КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности нервной системы
И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, Рекомендовано Региональным центром Сибирского федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности в качестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высших и средних учебных заведений УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ^7 СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО © НОВОСИБИРСК • 2009 УДК 613.9(075.8) ББК 51.283.8я73-1+57.31я73-1 Л88 ОГЛАВЛЕНИЕ
Лысова Н. Ф. Л88 Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 398 с. — (Университетская серия). ISBN 978-5-379-00459-0 В учебном пособии рассматриваются закономерности индивидуального развития детей и подростков, гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе, вопросы биоритмологии, перечислены базовые методики диагностирования физиологического уровня развития ребенка. Основное внимание уделено строению и функционированию нервной системы, психофизиологическим особенностям организма в различные периоды онтогенеза. В конце книги приводится список основных терминов и даны тестовые задания. Содержание пособия соответствует новому Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям. Для студентов всех факультетов педагогических вузов. Может быть полезно студентам медицинских учебных заведений, а также учителям общеобразовательных учреждений. УДК 613.9 (075.8) ББК 51.283.8я73-1+57.31я73-1 Лысова Н. Ф-, Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., Ширшова В. М.. Сибирское университетское издательство,2009 ISBN 978-5-379-00459-0 ВВЕДЕНИЕ......................................................... '.:.............................................................. 7 Глава 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА............................................................. 9 1.1. Целостность и фазность (этапность) онтогенеза......................................................... 10 1.2. Гетеросенситивность........................... Г^;;................................................................... 16 1.3. Непрерывность и неравномерность роста и развития................................................. 17 1.4. Гетерохронность роста и развития....................*......................................................... 18 1.5. Биологическая надежность.......................... .:.iC.......................................................... 21 1.6. Адаптивность.................................................:..'........................................................... 22 1.7. Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант......................... 23 Контрольные вопросы........................................................................................................ 24 Глава 2. РАЗВИТИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА............................. 25 2.1. Строение и функции костной системы человека......................................................... 26 2.2. Строение и функции мышечной системы человека.................................................... 33 2.3. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей................................................. 39 Контрольные вопросы........................................................................................................ 42 Глава 3. АНАТОМОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ................................................. 43 3.1. Общий план строения нервной системы..................................................................... 43 3.2. Нервная ткань и ее свойства........................................................................................ 45 3.3. Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС............................................. 50
3.3.1. Спинной мозг..................................................................................................... 50 3.3.2. Головной мозг..............,................................................................................... 52 Контрольные вопросы........................................................................................................ 61 Глава 4. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА. НИЗШАЯ И ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................. 62 4.1. Рефлекс как основная форма деятельности нервной системы. Принципы рефлекторной деятельности...................................................................... 62 4.2. Возбуждение и торможение. Координация нервных процессов................................ 67 4.3. Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности.. 4.3.1. Низшая нервная деятельность...........................;.......................... 4.3.2. Высшая нервная деятельность........................................................... 4.4. Торможение в коре больших полушарий головного мозга....................... 4.4.1. Безусловное торможение............................................... 4.4.2. Условнорефлекторное торможение...................................................
4.5. Динамический стереотип.............................................................................. 4.6. Сигнальные системы действительности. Развитие речи............................ 4.6.1. Развитие речи у детей......................................................................... 4.7. Межполушарная асимметрия мозга............................................................ 4.8. Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе............................... 4.9. Нарушения высшей нервной деятельности................................................ Контрольные вопросы........................................................................................ Глава 5. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА................ 5.1. Общие принципы строения сенсорных систем........................................... 5.2. Свойства анализаторов................................................................................. 5.3. Виды сенсорных систем, их возрастные особенности................................
5.3.1. Кожно-мышечная сенсорная система (соматосенсорная система). 5.3.2. Вкусовая сенсорная система............................................................... 5.3.3. Обонятельная сенсорная система....................................................... 5.3.4. Вестибулярная сенсорная система...................................................... 5.3.5. Зрительная сенсорная система............................................................ 5.3.6. Слуховая сенсорная система............. '................................................. 5.4. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений................. Контрольные вопросы...........:........................................................................... Глава 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 6.1. Эмоции.......................................................................................................... 6.2. Память........................................................................................................... 6.3. Внимание...................................................................................................... Контрольные вопросы........................................................................................ Глава 7. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА................................. 7.1. Понятие об эндокринной системе................................................................ 7.2. Развитие эндокринной системы в онтогенезе............................................. 7.3. Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на ВНД................................................. Контрольные вопросы........................................................................................ Глава 8. РАЗВИТИЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ...................................................... 8.1. Развитие сердечно-сосудистой системы...................................................... 8.1.1. Онтогенетические особенности кровообращения у человека......... 70 8.2. Возрастные анатомо-физиологические особенности 71 функциональной системы дыхания......................................................................... 183 74 8.2.I. Морфофункциональные преобразования 79 дыхательных путей и легких.......................................................................... 185 80 8.2.2. Частота, глубина, ритм и типы дыхания........................................................ 187 81 8.2.3. Особенности поступления кислорода у детей........................................:..... 188 84 8.3. Возрастные анатомо-физиологические особенности 85 пищеварительной системы.......................... **,;......................................................... 190 88 8.3.1. Морфофункциональные преобразования в полости рта.............................. 192 92 8.3.2. Морфофункциональные преобразования пищевода и желудка.................. 194 93 8.3.3. Морфофункциональные преобразования кишечника.................................. 196 01 8.3.4. Особенности всасывания у детей..................................................,.............. 200 ЮЗ 8.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности выделения.......................... 200 8.4.1. Развитие потовых и сальных желез............................................................... 201 104 8.4.2. Морфофункциональное развитие^ почек..................................................... 202 Ю4 8.5. Возрастные физиологические особенности.обмена веществ и энергии. 108 Терморегуляция..................................... '.......].:......................................................... 205 НО 8.5.1. Обмен белков................................................................................................. 205 111 8.5.2. Обмен углеводов.................................-Г.......................................................... 207 ИЗ 8.5.3. Обмен жиров...................................... '............................................................ 208 Н4 8.5.4. Обмен воды..................................................................................................... 209 Н4 8.5.5. Обмен минеральных веществ......................................................................... 210 1 ir 8.5.6. Нормы и режим питания детей...................................................................... 212 125 8.5.7. Обмен энергии................................................................................................ 213 13о 8.5.8. Особенности терморегуляции у детей.......................................................... 214 138 Контрольные вопросы.................................................................................................... 217 Глава 9. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ 139 (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ) ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА............................. 218 139 9.1. Морфологические конституциональные особенности.......................................... 219 147 9.2. Психологические конституциональные особенности............................................ 226 155 9-3- Типы высшей нервной деятельности...................................................................... 231 160 Контрольные вопросы.................................................................................................... 236 161 Глава 10. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА 161 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ..................... 237 163 ЮЛ. Подходы к определению готовности детей к обучению...................................... 237 10.2. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе............................. 238 173 Ю.З. Критерии и методики определения готовности детей 174 к обучению в школе................................................................................................ 240 10.3.1. Медицинские критерии.......................,....................................................... 240 10.3.2. Психолого-педагогические критерии........................................................ 243 175, Ю.3.3. Методики углубленного изучения ]7i- психофизиологических предпосылок к учебной деятельности................ 250 ]7„ Контрольные вопросы..................................................................................................... 273 Глава 11. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ОРГАНИЗМА.................................. 11.1. Общая характеристика биоритмов.................................................................. 11.2. Циркадианная организация функций человека....................;........................ 11.3. Биоритмологическая организация функций организма................................ 11.4. Десинхронозы................................................................................................... 11.5. Рациональная организация режима дня школьников.................................... Контрольные вопросы............................................................................................. Глава 12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.......... 12.1. Понятие об утомлении..................................................................................... 12.2. Работоспособность детей и подростков.......................................................... 12.3. Гигиена учебного процесса.............................................................................. 12.4. Освещение учебных помещений..................................................................... 12.5. Школьная мебель и ее использование............................................................ 12.6. Гигиенические требования к школьным принадлежностям......................... Контрольные вопросы............................................................................................. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ........................................................................................ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ Приложение 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ Приложение 2. ДИАГНОСТИКА ОВЛАДЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ.................................................... v 274 ВВЕДЕНИЕ 274 276 279 282 284 285. 286.:?> 286 Для успешной организации учебно-воспдтательного процесса необходимо знать 287 анатомо-физиологические особенности детского организма, поэтому курс «Воз-294 растная анатомия и физиология» является обязательной дисциплиной для сту-303 дентов педагогических вузов всех специальностей, а курс «Возрастная физиоло-305 гия и психофизиология» — для специальности «Профессиональное обучение». Цель учебного пособия «Возрастная анатомия, физиология и школьная гиги-ЗЮ ена» _ формирование целостного научного-представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой. -'. 334 Основными задачами учебного пособия являются: ■ формирование представлений о закономерностях роста и развития детского 338 ■ организма; ■ изучение возрастных особенностей функционирования сенсорных, мотор-,._ ных и висцеральных систем организма детей и подростков; ■ формирование представлений о регуляторных системах организма, развитии ■ изучение анатомо-физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребенка в разные возрастные периоды; ■ формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности (ВНД) детей; " освоение основных гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса. По окончании изучения курсов «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная физиология и психофизиология» студенты должны: ■ владеть основными понятиями возрастной анатомии и физиологии; ■ знать основные закономерности онтогенеза; ■ иметь представление о сенситивных периодах в развитии детского организма и учитывать их при организации работы с детьми и подростками; ■ знать физиологические основы психической деятельности человека и иметь " учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности нервной системы и желез внутренней секреции; ■ знать основные принципы гигиены всех функциональных систем организма. Все главы учебного пособия заканчиваются контрольными вопросами, ответы на которые заключаются в простом воспроизводстве прочитанного материала. Книга содержит тестовые задания для проверки и самопроверки усвоенного материала. В конце книги приведен словарь терминов и определений. Глава 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивидуального развития организма. Онтогенез человека осуществляется в:соответствии со следующими законо Целостность и фазность (этапность) онтогенеза — объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация). Непрерывность и неравномерность роста и развития — рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития. Гетерохронность роста и развития — разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез). Гетеросенситивность — различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. Нарастающая гетерогенность — усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования. Дифференциация — по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма. Экономизация функций — уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций. Биологическая надежность организма — свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обес- печивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях. Адаптивность — согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям. Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе — при действии внешних факторов показатели гомеостаза* изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |