КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. 1. Понятие и формы государственного устройства
Темы рефератов План
1. Понятие и формы государственного устройства. 2. Конституционно–правовой статус РФ. 3. Виды субъектов РФ и их конституционно–правовой статус. 4. Предметы ведения РФ. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Предметы ведения субъекта РФ.
1. Автономия как форма решения национального вопроса в СССР. 2. Полномочия Российской Федерации в области защиты прав граждан, законодательства, безопасности и правопорядка. 3. Правовая основа разрешения проблемы языков в России. 4. Административно–территориальные и национально–административные единицы в Российской Федерации.
Главная задача первого вопроса – рассмотреть понятие государственного устройства, понятие национально–государственного устройства, а так же формы государственного устройства (унитарные и федеративные государства, конфедерация). Особое внимание нужно обратить на виды федераций. Студенту важно знать классификацию федераций, чтобы дать общую характеристику РФ. Важную роль в понимании федерализма играет история основания и развития России как федерации. Национальный суверенитет и его реализация в России. Нельзя обойти вниманием теорию автономии в России. Во втором вопросе надо охарактеризовать федеративную природу современной России со всеми атрибутами федеративного государства: Единство. Государственный суверенитет РФ. Территория. Государственный язык. Государственные символы РФ. Гражданство. Система государственных органов. Правовая система. Единое экономическое пространство. При освещении данного вопроса следует опираться на статьи 1, 3–6, 67 – 71, 74 – 75 Конституции РФ. При освещении третьего вопроса следует охарактеризовать виды субъектов, входящих в состав РФ. Рассматривая конституционный статус субъектов Российской Федерации следует учитывать, что их статус определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией (уставом) субъекта. При рассмотрении отдельно конституционного статуса республик в составе РФ, статуса автономий и других субъектов предлагается подготовить таблицу их сравнения по отдельным признакам, например по наличию государственного языка. Следует обратить внимание на такую особенность статусов субъектов, как: В РФ не предусмотрено права их одностороннего выхода из РФ. Субъекты не в праве в одностороннем порядке изменить свой статус – необходимо взаимное соглашение РФ и ее субъекта и принятие Федерального Конституционного Закона (ст. 45, 66 Конституции РФ). Кроме того, важное значение имеет преобразование Коми–Пермяцкого Автономного округа и Пермской области в Пермский край с 1 декабря 2005 г., на что было бы интересно выслушать мнение студентов. Обращаясь к четвертому вопросу, желательно сначала немного поговорить о возможных вариантах распределения компетенции между федерацией и ее субъектами. Далее нужно подробно охарактеризовать компетенцию РФ по ст.71 Конституции РФ, так называемые предметы исключительного федерального ведения. Для удобства их можно сгруппировать: в области государственного строительства; в области экономической, социальной и культурной политики; в области внешней политики, обороны и безопасности; в области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и правосудия. Затем следует рассмотреть специфику совместного ведения РФ и субъектов РФ, что можно сделать по пунктам ч.1 ст. 72 Конституции РФ, которые также для удобства необходимо сгруппировать по тем же пунктам. Что касается собственного ведения субъектов РФ необходимо исходить из ст. 72 и 73 Конституции РФ, а так же конституции или устава субъекта РФ. При освещении данного вопроса необходимо учитывать Федеративный договор о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов. В заключительном вопросе семинарского занятия необходимо рассмотреть перспективы развития союза России и Белоруссии.
Практическое занятие – 2 часа 1. На основе изучения текста Федеративного договора от 31 марта 1992 г. и норм главы 3 Конституции РФ начертите схемы: – классификация субъектов Российской Федерации; – предметы ведения России; – предметы совместного ведения России и ее субъектов; – органы Союзного государства России и Белоруссии. 2. Составьте список постановлений Конституционного суда РФ по вопросам федеративных отношений. 3. Законспектируйте основные нормативные документы по вопросам создания Союзного государства России и Белоруссии.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 29, 39]. Тема 11. Конституционные основы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации.
Семинарское занятие – 2 часа
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |