КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие произвольных движений
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. Произвольные, т. е. контролируемые сознанием, движения осуществляются за счет сокращения поперечно-полосатой мускулатуры лица, конечностей, всего туловища. Они составляют разнообразный и обширный класс движений. Произвольные движения и действия относятся к наиболее сложным психическим функциям человека. Они могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются различные формы поведения. Произвольные движения входят в состав устной и письменной речи, трудовых навыков и т. д. Их роль во взаимодействии человека с внешним миром и социумом сложно переоценить. Современное представление о природе и роли произвольных движений сформировалось благодаря трудам таких отечественных ученых, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. В XIX в. великий российский физиолог И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» обосновал материальную основу произвольной регуляции движения, рассматривая произвольные действия как сложные рефлексы, центры которых расположены в головном мозге. Термин «двигательный анализатор» был введен в физиологию И. П. Павловым в 1911 г. для обозначения совокупности центральных нервных структур, которые формируют целенаправленные реакции в ответ на внешние раздражения. Деятельность двигательного анализатора, в отличие от других, имеет, эфферентный характер. Нервные импульсы в центральном отделе анализатора распространяются от третичной (префронтальной) двигательной коры лобных долей, где межнейронными взаимодействиями формируется замысел (программа) движения, его цель, стратегия, к вторичной (премоторной.) коре. Деятельность вторичной коры направлена на формирование тактики, конкретной «кинетической мелодии», временной последовательности движения. От вторичной коры нервные импульсы «стекаются» к первичной (моторной) коре, где расположены пирамидные клетки, передающие возбуждение через мотонейроны спинного мозга к конкретным скелетным мышцам. Систему построения движений И. П. Павлов-*йазвал анализатором для того, Взгляды И. П. Павлова на роль сенсорной информации в синтезе и реализа-, ции двигательных актов были подтверждены и развиты физиологами двадцатого века. 1ак, А. Р. Лурия на основе анализа двигательных функций у больных с локальными поражениями головного мозга сдела/Гвывор;, что помимо собственно двигательных моторных зон в состав коркового звена двигательного анализатора входят: ■ постцентральная теменная кора — обеспечивает анализ кожно-кинестети-ческой информации, поступающей от органов движения; ■ задние затылочные и теменно-затылочные области коры — обеспечивают зрительный контроль и пространственную организацию движения; " височная кора, особенно левого полушария, — отвечает за слуховое обеспечение речевых моторных актов, а также участвует в регуляции движений посредством внешней и внутренней речи; ■ префронтальная и премоторная лобная кора — программируют, организовы Таким образом, двигательный (кинестезический) анализатор — это сенсорно-моторная система, осуществляющая анализ и синтез рецепторной информации о движениях и положении тела и его частей от проприоцепторов, кожных рецепторов, вестибулярного аппарата, зрительных и слуховых центров. Он моделирует и контролирует движения посредством постоянного сличения потока афферентных импульсов с заранее созданным образом-планом движения. Двигательный анализатор участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. Где осуществляется центральная интеграция полимодальной информации и формируется образ тела и его частей однозначно сказать нельзя. Тактильные, проприоцептивные и вестибулярные сигналы сходятся, во-первых, к полисенсорным нейронам моторной коры, во-вторых, к подобным нейронам соматосен-сорной коры, в-третьих, к нейронам теменно-затылочной коры головного мозга. К эфферентным (исполнительным) механизмам произвольных движений относятся две взаимосвязанные системы: пирамидная и экстрапирамидная. Корковые отделы этих систем составляют сенсомоторную зону коры головного мозга.
Пирамидная система {кортикоспинальная система, пирамидный путь) — это система нервных структур, участвующих в сложной и тонкой координации двигательных актов. У низших позвоночных пирамидной системы нет, она появляется только у млекопитающих и достигает наибольшего развития у человека, образуя эфферентную часть двигательного анализатора. Пирамидный путь — это система нервных структур, участвующих в сложной и тонкой координации двигательных актов. Пирамидный путь начинается от пирамидных нейронов сенсомоторной области коры головного мозга. Их аксоны образуют прямые, без переключений в нижележащих отделах головного мозга, нисходящие пути к рефлекторным двигательным центрам спинного мозга, по которым передается информация от коры головного мозга. Волокна пирамидного пути в пределах головного мозга дают ответвления к ядрам черепно-мозговых нервов. Далее они входят в состав передних и боковых столбов спинного мозга, передавая импульсы через вставочные нейроны мотонейронам. Важной особенностью пирамидного пути является то, что его волокна перекрещиваются, переходя на противоположную сторону (большая часть в продолговатом мозге, меньшая — в спинном). Поэтому возбуждение пирамидных нейронов левого полушария мозга вызывает сокращение мышц правой стороны тела и "наоборот. В составе пирамидной системы человека около 1 млн нервных волокон. Они делятся в основном на толстые, или быстропроводящие, и тонкие, или медлен-нопроводящие волокна. Диаметр быстропроводящих волокон составляет около 16 мкм, скорость проведения импульса — до 80 м/с. Эти волокна обеспечивают быстрые фазические движения. Медленнопроводящие волокна диаметром около 4 мкм, скорость проведения импульса — от 25 до 7 м/с, они ответственны за тоническое состояние мышц. Повреждение пирамидной системы ведет к параличам*, парезам**, патологическим рефлексам. Эти нарушения могут исчезнуть в результате усиления активности экстрапирамидной системы. Экстрапирамидная система — совокупность структур мозга, расположенных в больших полушариях и стволе головного мозга и участвующих в управлении движениями, минуя пирамидную систему. Это наиболее эволюционно древняя система моторного контроля. К экстрапирамидной системе относятся базальные ганглии, ядра среднего мозга, черная субстанция, ретикулярная формация моста и продолговатого мозга, ядра вестибулярного комплекса и мозжечок. Одни образования этой системы не имеют непосредственного выхода к моторным центрам спинного мозга, другие связаны с ними проводящими путями и служат обязательной станцией переключения потока импульсов, который направлен от головного мозга к мотонейронам. ДОмпульсы, распространяющиеся по волокнам экстрапирамидной системы, могут достигать мотонейронов как через прямые моносинаптические связи, так и через переключения в различных вставочных нейронах спинного мозга. Экстрапирамидная система имеет важное значение в координации движений, докомоции*, поддержании позы и мышечного тонуса. Она тесно связана с контролем мышц туловища и конечностей. Экстрапирамидная система участвует в эмоциональных проявлениях (смех, плач). При поражении этой системы нарушаются двигательные функции, например, могут возникнуть гиперкинезы**, паркинсонизм, снижается мышечный тонус. Возрастные особенности. Возрастные изменения регуляции движений связаны с постепенным и гетерохронным созреванием отдельных ее компонентов. Структурное созревание коры больших полушарий и интракортикальных путей в постнатальный период позволяет устанавливать межанализаторные отношения и участие многих отделов головного мозга в регуляции движений. Такие взаимосвязи особенно расширяются благодаря развитию ассоциативных путей, которые по интенсивности роста опережают развитие проекционных и других систем и становятся мощной морфологической основой для интегративной деятельности головного мозга. Возрастные изменения регуляции движений Проявляются в виде последовательной смены различных способов-реализаций моторной задачи. В младенческом возрасте идет интенсивное развитие моторики от первых движений, позволяющих изменять положение головы, туловища и конечностей, к целенаправленным осознанным движениям. Индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком. 1 месяц: первые попытки ребенка удержать голову при вертикальном положении тела; беспорядочные движений рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения. 2 месяца: ребенок поворачивает голову и глаза за движущимся предметом; следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу; имитирует мимику взрослого; поднимает голову и грудь, когда лежит на животе. 3 месяца: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, переворачивается со спины на бок и на живот, стоит при поддержке за подмышки, но при этом подгибает ножки. Непроизвольное ползание исчезает, ребенок начинает удерживать предметы в кулачке, моргать, если объект приближается к лицу. Он может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин. Движе-
* Паралич — отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы. ** Парез — ослабление произвольных движений, частичный паралич. "* Локомоция — совокупность согласованных движений мышц и других тканей, благодаря которым живое существо меняет положение в пространстве. ** Гиперкинез — чрезмерные насильственные непроизвольные движения, проявляющиеся трясением головой, вздрагиванием телом, подергиванием конечностей и т. д.
ния рук у младенца более свободны и целесообразны, он смотрит на свои руки, стремится удержать предмет в поле зрения. 4 месяца: исчезает гипертонус мышц, ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают. Он поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки, хватает и удерживает игрушки, открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку. 5 месяцев: ребенок самостоятельно сидит 1-5 мин, поворачивается с живота на спину. Он способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке, хватательные движения «петлеобразные» с частыми промахами. Когда кисть ребенка раскрывается до захвата предмета, число движений увеличивается. Движения еще не точны, раскоординированны, что связано со значительным мышечным напряжением. К концу первого полугодия появляются элементы произвольной регуляции движения младенца. 6 месяцев: ребенок самостоятельно сидит, у него возникает зрительный контроль за движениями рук, повышается точность хватательных движений, снижа ется мышечное напряжение. 7 месяцев: при поддержке за подмышки ребенок способен совершать попеременные шагательные движения, самостоятельно сидеть. Он тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки, бросает и поднимает их. Поднимается на четвереньки, встает на колени, держась за опору, перекладывает предметы из одной руки в другую, тянется к взрослому на руки, следит за движениями руки. 8 месяцев: младенец встает с поддержкой, ходит с опорой, сидит, самостоятельно садится и ложится. У него появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладони), наблюдаются осознанные попытки сложить кубики, пирамидку. Пытается передвигаться ползком. 9 месяцев: ребенок пытается стоять и ходить без опоры, садится из вертикального положения, встает на колени. У него снижается мышечное напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны и нестабильны. Ребенок начинает ходить с опорой, осуществляет произвольные двигательные действия, собирает игрушки, складывает, стучит для извлечения звука. 10 месяцев: младенец встает и ходит с опорой. У ребенка улучшается координа 11-12 месяцев: ребенок поднимается и ходит без опоры. Он садится, ложится, встает, координирует движения рук. У него наблюдается предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта, «петлеобразные» движения с промахами сменяются более точными движениями с «прямым приближением» к предмету, появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания. Таким образом, в течение первого года жизни идет интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, а также формирование всех структур системы управления движениями. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) у ребенка существенно усложняются манипуляторные действия с предметами. Произвольные двигательные действия базируются на развитии двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в этом возрасте достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов, где дифференцируются вставочные нейроны, нарастает длина и разветвленность дендритных сплетений. В этом возрасте формируются предметные действия. Ребенок осваивает большое количество так называемых инструментальных движений: учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), выполнять графические движения и пр. В., 1-1,5 года дети получают эмоциональное подкрепление от самого процесса движений руки и способности «рисовать». Движения ребенка в раннем возрасте евде нестабильные, часто спонтанные. К 3 годам инструментальные движения "становятся более определенными и менее разбросанными; ребенок способен выполнять координированные действия двумя руками: складывать кубики, мозаику, пирамидки. Структурно-функциональное созревание теменных отделов коры больших полушарий обеспечивает контроль положения тела в пространстве и позных компонентов движений, что способствует улучшению пространственной ориентировки. В формировании произвольной двигательной деятельности ребенка все большее значение приобретает речевая инструкция. В дошкольном возрасте (с 3 до 6-7 лет) совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет в биодинамике движений верхних и нижних конечностей у детей присутствует лишние колебания и неравномерность скорости. С 3-4 лет улучшается координация движений, дети сравнительно легко и без ошибок выполняют попеременные движения ногами, что связано с созреванием отделов ЦНС, ответственных за координацию движений. В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. В этом возрасте совершенствуется зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям при копировании передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей отличаются разнообразными сюжетами, они не только рисуют, но и пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки. Период 4-7 лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений. В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. К концу дошкольного возраста детям доступны любые графические движения, штрихи и линии. Регулярные занятия рисованием позволяют детям совершенствовать движения, тренировать зрительную память и пространственное восприятие, что создает основу для успешного обучения письму. С 4 лет можно целенаправленно формировать движения в процессе обучения ребенка, увеличивается роль слова. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима также специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат. С 4 до 7 лет уменьшается количество необходимых упражнений для формирования нового двигательного действия. В 6-7 лет ребенок начинает осваивать один из самых сложных двигательных навыков — письмо. Трудность формирования этого навыка заключается не только в сложности этого действия, но и в несформированности мелких мышц кисти и пальцев, незавершенности окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенстве нервно-мышечной регуляции. Поэтому необходимо в процессе обучения выделить основные ориентиры движения письму, а также включить в этот процесс анализ траекторий каждого движения и игровую мотивацию. Младший школьный возраст (7-10 лет) — оптимальный период для развития и формирования произвольных движений. На этом этапе возрастного развития особенно благоприятны.предпосылки для формирования и совершенствования сложных произвольных движений. К 7 годам расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений — мозжечком и подкорковыми образованиями. Двигательный анализатор претерпевает существенные возрастные преобразования. Это относится как к рецепторному аппарату, так и двигательной корковой зоне. С 7 до 12-14 лет завершается морфологическое созревание двигательной коры мозга. В этом же возрасте достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Для качественной реализации моторной программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах формирования навыков) необходим напряженный зрительный контроль, который является ведущим компонентом обратной связи в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования двигательного навыка в регуляции движений более значимой становится проприо-цептивная информация. При этом, управляя движениями, зрительная и проприо-цептивная системы могут решать функционально разные задачи. Взаимодействие этих систем складывается как в ходе возрастного развития, так и в процессе совершенствования конкретной двигательной деятельности. Роль различных видов чувствительности при различных двигательных действиях неоднозначна. Для точностных действий необходим постоянный зрительный контроль. Воспроизведение движений, не требующее точности или оценки качест венных показателей, становится лучше при отключении зрительной афферентации. В 10 лет происходит окончательное освоение растущим организмом более совершенного физиологического механизма программирования и регуляции движений при участии высших отделов коры больших полушарий. В дошкольном возрасте механизм, кольцевого регулирования достигает наибольшего совершенства. Кольцевое регулирование предполагает получение информации от органов чувств о каждом этапе движения для выполнения последовательности движений. Но ему на смену приходит уже более сложный и экономичный механизм центральных команд, подразумевающий выполнение автоматизированной, выученной последовательности движений без постоянного получения информации об этапах ее реализации. В 10 лет этот механизм считают освоенным. Ребенок может реализовывать движения нового класса, которые качественно иначе строятся и управляются. Резко увеличивается скорость двигательных реакций. Подростковый возраст (с 11-12 до 14-16 лет) отличается большой индивидуальной вариативностью движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. На этом этапе онтогенеза происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций движений. 11 лет — возраст совершенствования способности центральных структур к интеграции афферентных и эфферентных сигналов^ Обеспечивающей высокое качество биодинамических характеристик движения;. Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых^ отличаясь только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями происходит не только посредством улучшения количественных и качественных параметров движения (максимальная скорость, точность) и приближения их к показателям взрослых, но и посредством совершенствования механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей. Это взаимодействие обеспечивает точное соответствие: программируемых характеристик движения конкретным пространственным условиям. Зрительно-моторные функции, которые обеспечивают точность многих двигательных действий, достигают достаточно высокого уровня развития к 13-14 годам, приближаясь к показателям взрослых. К 13-16 годам функции афферентного контроля движений вступают в стадию завершающего развития. В младшем школьном возрасте ведущим видом коррекции хода движений была зрительная информация, а в 13-15 лет — мышечная чувствительность. При этом наиболее интенсивный прирост точности движений характерен для движений, выполняемых обеими руками. Период полового созревания и связанное с ним изменение функционального состояния организма определяет специфику центральной регуляции движений на этом этапе развития, несколько замедляя ее совершенствование и даже ухудшая ее в периоды наиболее интенсивной гормональной перестройки всех функций организма. В период полового созревания менее эффективны и тренирующие воздействия, с помощью которых в другие возрастные периоды можно значительно улучшить пространственную точность движений. К концу подросткового возраста в процесс регуляции движений специализированно вовлекаются отделы коры больших полушарий: " лобные — программируют двигательные действия; ■ центральные — непосредственно участвуют в управлении движениями; и затылочные — осуществляют зрительный афферентный контроль. Специфика включения этих зон коры в реализацию деятельности определяется, прежде всего, выбором стратегии регуляции движений. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятия «анализатор», «сенсорная система» и «орган чувств». Общий план строения анализатора и сенсорной системы. 2. Значение сенсорных систем. Функции отделов сенсорных систем. 3. Ощущения и восприятие как функции сенсорной коры больших полушарий. 4. Адаптация анализаторов, ее значение. 5. Виды контактных сенсорных систем, их строение, значение и возрастные особенности. 6. Строение, значение и возрастные особенности зрительной сенсорной системы. 7. Строение, значение и возрастные особенности слуховой сенсорной системы. 8. Профилактика нарушений зрения. 9. Профилактика нарушений слуха.
10. Морфофункциональные особенности двигательного анализатора. 11. Возрастные особенности регуляции произвольных движений. Глава 6 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. ЭМОЦИИ
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |