КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурно-функциональные основы памяти и обучения
Каждый вид памяти (сенсорная оперативная, кратковременная и долговременная) с функциональной точки зрения обеспечивается мозговыми процессами разной сложности. Формирование следа памяти — это сложный динамический процесс, в котором участвует множество мозговых образований. Каждое из них играет определенную роль в реализации тех или иных видов нервной деятельности, внося свои временной и функциональный вклад. В процессе обучения в корково-подкорко-вых структурах формируется модель пространственного распределения возбужденных структур и при включении пускового стимула (условного, обстановочного, мотивационного, словесного и др.) она воспроизводится, определяя конечный специфический результат условно-рефлекторной деятельности. Закрепление информации о событиях внешнего мира в их пространственной и временной взаимосвязи представляет собой многоэтапный процесс. Первый этап связан с возникновением сенсорных следов, составляющих содержание сенсорной памяти. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем, оптимальный уровень функционирования которых обеспечивается активирующими системами мозга. Одновременно с приходом сенсорной информации в корковые зоны наступает второй этап, определяющий кратковременную память. На этом этапе осуществляется сортировка сенсорных сигналов, выделение из них новой информации для организма. Сортировка происходит через включение ориентировочного рефлекса, который в основном обеспечивает взаимодействие специфических анализаторных систем с гиппокампом. Гиппокамповая система выполняет роль специального устройства, которое не допускает жесткой фиксации всех случайных следов и способствует наилучшей классификации процессов длительного хранения сенсорных следов. В долговременной памяти (третий этап) фиксируются значимые для организма события. Отбор значимых событий среди новых, выделенных гиппокамповой системой, осуществляется системой подкрепления, которая представлена сложным эмоционально-мотивационным аппаратом. Долговременная память активно включается в процесс выделения гиппокам повой системой новых сигналов и оценивает значимость таких сигналов для организма. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти: следовые процессы переходят в устойчивую структуру. Индивидуальные различия памяти Человеческая память имеет количественные и качественные характеристики, которые имеют индивидуальные различия. Скорость, прочность, длительность, точность памяти и объем запоминания —- это ко/шчественные показатели. Качественные показатели определяются доминированием различных сенсорных областей, следовательно, выделяют зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную тйпы памяти, а также их сочетания. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховой и моторно-слуховой типы памяти. При доминировании у человека зрительной памяти запоминание и воспроизведение информации происходит посредством зрительных образов и представлений. Такой человек для освоения материала обязательно должен его прочесть, увидеть. Разговаривая, он часто пользуется предикатами визуального (зрительного) типа. У людей с выраженной способностью слухового воспроизведения закрепле Людям с преобладанием моторного типа памяти при запоминании помогает записывание информации, а также включение различных движений. Вспоминая, они воссоздают запечатленные движения и ощущения. При общении у них доминируют предикаты кинестетического типа. Среди лиц со зрительно-образным восприятием встречаются люди с так называемым эйдетическим зрением. Они способны сохранять яркое, точное видение образа после однократного зрительного восприятия информации и ее короткой умственной (в основном образной) переработки. При этом возникающий зрительный образ может сохраняться длительное время и при необходимости восстанавливаться в подробных деталях даже спустя многие годы. Эйдетическая память чаще встречается в детском возрасте, с годами постепенно утрачивая свою остроту. Этот вид памяти, особенно присущий художникам, при постоянном использовании может развиться и совершенствоваться. Формирование и развитие определенных типов памяти во многом зависит от характера профессиональной деятельности. У научных работников бывает хорошо развита смысловая и логическая память, у актеров, врачей, работников правоохранительной сферы — память на лица. Процессы памяти тесно связаны с эмоциональным состоянием, настроением человека, особенностями его темперамента, характера, интересами и потребностями. Высокий эмоциональный тонус в момент восприятия информации располагает к прочному и более долговременному запоминанию. Интересные и важные для человека факты всегда запоминаются лучше. Память также зависит от возраста, психического и физического состояния человека. В период стрессов, болезней, в результате сильного утомления, поражения головного мозга характеристики памяти резко ухудшаются. В свою очередь, расстройства памяти влияют на общее состояние человека и представление его о себе.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |