КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные эмоции человека
Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция, вызывается новизной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расширить опыт посредством включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно такое оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удовлетворения и радости. Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. Отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тканей мозга. Интерес — одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения. Радость — эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает всякий раз, когда человек получает приятную для него информацию. Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции заключается в облегчении и усилении социальных связей. Радость предполагает освобождение от отрицательных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более приятными: розы краснее, небо голубее и т. д. Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная до сих пор неизвестная информация и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока. В момент удивления возникает состояние неопределенности. Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным событиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности. Большинство людей оценивают удивление как положительное переживание. Способность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем развития познавательных способностей и интеллекта. Горе, страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверхсильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неудача, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно может возникнуть. Горе — обычно это реакция на потерю или расставание с любимыми людьми. Отчуждение от других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощущать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать неудача, как реальная, так и воображаемая. Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчает Гнев может проявляться не только чувством "физического или психического Разгневанный,человек ощущает себя сильным И энергичным, чувствует потребность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энергии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своимидгействиями и это впоследствии приводит к чувству вины или страдания. В процессе антропогенеза гнев имел большое значение для выживания, поскольку он позволял быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. С развитием цивилизации значение защитной функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызывают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек Хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него. Отвращение может быть направлено на идею или на личность, включая свою собственную. В последнем случае оно приводит к снижению самооценки и вызывает самоосуждение. Презрение, так же как гнев и отвращение, является отрицательным чувством. Человек относится враждебно к тому, кого (что) он презирает, и ощущает свое превосходство над данным объектом. Враждебность — пусковой механизм для развития агрессии. Однозначно оценить агрессию как положительное или отрицательное поведение человека невозможно. В некоторых случаях агрессивность играет конструктивную роль, например,
10 Возрастная анатомия при преодолении препятствия, которое создает угрозу жизни и здоровья человека. Отрицательное значение агрессия приобретает тогда, когда она связана с чувством безысходности и отчаяния. Задача родителей — не подавлять агрессию ребенка, а научить его различать конфликтные ситуации, предварительно дав возможность эмоционально отреагировать на замещающий объект (например, ударить стул). Страх как эмоция имеет природные врожденные факторы. Страх одиночества, высоты, боли, неизвестности является естественным, и это чувство остается с человеком на протяжении всей жизни. Люди по-разному переживают чувство страха. Все зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой. Страх — очень сильная эмоция, которая ограничивает и замедляет восприятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несвободным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать — от неприятного предчувствия до ужаса. Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при нарушении социальных и моральных норм. Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окружающих. Стыд является одним из регуляторов социального поведения человека в обществе, способствует развитию его навыков и умений. Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта. Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувство неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят. Вина — эмоциональное переживание, которое является следствием социализации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины развивается при условии принятия человеком определенных моральных ценностей, усвоения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям, а также достаточной способности к самокритике. Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность за свои «неправильные» поступки. Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение человека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |