Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средостение




Плевра.

Плевра – это серозная оболочка, покрывающая каждое легкое. Она состоит из двух листков – наружного или пристеночного и внутреннего или висцерального. Висцеральный листок сращен с легкими, покрывая их со всех сторон. Пристеночный листок плевры, следует по стенкам грудной полости. Правая и левая полости плевры между собой не сообщаются.

Травма грудной клетки с повреждением пристеночной плевры может вызвать поступление воздуха в полость плевры – пневмоторакс. Воспаление плевры называется плевритом.

Различают переднюю, нижнюю и заднюю границы легких и плевры. Их определяют перкуссией.

Средостением называется комплекс органов, ограниченный обоими плевральными мешками. Эти органы заполняют пространство, ограниченное по бокам плеврой, снизу – диафрагмой, сзади – грудным отделом позвоночника, спереди – грудиной.

Средостение разделяется на переднее и заднее. Границей между ними служит, мысленно проводимая, фронтальная плоскость в задней части корней правого и левого легкого.

В переднем средостении располагаются сердце, вследствие чего на средостенной поверхности легкого имеется сердечное вдавление, соответствующее выпуклости сердца. В переднем средостении находятся также тимус, кровеносные сосуды, диафрагмальные нервы.

В заднем средостении проходят пищевод, грудная аорта, ветви блуждающего нерва, непарная и полунепарная вены, грудной лимфатический проток и симпатические стволы с отходящими от них чревными нервами.

 

 

Процесс дыхания и газообмен в легких

Благодаря ритмичному сокращению диафрагмы (16-18 раз в минуту) и других дыхательных мышц (наружных и внутренних межреберных мышц) объем грудной клетки то увеличивается (при вдохе), то уменьшается (при выдохе). При расширении грудной клетки легкие пассивно растягиваются, расширяются. При этом давление в легких понижается и становится ниже атмосферного (на 3-4 мм.рт.ст). Поэтому воздух через дыхательные пути из внешней среды устремляется в легкие. Так происходит вдох. При глубоком вдохе, форсированном дыхании сокращаются не только дыхательные мышцы, но и вспомогательные (мышцы плечевого пояса, шеи, туловища). Выдох осуществляется при расслаблении мышц вдоха и сокращении мышц выдоха (внутренние межреберные мышцы, мышцы передней брюшной стенки). Приподнятая и расширенная при вдохе грудная клетка в силу своей тяжести и при действии ряда мышц живота опускается. Растянутые легкие благодаря своей эластичности уменьшаются в объеме. При этом давление в легких резко возрастает, и воздух покидает легкие. Так происходит выдох. При кашле, чиханье, быстром выдохе участвуют мышцы живота, брюшного пресса, ребра (грудная клетка) опускаются, диафрагма резко поднимается.

В легких происходит газообмен между поступающим в альвеолы воздухом и протекающей по капиллярам кровью. Интенсивному газообмену между воздухом альвеол и кровью способствует малая толщина так называемого аэрогематического барьера. Этот барьер между воздухом и кровью образован стенкой альвеолы и стенкой кровеносного капилляра. Толщина барьера – около 2,5 мкм. Стенки альвеол построены из однослойного плоского эпителия (альвеолоцитов), покрытого изнутри, со стороны просвета альвеол, тонкой пленкой фосфолипида – сурфактантом. Сурфактант препятствует слипанию альвеол при выдохе и понижает поверхностное натяжение. Альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров, что сильно увеличивает площадь, на которой совершается газообмен между воздухом и кровью.

Во вдыхаемом воздухе – в альвеолах – концентрация кислорода (парциальное давление) намного выше (100 мм.рт.ст), чем в венозной крови (40 мм.рт.ст), протекающей по легочным капиллярам. Поэтому кислород легко выходит из альвеол в кровь, где он быстро вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов. Одновременно углекислый газ, концентрация которого в венозной крови капилляров высокая (47 мм.рт.ст), диффундирует в альвеолы, где капиллярное давление СО2 значительно ниже (40 мм.рт.ст). из альвеол легкого углекислый газ выводится с вдыхаемым воздухом.

Таким образом, разница в давлении (напряжении) кислорода и СО2 в альвеолярном воздухе, в артериальной и венозной крови дает возможность кислороду диффундировать из альвеол в кровь, а углекислому газу – из крови в альвеолы.

 

Воздушная среда и здоровье

Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков. Пребывание детей и подростков в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний.

Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и отрицательные ионы, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается.

От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание.

Поскольку при физической работе (уроки физического воспитания, труда в мастерских) количество выделяемой учащимися углекислоты возрастает в 2-3 раза, необходимый объем воздуха, который нужно обеспечить в физкультурном зале, в мастерских, соответственно возрастает до 10-15 м3.

Физиологическая потребность детей в чистом воздухе обеспечивается устройством системы центральной вытяжной вентиляции и форточек или фрамуг. В химической и физической лабораториях устраивают дополнительные вытяжные шкафы. В целях борьбы с пылью не реже одного раза в месяц следует проводить генеральную уборку с мытьем панелей, радиаторов, подоконников, дверей, тщательной протиркой мебели.

 

Гигиенические требования к микроклимату школьных помещений

Микроклимат школьных помещений – это совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Значение оптимального микроклимата для здоровья и работоспособности учащихся и учителей не меньшее, чем других параметров санитарного состояния и содержания учебных помещений школы.

В классе должен соблюдаться определённый воздушно-тепловой режим: температура воздуха - в пределах 18-20° С при относительной влажности 40-60 %. Температура воздуха измеряется у доски на высоте головы учащихся. В учебных мастерских температура воздуха должна составлять +15 - +170 С, в актовом зале - +18 - +220 С, в спортзале - +15 - +170 С, в раздевалке спортзала - +19 - +230 С, в кабинете врача - +21 - +230 С, в библиотеке - +17 - +210 С.

В период эпидемиологического благополучия в школьных помещениях проводится влажная уборка с использованием соды, мыла и синтетических средств. Уборку классов проводят после окончания уроков. Классные доски моют теплой водой без мыла и насухо протирают чистой ветошью. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. В летний период проводится дезинсекция – уничтожение мух и тараканов.

Рис. Дыхательная

система (схема)

1 – полость рта, 2 – носовая часть

глотки, 3 – мягкое нёбо, 4 – язык,

5 – ротовая часть глотки, 6 – над-

гортанник, 7 – гортанная часть

глотки, 8 – гортань, 9 – пищевод,

10 – трахея, 11 – верхушка лег-

кого, 12 – верхняя доля левого

легкого, 13 – левый главный

бронх, 14 – нижняя доля левого

легкого, 15 – альвеолы, 16 – пра-

вый главный бронх, 17 – правое

легкое, 18 – подъязычная кость,

19 – нижняя челюсть, 20 – пред-

дверие рта, 21 – ротовая щель,

22 – твердое нёбо, 23 – носовая

полость

 

 

Особенности организации мочевыделительной системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.