КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целостность и фазность (этапность) онтогенеза
Онтогенез, с одной стороны, это целостный, с другой, — фазовый процесс. Каждая фаза, или этап, представляет собой закономерный качественный период, который протекает в определенных условиях. Общепринятой классификации возрастных периодов нет. Одни исследователи за основу классификации возрастных периодов берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, другие — уровень созревания костей или степень развития ЦНС. Существующая в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденное™, ясельного, дошкольного и школьного возрастов отражает скорее систему детских образовательных учреждений, нежели системные возрастные особенности. Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) (табл. 1.1). Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим. Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. В большинстве стран календарный возраст регистрируется с момента рождения. В странах Востока дополнительно учитывается и период развития человека до рождения, там считается, что «истинное рождение» человека происходит в момент зачатия, а появление новорожденного — это лишь окончание первого этапа развития организма человека. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе. В разные периоды онтогенеза применяют разные методики определения биологического возраста. Например, до 1 года о степени развития ребенка косвенно судят по увеличению массы тела. В последующие периоды критериями биологической зрелости служит количество прорезавшихся постоянных зубов (табл. 1.2). Меньшее, чем указано в табл. 1.2, количество * Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренний среды организма.
Таблица 1.1. Возрастная периодизация жизненных циклов человека
периода 1-10дней
10дней-1 год 1 -3 года 4-7 лет Детство
8-12 лет 8-1 1 лет
Подростковый возраст Юношеский возраст
I период II период
мужчины женщины Пожилой возраст Старческий возраст Долгожители Таблица 1.2 Средние темпы прорезывания постоянных зубов
Таблица 1.3. Возрастная динамика пропорций тела
6 46,6-43,1 45,7-42,1 6,5 45,4-41,9 44,9-41,6 7 44,7-41,3 43,9-39,7 прорезавшихся постоянных зубов свидетельствует об отставании биологического возраста по отношению к календарному, а при большем — об опережении. Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/Ь)хЮ0, где ОГ — окружность головы, L — длина тела (табл. 1.3). Если индивидуальные значения пропорций тела больше приведенных в табл. 1.3 показателей, это свидетельствует об отставании темпов биологического развития, если ниже — об опережении темпов. Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два показателя из трех (длина тела, зубной возраст, пропорции тела) оказываются меньше средних данных.
Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест (впервые был применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах). Если ребенок пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании (рис. 1.1), может дотронуться до левой мочки уха, то это свидетельствует о биологической зрелости организма. У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности). Любая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей, разработки научно обоснованной системы охраны здоровья детей, создания таких приемов воспитания и обучения, которые соответствовали бы каждой возрастной группе. "-' В таблице 1.4 представлена медико-биологическая классификация возрастных периодов детства, где рассматривается внутриутробный период развития, а также указан уровень развития детей на каждом этапе онтогенеза в зависимости от биологических и социальных факторов. Норма является одним из критериев развития организма. Долгое время нор ■ кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.; ■ частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин; ■ концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д. В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогео-графической зоны проживания, экологических факторов среды. Так, в 7-летнем возрасте 85 % девочек, проживающих в Новосибирской области, имеют более высокие показатели школьной зрелости (внимание, умственная работоспособность, произвольность психических процессов и т. д.), чем большинство мальчиков того же возраста этого региона. На крайнем Севере (г. Норильск) у детей 7 лет показатели школьной зрелости ниже, чем в средней полосе Западной Сибири. Необходимо также оценивать показатели нормы в соответствии с конституциональными особенностями индивидуума, т. е. наследственно формирующимися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д. Например, можно спрогнозировать рост ребенка по данным его родителей: рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 + 10 см (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек). В физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные пробы для определения нормы реагирования организма и его систем, а также оценки резервных возможностей. Если в состоянии покоя, благодаря компенсации со сторон;,: других систем и включению «резервных мощностей» организма, нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, которые свидетель- Таблица 1.4. Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства Таблица 1.4. Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства (окончание)
Возрастной период I. Внутриутробный (40 недель) 1. Эмбриональный (8 недель) 2. Плацентарный (32 недели) II. Внеутробный I (от рождения до смерти) ! 1. Новорожденный (0-10.дней) 2.Грудной j (10дней-1 год) : 3. Раннее детство (1-3 года) .•■•;,. Критерии Оплодотворение, образование зиготы Питание за счет слизистой матки, формирование плаценты Питание через плаценту и из околоплодных вод Развертывание во времени генетической программы развития и деградации с учетом факторов внешней среды Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозивом Молочное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью Основные морфо-функциональные изменения Армирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма Критические периоды: 7-12 день-период имплантации; 3-6 неделя - образование зачатков органов; 8 недель - начало функционирования сердца Критические месяцы: 3 мес. - формирование плаценты и костно-мозгового кроветворения, образуются зачатки коры головного мозга; 6 мес. - все органы в основном сформированы; конец 9 мес. - плод занимает постоянное положение Дальнейший рост и развитие организма Адаптация к новым условиям существования сопровождается физиологической потерей веса (восстанавливается к концу периода), физиологической желтухой,'заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положение при кормлении Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание первых молочных зубов. Развивается деятельность всех органов чувств. Формируются положительные эмоции. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Высокая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям Интенсивно развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость организма к болезнетворным воз-
ШШт-^
ствуют о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к кото- Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то рой использована нагрузка. По величине сдвига и длительности его сохранения время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним ми-можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. уменьшении уровня ром. В этот период интенсивно формируются речь и сознание ребенка. При этом здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболез- повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к ни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако напряженной работе физиологических систем организма. В результате перенапря-после применения «сахарной нагрузки» концентрация глюкозы в крови повыша- жения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, про-ется в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здо- явиться различные психические заболевания. ровых людей. Разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие Второй критический период совпадает «.началом школьного обучения и при- Таким образом, понятие нормы должно быть комплексным и учитывать кон- дает двигательная активность и пр. Учителя и родители должны особенно бережно наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение дет>, Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным Третий критический период (10-15 лет)связан с половым созреванием, пере- этйпом индивидуального развития, или критическим периодом. В целом крити- стройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормо-ческие периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию нального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому воз-как позитивных, так и негативных факторов. Эти периоды существенно влияют можно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний, на последующие этапы развития организма и на весь жизненный цикл человека. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней ере- обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск воз- Факторы среды, оптимально воздействующие на определенном этапе развития Учет критических периодов способствует успешному применению целена-организма, в другие периоды могут быть нейтральными или отрицательными. От- правленных педагогических воздействий, оптимизирует процессы обучения и вос-мечается различная относительная значимость наследственных и средовых факто- питания-ров в те или иные периоды роста и развития организма человека. Так, наследственные факторы играют большую роль с периода новорожденности до препубертат- и п НЕПРЕРЫВНОСТЬ ного, в период полового созревания их роль снижается, затем вновь повышается. у, ысрдпипМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ Для пубертатного периода характерно влияние факторов внешней среды. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — эко- Процесс онтогенеза происходит в результате роста и развития организма челове- В критические периоды равновесие развивающихся систем нарушено, т. е. Под термином рост понимают количественные изменения длины, объема и В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Нервная ткань) — за счет увеличения размеров самих клеток. Такое определение 2 Возрастная анатомия процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могуоериоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го-быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показаца; 8-Ю лет; 14-20 лет. тель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увели Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз- Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложвызвать нарушения в состоянии здоровья, Рост и развитие — две составляющие единого процесса. Они взаимосвязаны В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Рост и развитие — процессьорганы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно ненепрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые каобходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального чественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие вразвития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ-процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественныщионировать только у новорожденного-ребенка. Половые органы усиленно растут особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связанов период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан-с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличивается мышечная масса и из-чивает свое развитие. меняются свойства мышечной ткани; улучшается проведение нервных импульсов Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания.нервных В свою очередь качественное совершенствование двигательных функций ре-том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функционалъ- всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис_ИМ0Деиствие с внешней средой. „,„, - Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань- тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гете- г у vj "■ / «г, «г ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. ФазыСВОеобРазная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но- Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе- 1. от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a Muccaretardation — замедление). тела утраивается; Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп- 2. с б до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться наПовая. 7-8 см; ' __________ 3. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. * Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе. Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселераты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток информации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения: " широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков; ■ урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития; ■ увеличение уровня радиации на Земле; ■ улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран. Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использованием индивидуальных программ или в специализированных классах.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |