Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика нарушений зрения




Т

Близорукость Рис. 5.7. Схема рефракции 120


* Стереоскопическое зрение — восприятие формы, размеров и удаленности предмета за счет имеющегося у человека бинокулярного зрения. Головной мозг получает два различных изображения, поступающих в него от каждого глаза, а воспринимает их как одно трехмерное изображение.


Таблица 5.1. Пропускная способность зрительного анализатора

у детей и подростков (бит/с)

Девочки - Мальчики

7-8 лет 1,00 1,09

 

10-11 лет 2,18 2,06
12-13 лет 2,53 2,12
13-14лет 2,90 2,60
17-18 лет 3,38 2,65

19-22 года 3,13 2,88

Размер поля зрения определяет пропускную способность зрительного анали­затора — объем информации, воспринимаемой человеком в единицу времени, и, следовательно, учебные возможности ребенка. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора изменяется (табл. 5.1).

Нарушения зрения

Среди дефектов зрения наиболее часто встречаются различные формы нарушения рефракции оптической системы глаза или нарушения нормальной длины глазного яблока. В результате лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке.

При слабой рефракции глаза вследствие нарушения функций хрусталика — его уплощения или при укорочении глазного яблока, изображение предмета ока­зывается за сетчаткой. Люди с такими нарушениями зрения плохо видят предме­ты на близком расстоянии; этот дефект называют дальнозоркостью (см. рис. 5.7).

При усилении физической рефракции глаза, например, из-за повышения кри­визны хрусталика или удлинении глазного яблока, изображение предмета фоку­сируется впереди сетчатки, что нарушает восприятия удаленных предметов. Этот дефект зрения называют близорукостью (см. рис. 5.7). При развитии близорукос­ти школьник плохо видит написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты, в кино или в театре стремится занять место поближе к экрану или сцене. При чтении он сильно склоняет голову во время письма, прищурива­ет глаза, рассматривая предметы. Чтобы сделать изображение на сетчатке более четким, он сильно приближает рассматриваемый предмет к глазам, вызывая тем самым значительную нагрузку на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой работой, и один глаз отклоняется в сторону виска — возни­кает косоглазие. Близорукость может развиться также вследствие таких заболева­ний, как рахит, туберкулез, ревматизм.

Частичное нарушение цветового зрения получило название дальтонизма (по имени английского химика Дальтона, у которого впервые был обнаружен этот де­фект). Дальтоники, как правило, не различают красный и зеленый цвета, они им


кажутся серыми разных оттенков. Около 4-5 % всех мужчин страдают дальто­низмом. У женщин он встречается реже — 0,5 %. Для обнаружения дальтонизма используют специальные цветовые таблицы.

Профилактика нарушений зрения основывается на создании оптимальных ус­ловий для работы органа зрения. Зрительное утомление снижает работоспособ­ность детей, что отражается на их общем состоянии.

Для профилактики нарушения зрения большие значение имеет правильный режим труда и отдыха, школьная мебель, отвечающая физиологическим особеннос­тям учащихся, достаточное освещение рабочего мес.та и др. Во время чтения для от­дыха глаз каждые 40-60 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин; для снятия напряжения аппарата аккомодации глаз* детям рекомендуют посмотреть вдаль.

Важную роль в охране зрения играет защитный аппарат глаз (веки, ресни­
цы), который требуют бережного ухода, соблюдения гигиенических требований
и своевременного лечения. Неправильное использование косметических средств
может привести к конъюнктивитам, блефаритам (воспаление век) и другим забо­
леваниям органов зрения. ", •

Особое внимание следует уделять организации работы за компьютером, а также просмотру телевизионных передач. При подозрении на нарушение зрения необходима консультация врача — офтальмолога.

До 5 лет у детей преобладает дальнозоркость. При этом дефекте зрения по­могают очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами, которые улучшают остроту зрения и снижают излишнее напряжение аккомодации глаз.

В дальнейшем из-за увеличения нагрузки при обучении частота дальнозор­кости снижается, а частота нормальной рефракции и близорукости увеличива­ется. К окончанию школы по сравнению с начальными классами распространен­ность близорукости возрастает в 5 раз.

Формированию и прогрессированию близорукости способствует дефицит света. В условиях Заполярья, при постоянном искусственном освещении в период полярной ночи, в тех школах, где уровень освещенности на рабочих местах был в 5-10 раз ниже гигиенических нормативов, у детей и подростков близорукость развивалась чаще.

Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно сни­жаются к окончанию уроков, и такое снижение тем резче, чем ниже уровень осве­щенности. С повышением уровня освещенности у детей и подростков увеличива­ется быстрота различения зрительных стимулов, возрастает скорость чтения, улуч­шается качество работы.

При хорошем освещении у нормально слышащих детей и подростков обост­ряется острота слуха, что также благоприятствует работоспособности, положи­тельно сказывается на качестве работы.

* Аккомодация глаз — способность глаза видеть предметы, находящиеся на разном рас­стоянии, что возможно благодаря работе мышц, соединенных с хрусталиком. Работая рефлек-торно, эти мышцы изменяют толщину и форму хрусталика.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.