Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфофункциональные преобразования в полости рта




Ш

Ш

ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Пищеварительная система — система органов, в которой происходит перевари­вание пищи, всасывание переработанных и выделение непереваренных веществ. Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку (рис. 8.4). В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составля­ют желудочно-кишечный тракт.

Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатыва­ют пищеварительные соки.

Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:

■ протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;

■ амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;

" липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.

Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищевари­тельной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных ве­ществ в организме.

Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организ­ме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов


 

Толстый кишечник
Слепая кишка Аппендикс

Прямая кишка

Рис. 8.4. Органы пищеварения

и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:

■ выход резервных питательных веществ;

■ перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;

■ снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клет­ках и тканях организма.

От момента приема пищи до поступления питательньгх веществ в кровь затрачи­вается время на переваривание и всасывание. Однако восстановление нормаль­ного уровня питательных веществ в крови начинается уже в момент поступления пищи в ротовую полость и желудок за счет передачи импульсов от рецепторов ротовой полости и желудка к гипоталамусу. После поступления питательных ве-


 





ществ в кровь происходит обменное насыщение, которое восстанавливает исход, ный уровень питательных веществ в организме.

Функционально пищеварительная система к моменту рождения морфологи­чески сформирована, однако является еще незрелой. Созревание этой системы происходит интенсивно в первые пять лет, особенно в 1-3 года, когда ребенок пе­реходит с молочного питания на искусственное и смешанное. В дальнейшем раз­виваются не только отдельные звенья системы питания и всасывания, но и пище-добывательная деятельность. Завершается созревание пищеварительной системы к 12 годам.

Полость рта у новорожденного и грудного ребенка относительно мала, альвео­лярные отростки и свод твердого нёба выражены слабо. Относительно большой язык почти полностью заполняет небольшую ротовую полость. В толще щек но­ворожденного имеются плотные жировые подушки. Вдоль челюстных отростков тянется плотный валик — дупликатура* слизистой оболочки. Видимая часть сли­зистой губ у новорожденного имеет попере"ную складчатость. Все перечислен­ные анатомические особенности позволяют новорожденному наиболее схваты­вать сосок материнской груди при акте сосания.

Слизистая оболочка полости рта отличается яркой окраской, нежностью, обили­ем кровеносных сосудов и некоторой сухостью. Сухость полости рта связана с тем, что у детей с момента рождения слюнные железы, хотя и функционируют, но секреция слюны незначительна, так как:

■ слизистая рта бедна слюнными железами;

■ парные слюнные железы достаточно малого размера; " недостаточно развита ЦНС;

■ питание новорожденного ребенка — в основном грудное молоко, поэтому
слюна играет незначительную роль в пищеварении.

У детей секреция слюны начинается сразу же после рождения, но в первые меся­цы слюны отделяется мало. С появлением молочных зубов слюноотделение уси­ливается. В ротовую полость детей, как и взрослых, открываются протоки трех Пар крупных слюнных желез: околоушной, подчелюстной и подъязычной. Кроме крупных слюнных желез есть мелкие слизистые, они разбросаны почти по всей слизистой оболочке ротовой полости и языка. С возрастом железы увеличива­ются в размере, нарастает собственно железистая ткань, происходит расширение и разветвление железистых протоков. К 2 годам слюнные железы по своему стро­ению аналогичны строению взрослых.

* Дупликатура — анатомическое образование, состоящее из двух слоев какой-либо плас­тинчатой структуры.


С 4-6 месяцев жизни слюноотделение у грудных детей значительно усиливается. Дети не успевают своевременно проглатывать слюну, и она вытекает изо рта (фи­зиологическое слюнотечение). Усиление слюноотделения связано: I ■ с раздражением тройничного нерва, прорезывающимися зубами;

■ увеличением относительной массы слюнных желез;

■ введением в пищу ребенка прикорма.

Всего у детей в сутки выделяется около 800 мл слюны.

Слюна детей представляет собой смесь секретив слюнных желез, имеет нейт­
ральную реакцию, реже — слабокислую и слабощелочную, рН 6,0-7,8. В слюне об­
наруживается фермент альфа-амилаза, который-расщепляет крахмал. У новорож­
денных этот фермент отличается небольшой активностью, в последующие месяц!
его активность быстро нарастает, достигая максимума к 2-7 годам жизни. В груд
ном возрасте в слюне появляется второй фермент — мальтаза, которая также
вырабатывается поджелудочной железой, способствует расщеплению мальтозы
в глюкозу в процессе пищеварения. -ч

Наибольшая ферментативная активность слюны — это период от 1 до 4 лет. Наряду с ферментами в слюне детей содержатся лйзоцим, обладающий бактери­цидным действием, слизистое вещество муцин, Некоторые азотистые вещества и ряд минеральных солей: фосфаты, бикарбонаты, натрий, калий, кальций.

Регуляция слюнной секреции детей осуществляется сложнорефлекторным пу­тем, причем безусловная слюнная секреция после приема пищи уменьшается, так как снижается возбудимость пищевого центра. Степень снижения возбудимости зависит от характера пищевых веществ. У новорожденных условно-рефлекторный компонент в регуляции секреции отсутствует.

Глотательные и сосательные рефлексы появляются у плода на 5 месяце раз­вития. Ребенок рождается с хорошо выраженным сосательным рефлексом. Соса­тельный центр находится в продолговатом мозгу.

Рефлекторная дуга сосательного рефлекса:

■ рецепторы слизистой рта;

■ центростремительные волокна входят в состав тройничного нерва;

■ центробежные волокна входят в состав тройничного, лицевого и подъязыч­ного нервов;

■ рабочий орган — жевательные мышцы, мышцы губ и рта, мышцы языка.

Акт сосания является врожденным безусловно-рефлекторным актом. На акт со­сания влияет комплекс раздражений с рецепторов губ и полости рта, которые являются афферентной частью безусловного пищевого рефлекса. Акт сосания в течение первых дней жизни становится более совершенным и автоматизиро­ванным за счет системы обратной афферентации, которая оценивает полезность Произведенного действия, процессов саморегуляции и приспособительной дея­тельности.

13 Возрастная анатомия


Глотательный рефлекс еще более постоянен, чем сосательный. Только у силь. но недоношенных детей или с очень грубыми дефектами развития ЦНС этот реф. леке может отсутствовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.