов вызванных потенциалов на световые сигналы, в которых преобладают негативные фазы над позитивными (индекс К в табл. 1). Как было указано выше, для детей с дислексией характерна высокая распространенность нарушений основного вида активности — альфа-ритма, выражающихся в достоверно более низком индексе и частоте по сравнению со здоровыми сверстниками. Поскольку альфа-ритм отражает функциональное состояние коры головного мозга в бодрствовании «покоя», в котором находится испытуемый при регистрации фоновой ЭЭГ, недостаточная его сформированность и низкая частота указывают на слабость функции. Таким образом, для детей с дислексией, имеющих нарушение не только письменной, но и устной речи, характерно сочетание дисфункции стволовых систем с локальными корковыми и межполушарными нарушениями, что отличает их от тех, кто имеет «дисгнозический» вариант расстройства. Эти особенности указывают на наличие у них системного нарушения на разных уровнях ЦНС. То, что стволовые реакции ЭЭГ при гипервентиляции у детей обеих подгрупп существенно не различаются, подтверждает общность у них механизмов нарушения подкорковых генерирующих неспецифических систем мозга. Следует подчеркнуть, что нарушения биоэлектрической активности у детей с дислексией непостоянны и выявляются в основном при функциональных нагрузках. Это связано, по-видимому, с преимущественно функциональной, а не органической неполноценностью мозговых систем у этих детей, возникшей в результате задержки их созревания. Об этом же свидетельствуют замедленность альфа-ритма, несформированность его, легкость возникновения стволовой реакции и преобладание негативной фазы неспецифического ответа, что чаще связывают у детей с незрелостью мозговых структур. Описанные ЭЭГ-феномены во многом согласуются с данными других авторов [Исаев Д. Н. и др., 1974; Goldberg H., 1966; Schwalb E. et al., 1971]. Они подтверждают выводы, основанные на клинических наблюдениях, о сочетании дизонтогенетических и энцефалопатических механизмов в патогенезе специфических нарушений чтения у детей.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |