Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комсомольская экономика» и генезис бизнес-элиты




«Комсомольская экономика» — так называла партий­ная верхушка первые шаги в бизнесе, которые были пору­чены комсомольским функционерам. Это детище совет­ской номенклатуры стало питательной почве, на которой взошли ростки нынешней российской буржуазии5. Номен­клатура обменивала власть на собственность. Именно по­этому в «классе уполномоченных» трудно встретить бывших партийных секретарей. Здесь нашли себя люди другого по­коления — активные комсомольские функционеры, чи­новничество среднего и низшего уровней. Формирование рынка в России шло несколькими основными путями: пу­тем номенклатурной приватизации и возникновения «груп­пы уполномоченных» и путем стихийного саморазвития проторыночных структур.

Глава 5. Российская бизнес-элита

Большинство авторов, анализирующих тему приватиза­ции и рождения в России нового класса буржуазии, пишут о легальной, публично объявленной приватизации, кото­рая проходила в 1991—1995 годах6. Однако «номенклатур­ная приватизация» проходила латентно и закончилась в общих чертах тогда, когда началась приватизация публич­ная. Для нашего анализа именно этот процесс представля­ет принципиальный интерес. Этапы становления бизнес-элиты в России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы становления бизнес-элиты в России

Период Название этапа Характеристики бизнес-элиты Характеристики экономического процесса
1986— 1989 Создание «ком­сомольской экономики» Выделение из номенклатуры экспериментальной группы бизнесменов Монополизация сверхприбыльных, быстрооборотных секторов экономики
1989— 1992 Латентная приватизация. «Приватизация государством государства» Образование «класса уполномоченных» Приватизация финан­совых и управляющих структур. Концентра­ция финансового капитала
1992— 1994 Открытая при­ватизация про­мышленности Образование бизнес-элиты Борьба московских банков за передел промышленности
1994— 1998 Залоговые аукционы Образование Ельцинской олигархии Приобретение мос­ковскими банками крупнейших промыш­ленных предприятий. Создание финансово-промышленных групп и вертикально-интегрированных компаний
1998— 2001 Кризис 1998 г. и посткризисное развитие Образование ре­гиональных оли­гархий Оформление ведущих холдингов, специа­лизация бизнеса

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Продолжение таблицы 1

Период Название этапа Характеристики бизнес-элиты Характеристики экономического процесса
  Политика «рав-ноудаления» бизнеса от власти Крупный бизнес становится частью новой номенкла­туры Бизнесу запрещают финансировать соб­ственные политические проекты
  Становление новой олигар­хии Образование Пу­тинской олигархии Усиление государст­венного контроля над бизнесом

Рассмотрим основные этапы генезиса бизнес-элиты бо­лее подробно.

Хроника создания «комсомольской экономики»

Первой пробой пера для Горбачевской номенклатуры на поприще бизнеса стало создание так называемой комсо­мольской экономики. Сам термин «комсомольская экономи­ка» появился в 1987 г. для обозначения предприятий и фирм, создаваемых в этот период под эгидой комсомольских орга­низаций и оказавшихся (как стало очевидным впослед­ствии) важнейшим компонентом нарождающегося россий­ского бизнеса. К концу 1987 г. данный термин уже входил в активный словарь комсомольских функционеров, в част­ности, его неоднократно использовал в своем выступле­нии на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1987 года тогдаш­ний первый секретарь В.Мироненко7.

Днем рождения комсомольской экономики можно счи­тать 25 июля 1986 г. Согласившись с предложениями ЦК ВЛКСМ о необходимости создания в стране единой об­щественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи, ЦК КПСС в этот день принял по­ложение о ее структуре и руководящих органах8. По мне­нию ее партийных кураторов, система научно-техническо­го творчества молодежи (НТТМ) должна была включить интеллектуальный потенциал молодежи в «расшивание» узких мест на производстве, создание и освоение новой

Глава 5. Российская бизнес-элита

техники и технологии. Сами центры НТТМ, функциони­рующие на основе хозяйственного расчета, должны были заключать договоры с предприятиями. Предполагалось, что в перспективе они станут экспериментальными и внедрен­ческими организациями, посредниками между молодеж­ными творческими коллективами, производством и «боль­шой наукой»9.

28 января 1987 г. постановлением Госкомитета по науке и технике, Госплана, Госкомтруда, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ утверждается «Положение о центре научно-технического творчества молодежи»10.11 марта1987 г. бюро ЦК ВЛКСМ принимает постановление «Об органи­заторской работе комитетов комсомола по созданию и раз­витию единой общественно-государственной системы на­учно-технического творчества молодежи»11. 13 марта того же года совместным постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ образуется Всесоюзный координационный совет научно-технического творчества молодежи под председательством заместителя председате­ля Совета Министров СССР Б.Толстых12.

Первые итоги начавшейся работы по созданию систе­мы НТТМ подвел II пленум ЦК ВЛКСМ, состоявшийся 7 декабря 1987 г. На пленуме было сообщено, что в боль­шинстве союзных республик, краев и областей образованы координационные советы НТТМ и что уже действуют свы­ше 60 городских и районных центров научно-технического творчества молодежи. Отмечалось, что основа развития системы НТТМ создана, однако требуется дальнейшее со­вершенствование нормативной базы ввиду несовершенства существующего финансового и правового механизма. Было заявлено о необходимости устранить излишнюю регламен­тацию при создании центров НТТМ, предоставить район­ным и городским центрам больше самостоятельности в установлении структуры и штатов, расходовании собствен­ных средств, создании опытной базы13. Спустя две недели, 21 декабря 1987 г., президиум всесоюзного координацион­ного совета НТТМ утвердил новое «Положение о центре научно-технического творчества молодежи», устраняющее те недостатки, о которых говорилось на комсомольском пленуме14.

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Шло время, и становилось очевидным, что рамки «на­учно-технического творчества» оказываются слишком уз­кими для бьющей через край активности комсомольцев, впервые познавших работу в условиях относительной эко­номической самостоятельности. В этой обстановке 12 июля 1988 года секретариат ЦК ВЛКСМ принимает постановле­ние о создании при комитетах комсомола так называемых молодежных центров по организации свободного време­ни, доходы от деятельности которых должны были исполь­зоваться «главным образом на решение уставных задач ком­сомола, политико-воспитательную работу, развитие дет­ского творчества»15. Центрам разрешалось, в частности, за­ниматься выпуском товаров народного потребления, отве­чающих потребностям молодежи, и в установленном ЦК ВЛКСМ порядке осуществлять внешнеэкономические свя­зи16. Центры создавались как хозрасчетные организации, имеющие право вести совместную хозяйственную деятель­ность с государственными и иными предприятиями и орга­низациями путем объединения на долевых началах денеж­ных и материальных ресурсов, причем созданные таким образом совместные предприятия подлежали освобожде­нию от уплаты подоходного налога и платы за прибыль17. 4 августа 1988 г. данная льгота была официально закрепле­на постановлением Совмина СССР № 956 «О содействии в хозяйственной деятельности ВЛКСМ»18. В соответствии с этим постановлением, предприятиям и организациям ком­сомола предоставлялось, кроме того, право самостоятель­но или на договорных началах определять цены и тарифы на оказываемые ими платные услуги, а товары и иное иму­щество, ввозимое в СССР предприятиями и организация­ми комсомола или присылаемое в их адрес из-за границы, освобождались от оплаты таможенных сборов и пошлин19. Данное постановление наряду с принятым ранее поста­новлением ЦК КПСС от 6 июня 1988 г. № 721 «О расшире­нии внешнеэкономической деятельности ВЛКСМ» зало­жило основу функционирования «комсомольской эконо­мики», куда наряду с центрами НТТМ и молодежными центрами вошли в качестве третьего основного компонен­та также молодежные кооперативы.

Глава 5. Российская бизнес-элита

К лету 1988 г. «комсомольская экономика» получила необходимую для своего существования нормативную базу и принялась бурно развиваться во всех доступных ей на­правлениях, в том числе и тех, которые явно не входили в планы ее партийных покровителей. К середине 1989 г. ста­новится очевидным, что ситуация фактически выходит из-под контроля. В докладной записке управления делами ЦК ВЛКСМ, относящейся к этому периоду, отмечается, что в Совет Министров СССР, министерства и ведомства, ру­ководящие комсомольские органы поступает большое ко­личество писем и обращений «по вопросам, связанным с отдельными видами деятельности молодежных центров, такими, как скупка и перепродажа по завышенным ценам видео- и аудиотехники, компьютеров, транспортное об­служивание населения с использованием личных автомо­билей граждан, идеологического содержания демонстри­руемых видеопрограмм. Эти виды деятельности осуществ­ляются с грубыми нарушениями законодательства, в ряде случаев возбуждены уголовные дела. Эти факты создают атмосферу неприятия в обществе, дискредитируют хозяй­ственную деятельность ВЛКСМ»20.

К весне 1990 г. размеры «комсомольской экономики», которая постепенно отрывалась от комсомольских берегов и уходила в автономное плавание, были такими: четыре тысячи хозяйственных формирований различных типов при комитетах всех уровней, в том числе молодежный коммер­ческий банк, внешнеэкономическое объединение «ЮНЕКС», акционерное общество «Развитие», межрегиональные ком­мерческие объединения «Молодежная мода» и т.п. В стране действовало около 600 центров НТТМ, а также более 17 ты­сяч молодежных, студенческих и ученических кооперати­вов, созданных под покровительством комсомола и объе­диняющих около 1 миллиона человек21.

По мере того как комсомольская экономика развива­лась и крепла, постепенно менялось и отношение к ней ее создателей. Предоставление льгот и привилегий предприя­тиям и организациям, которые оставались комсомольски­ми часто лишь по названию, становилось бессмысленным, а безудержная предпринимательская активность комсомоль­цев начинала дискредитировать уже не только комсомол,

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

но и саму партию, допустившую разрастание «частнособ­ственнических инстинктов» у членов организации, являю­щейся ее потенциальным резервом.

В выступлении перед делегатами XXI съезда ВЛКСМ в апреле 1990 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горба­чев так сформулировал новый взгляд партийного руковод­ства на эту проблему: «Комсомол начал делать много по­лезного через научно-технические общества, молодежно-жилищные кооперативы. По-моему, это надо всячески под­держать. Но политической организации молодежи не сле­дует втягиваться в сугубо кооперативную, да еще переку-почную деятельность»22. Изменение отношения «старших товарищей» к комсомольской экономике было встречено в кругах комсомольских функционеров с нескрываемым разочарованием. В специальной резолюции «О налогообло­жении», принятой XXI съездом ВЛКСМ в апреле 1990 г., комсомольцы с горечью констатировали: «В последнее время в правительстве СССР, его финансовых органах нет пони­мания значимости и условий функционирования предпри­ятий молодежных общественных организаций, нет заинте­ресованности в их развитии. Это нашло отражение в послед­них решениях Совета Министров СССР и Министерства финансов СССР, а также в проекте закона СССР «О нало­гах...», в которых не было предусмотрено сохранение льгот по налогам для предприятий комсомола и других обще­ственных организаций. Принятие закона в предлагаемой редакции приведет к свертыванию деятельности свыше 4 тысяч предприятий молодежных общественных органи­заций, прекращению финансирования целого ряда соци­альных программ, лишит работы более 200 тысяч работ­ников молодежных предприятий ВЛКСМ, а в итоге подо­рвет веру юношей и девушек в реальность перестройки. Пора понять правительству и Министерству финансов СССР, что взимание последних средств со всех без разбора, начи­ная от приспособившихся к системе гигантов-монополис­тов, заканчивая молодежными центрами, приведет, воз­можно, к незначительной штопке дефицита бюджета, но на долгие годы отбросит экономику назад, отобьет всякую охоту заниматься ею у кого бы то ни было»23. «Комсомольс­кая экономика» после отмены льгот действительно претер­

Глава 5. Российская бизнес-элита

пела изменения. Постепенно молодые бизнесмены, зара­ботавшие свои первые миллионы, вышли из-под контроля своих политических кураторов и пустились в открытое пла­вание. Начиналась эра становления рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.