Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мобилизация военных во власть




Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва госслужащих. Советская номенклатура была сильна имен­но своей методичной работой с резервом, который фор­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

мировался постоянно и для всех уровней власти. Перестрой­ка разрушила этот институт, а последующие годы реформ завершили деструктивную работу в этом направлении. При Ельцине возникла разночинная по своему происхождению элита, рекрутированная из самых экзотических социальных групп и не имеющая серьезного управленческого опыта: там были доценты, спортсмены, священники, отставные унтер-офицеры, циркачи, экстрасенсы, врачи и проч., и проч. Хотя выходцы из старой номенклатуры по-прежнему составляли костяк элиты, они, как правило, не претендо­вали на первые роли.

Для нового президента особенно важен был вопрос о формировании группы поддержки. Вполне логично, что первым призывом были затронуты те, кого Путин знал и кому он доверял: его сослуживцы и земляки. Социальной опорой президента сразу стал офицерский корпус, сотруд­ники всех типов силовых и правоохранительных структур, специалисты военно-промышленного комплекса. Постепен­но вокруг Путина формируется коалиция сторонников, состоящая из его прежних сослуживцев и старых знаком­цев, которые вслед за своим патроном совершают «боль­шой скачок».

Данные исследования «Путинская элита» свидетельству­ют о том, что в целом процесс подтягивания «своих лю­дей» по большинству параметров мало отличался от пред­шествующих периодов смены власти: своих земляков при­глашали на работу в центр и Брежнев, и Горбачев, и Ель­цин. Данные, приведенные в «При Ельцине», показывают, что возникла разночинная по своему происхождению эли­та, рекрутированная из самых экзотических социальных групп и не имеющая серьезного управленческого опыта: там были доценты, спортсмены, священники, отставные унтер-офицеры, циркачи, экстрасенсы, врачи и проч., и проч. Хотя выходцы из старой номенклатуры по-прежнему составляли костяк элиты, они, как правило, не претендо­вали на первые роли.

Таблица 11 показывает, что главными отличительными особенностями Путинской элиты были: снижение доли «ин­теллектуалов», имеющих ученую степень; уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в эли­те; «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа

Глава 4. Модернизация верховной власти

Таблица 11. Изменение характеристик элиты в первые два года правления Б. Ельцина и В. Путина 62

Характеристики элиты Ельцинская элита 1993 года Путинская элита 2002 года
Средний возраст (лет) 51,3 51,5
Доля женщин (%) 2,9 1,7
Доля выходцев из сельской местности (%) 23,1 31,0
Доля лиц с высшим образованием (%) 99,0  
Доля лиц, имеющих ученую степень (%) 52,5 20,9
Доля получивших военное образование (%) 6,7 26,6
Доля получивших экономическое и юридическое образование (%) 24,5 25,7
Доля получивших образование в элитных вузах (%)63 35,4 23,4
Доля земляков главы государства (%) 13,2 21,3
Доля ставленников бизнеса (%) 1,6 п,з
Доля военных (%) 11,2 25,1

военных во власти. Под «военными» здесь и далее мы име­ем в виду людей в погонах всех типов — офицеров армии и военно-морского флота, пограничной службы, внутрен­них войск, служб безопасности и проч. Для обозначения этой группы людей в 90-годы в российском политическом сленге закрепилось понятие «силовики», а совокупность военизированных ведомств России стали называть «сило­выми структурами».

Увеличение представительства бизнеса во властных структурах, произошедшее в последние годы, следует от­нести к процессам, связанным с объективным изменени­ем роли новой буржуазии в обществе, нежели с личными преференциями президента. Снижение же доли женщин, провинциализация и «деинтеллектуализация» элиты яви­лись следствием более чем двукратного увеличения доли военных во всех элитных группах (см. таблицу 12).

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Таблица 12. Доля военных в элитных группах (%%)

  Высшее руко­водство Прави­тельство Регио­нальная элита (главы субъек­тов Фе­дерации) Парламент В целом по когорте
  страны     Верхняя палата Нижняя палата  
Горбачевская когорта-1988 4,8 5,4   4,7 3,7
Ельцинская когорта-1993 33,3 11,4 2,2 2,8 6,3 11,2
Ельцинская когорта-1999 46,4 22,0 4,5 7,3 6,8 17,4
Путинская когорта-2002 58,3 32,8 10,2 14,9 9,4 25,1
Путинская когорта-2004 43,5 34,2 18,3 18,3 24,7

Как видим, весь период демократизации в России со­провождался ростом присутствия военных во власти. С 1988 по 2002 г. их доля возросла почти в 7 раз. Особенно сильно процесс милитаризации затронул высшее руководство стра­ны (рост в 12 раз!). Беспрецедентное увеличение присут­ствия людей в погонах во всех структурах власти обеспечи­валось как объективными факторами (такими как увеличе­ние числа военных ведомств), так и субъективными («мо­дой» на избрание военных в депутаты или губернаторы). После 2000 г. переход военных в экономику и политику приобрел массовый характер.

Особенно заметным приход военных стал в регионах, где их представительство среди глав субъектов Федерации увеличилось более чем в два раза по сравнению с 1999 го­дом. К середине 2002 г. среди 88 глав (без учета Чечни) 9 были военными. Еще несколько лет назад принадлеж­ность к органам безопасности расценивалась избирателями как большой минус для кандидата. После 2000 г. настрое­ния и электората, и региональной элиты меняются: имен­но военные (и в особенности сотрудники ФСБ) считаются

Глава 4. Модернизация верховной власти

наиболее предпочтительными фигурами. Общество воспри­нимает любого чекиста, претендующего на политическую позицию, как ставленника Кремля (хотя далеко не всегда это так). Избрание военных на губернаторские посты ста­новится настоящей модой. Если до 2000 г. военные с боль­шим трудом побеждают на губернаторских выборах (на­пример, А.Лебедь в Красноярском крае или В.Семенов в Карачаево-Черкесии), то после прихода офицера госбезо­пасности В.Путина к власти победы кандидатов-военных следуют одна за другой: в Московской области — герой афганской войны генерал Б.Громов, в Калининградской — адмирал В.Егоров; в Воронежской — начальник местного управления ФСБ В.Кулаков; в Ульяновской —- армейский генерал В.Шаманов; в Ингушетии генерал ФСБ М.Зязи-ков; в Смоленской области — генерал ФСБ В.Маслов; в Рязанской — генерал ВДВ Г. Шпак.

Роль военных в регионах заметно повышается и после того, как вновь созданные структуры президентских пол­предов начинают координировать деятельность региональ­ных силовиков. Путинская администрация начала перевер­бовку руководителей территориальных управлений всех силовых и правоохранительных ведомств, которые за годы правления Ельцина всё более удалялись от центральной власти, переходя в подчинение губернаторам. Особенно сильно в зависимость от местных чиновников попали струк­туры МВД, налоговые органы, суды и прокуратуры. При­чина такой зависимости была проста — надбавки к зарпла­те, получение жилья, автотранспорта и прочие материаль­ные блага выдавались представителям федеральных орга­нов из рук регионального главы. Связь же с центральным ведомством становились всё более эфемерной: мизерные зарплаты нередко задерживались, а назначения и отставки сотрудников стали невозможными без согласования с ре­гионом. Зависимость федералов от региональных властей стала настолько повысилась, что губернаторы стали пого­варивать о передаче вопросов назначения руководителей силовых и правоохранительных ведомств в их ведение. Вы­строив вертикаль «президент — полпреды — федеральные инспектора», Кремль приобрел разветвленную сеть опор­ных групп, имеющую представительство во всех без исклю­

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

чения регионах и состоящую в значительной степени из военных. Ни одна другая группа политической элиты не была столь милитаризована.

Силовики — «правительство президента»

Если в советской системе правительство практически целиком находилось в подчинении председателя Совета Министров (исключение составляли лишь три министра — иностранных дел, обороны и КГБ, которые были членами Политбюро ЦК КПСС и негласно подчинялись прямо ге­неральному секретарю ЦК), то в новой России возникло, по сути дела, два правительства: «правительство премьер-министра» и «правительство президента». Это положение впервые было введено Б.Ельциным, который своим ука­зом 1991 г. подчинил себе КГБ, МВД и Минобороны. Впос­ледствии это положение было закреплено в федеральном конституционном законе РФ от 17.12.1997 г. «О правитель­стве Российской Федерации»»65, который переводил в пря­мое подчинение президента кроме указанных ведомств еще МИД и МЧС.

Таким образом, в отличие от советской регламентации в постперестроечной России разделение правительства на две части было институционализировано. К маю 2000 г. из 58 федеральных органов исполнительной власти уже 16 ве­домств находилось в прямом подчинении президента РФ, что составляло 27,6% от состава правительства. Причем «правительство премьер-министра», объединяющее 72,4% руководителей федеральных ведомств, контролировало глав­ным образом «экономический блок», а силовые структу­ры, руководители которых составляли костяк Совета Бе­зопасности РФ, были подчинены президенту.

Административная реформа правительства, проведен­ная Путиным сразу в марте—апреле 2004 г. и призванная сократить бюрократический аппарат, на самом деле при­вела лишь к его видоизменению. Вместо 23 министерств в декабре 2003 г. после реформы их стало 15. Сократилось и число вице-премьеров. Однако общее число правительствен­ных ведомств возросло с 66 до 80. Правительство также сохранило членение на силовой и экономический блоки (см. таблицу 13).

Глава 4. Модернизация верховной власти

Таблица 13. Структура российского правительства на 06.2004 г.

    Из них:
Правительст­венные Число Находятся в под­чинении премьер-министра РФ Находятся в подчине­нии президента РФ
структуры   Число Из них входят в состав Совбеза Число Из них входят в состав Совбеза
Министерства          
Федеральные агентства          
Федеральные службы          
Иные федеральные органы          
итого          

В «правительстве Путина» 2003 г. силовые структуры пред­ставлены не только традиционными Министерствами обо­роны, внутренних дел и Федеральной службой безопасно­сти, но и Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий, Государственной фельдъегерской служ­бой, Службой внешней разведки, Федеральной службой железнодорожных войск, федеральными службами нало­говой полиции, охраны, специального строительства, Фе­деральной пограничной службой, Федеральным агентством правительственной связи и информации, российскими агентствами по боеприпасам, обычным вооружениям, си­стемам управления и проч. — всего 16 ведомств. После ад­министративной реформы 2004 г. их стало 20.

Особенностью Путинского времени стало стремитель­ное увеличение численности военных в структурах власти, не связанных с обороной и безопасностью страны. Начи­ная с 2000 г. люди в погонах приходят на вторые-третьи

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

позиции должностной иерархии всех федеральных ведомств, составляя, пожалуй, самую заметную группу в кадровом резерве. Причем если о назначении первых лиц много пи­шут средства массовой информации, то назначения воен­ных на должности заместителей министров или начальни­ков ключевых управлений «экономического блока» прави­тельства проходят практически незамеченными. По данным исследования «Путинская элита», среди всех заместителей министров, назначенных с 2000 по 2003 г., военные соста­вили 34,9%, а доля военных, назначенных заместителями министров в экономических ведомствах, достигла 7,Т%. Причем наиболее активно рекрутировались военные в ми­нистерства экономического развития (четыре замминист­ра-военных), промышленности (два) и связи (три), возглав­ляемые земляками В.Путина — Г.Грефом, И.Клебановым и Л.Рейманом. Наиболее массовый приток военных в эко­номические ведомства происходит из органов безопаснос­ти (ФСБ, СВР) — 45,2% от числа всех военных, назначен­ных замминистрами в невоенные ведомства; из армейских структур пришло 38,7% новых замминистров; из МВД — 16,1%. То, что президент Путин — бывший сотрудник пер­вого главка КГБ СССР, наложило свой отпечаток и на новые назначения: вслед за Министерством обороны, гла­вой которого становится бывший разведчик С.Иванов, а заместителем министра — генерал-лейтенант СВР М.Дмит-риев, вторым человеком в МИДе становится бывший ди­ректор СВР В.Трубников. Министерство внутренних дел — вечный конкурент КГБ еще с советских времен — возглав­ляет чекист Р.Нургалиев.

Но особое значение имеет то, как военные переходят на работу в экономические ведомства. По данным нашего исследования, в своем большинстве они «направляются» в министерство по рекомендации Кремля, а не по представ­лению соответствующего министра. При этом замминист-ры-военные остаются офицерами действующего резерва (ОДР). Этот статус появился еще в советские времена и официально сохраняется в нынешней системе органов бе­зопасности. ОДР — это офицеры, которые, не прекращая своей службы в военном ведомстве, получая там зарплату и текущие задания, переходят на работу в другую органи­

Глава 4. Модернизация верховной власти

зацию. Их отличия от прочих сотрудников новой службы заключаются в том, что они имеют дополнительные обя­занности — составление ежемесячного отчета для «мате­ринской структуры». При этом им сохраняются офицер­ские льготы (вторая зарплата, доплаты за звание и выслугу лет, удостоверение действующего офицера спецслужбы, яв­ляющееся не только пропуском, но и гарантом неприкос­новенности). Получение статуса ОДР и в советское время, и теперь считается чрезвычайно престижным. Лица в стату­се ОДР, как правило, играют в новой организации роль «серых кардиналов», теряясь среди других заместителей ру­ководителя организации. В советское время деятельность ОДР была полностью нелегальна, теперь же из их прошло­го не делается тайны. Как сам президент страны ничуть не стесняется своего профессионального происхождения, так и прочие чиновники не считают нужным скрывать это. Бо­лее того, после прихода Путина к власти чиновники стали гордиться своим чекистским прошлым. Депутат Государ­ственной Думы и бывший чекист Г. Гудков в интервью со мной сказал, что в приходе офицеров спецслужб на посты замминистров нет ничего удивительного. Эта практика ши­роко использовалась в советское время, а теперь лишь вос­становилась66.

Привлечение ОДР на работу в правительственные струк­туры свидетельствует о том, что президентская админист­рация активно создает новый кадровый резерв «комисса­ров при командирах». Это доверенные лица президента, призванные стать «оком государевым» в экономике, что в конечном счете направлено на усиление контрольной функ­ции Кремля. Вопрос только в том, займут ли эти «комис­сары» через некоторое время ключевые посты в государ­стве или их роль — оставаться в тени. Осуществление пер­вого варианта будет свидетельствовать о дальнейшем ук­реплении милитократии в стране, осуществление второго — о восстановлении ФСБ функций политического сыска.

Реформирование КГБ и ослабление армии в 1991—1993 гг. вызвало выброс в общество примерно 300 тысяч старших офицеров и генералов. В стране образовалась большая груп­па молодых отставников, которые должны были найти себе применение на гражданской службе. Этим воспользовались

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

коммерческие структуры, ставшие основными потребите­лями услуг офицеров, которые занялись созданием служб безопасности, охраны, экономической разведки, инфор­мационно-аналитических управлений. Ценность этих кад­ров заключалась в том, что они были не просто професси­оналами своего дела, но и являлись источниками связей в государственных структурах и правоохранительных ведом­ствах. Этих связей очень не хватало предпринимателям, ус­пех бизнеса которых прямо зависел от государства. Особен­ным спросом на рынке труда пользовались выходцы из КГБ, так как их интеллектуальный и профессиональный потен­циал считался выше, а «специальные навыки» были осо­бенно ценны. В 90-х гг. каждая уважающая себя частная ком­пания имела в штате хотя бы одно подразделение, возглав­ляемое генералом КГБ. В крупнейших банках и нефтяных компаниях работали чекисты, ранее занимавшие самые высокие посты в КГБ СССР. Прослойка военных в бизнес-структурах год от года росла, так как уже попавшие в штат фирм офицеры нуждались в помощниках и использовали любую возможность, чтобы перетащить бывших сослужив­цев на высокооплачиваемую работу. Другая часть поки­нувших службу офицеров занялась созданием собственных компаний, как правило, частных охранных предприятий (ЧОПов), которые занимались не только вопросами безо­пасности, но и экономической разведкой, лоббированием, информационно-аналитической деятельностью. Еще одним типичным занятием отставников стала военная коммерция: они перешли на работу в многочисленные организации, торговавшие оружием и «сопутствующими товарами».

Отставные офицеры, рассеянные по частным фирмам, не прекращали контактов друг с другом, а также с мате­ринской организацией. Более того, их контакты развива­лись по мере того, как в ходе их деятельности вставали все новые и новые задачи. Если офицерам, находящимся на действительной службе, была присуща некоторая корпо­ративная замкнутость (чекисты общались с чекистами, милиционеры — с милиционерами, а армейские — с ар­мейскими), то теперь «военный корпус» внутри коммер­ческой структуры активно налаживал связи между бывши­ми и действующими военными всех сортов. Отставники,

Глава 4. Модернизация верховной власти

работающие в бизнесе, образовали своеобразное братство, объединенное взаимопониманием и взаимопомощью. Чле­ны этого братства регулярно встречались, имели обшир­ные связи во властных и правоохранительных структурах. Они создали целый ряд общественных ветеранских орга­низаций, которые имеют опыт успешного проведения своих кандидатов в законодательные органы власти.

Массовый переход военных в бизнес не был плановой операцией государства. Было бы преувеличением считать, что власть сознательно внедряла офицеров в коммерчес­кие структуры с целью дальнейшего использования в ка­честве агентов влияния (хотя и такие случаи имели место). Никто не просчитывал последствия такой «милитаризации бизнеса». Да и не все отставники, проработав не один год в частном секторе экономики, сохранили свою преданность материнским ведомствам. Многие ассимилировались, ут­ратили связи с коллегами. Но мои многолетние исследова­ния показывают, что большинство военных сохраняют свои корпоративные связи. Базой для формирования солидар­ности военных-бизнесменов является идеологическая общ­ность.

Военная среда в советское время была одной из наибо­лее идеологизированных. Высшие учебные заведения, го­товившие офицеров, много времени уделяли пропаганде советских ценностей, воспитанию патриотизма. Советские офицеры были группой общества, отличавшейся особой склонностью к коммунистической ортодоксии и велико­державности. Среди них почти невозможно было встретить критика советского режима, тем более диссидента. Их мас­совый уход с военной службы в 90-е гг. был болезненным: военные оказались в среде, которую они считали враждеб­ной. Молодые пенсионеры с коммунистическими взгляда­ми перешли на работу к нуворишам, которых изначально ненавидели. Однако материальные стимулы сыграли свою роль, и чем дольше эти люди работали в бизнес-структу­рах, чем больше зависели от олигархов и новых русских, тем либеральнее становились их взгляды.

Эта новая зависимость была сродни наркотической: при­выкнув к высоким зарплатам, дорогим автомобилям и про­чим благам, которые получали из рук магнатов, они уже

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

не могли легко расстаться с прелестями нового образа жизни. Их взгляды стали претерпевать метаморфозы: коммунис­тический пафос ослабевал, советская мифология теряла свою былую власть над их умами. Но полностью отказаться от своих убеждений эти люди тоже не могли. Они презира­ли «предателей-перевертышей», сменивших взгляды на прямо противоположные, и гордились тем, что по-прежне­му голосуют за компартию. Постепенно взгляды отставни­ков-бизнесменов очищались от советской демагогии. Мар­ксистско-ленинская фразеология сменялась патриотичес­кой и славянофильской, а их экономические взгляды ста­новились все более рыночными. Они сохранили носталь­гию по «великой державе», по тем временам, когда роль военных ведомств была совсем иной. Работая на нувори­шей, они все же свято верили, что придет время, когда начнется настоящая борьба с коррупцией и казнокрадством. Бывшие офицеры продолжали считать себя коммуниста­ми, став носителями идеологии патриотизма и государ­ственности.

Такой же путь идеологической трансформации проде­лал и сам В.Путин, перейдя с оперативной работы в КГБ на пост помощника одного из самых известных демокра­тов России — мэра Санкт-Петербурга А.Собчака. Воспи­танный коммунистом, он оказался в чуждой среде демок­ратов. Метаморфоза его воззрений была типична для всех бывших военных реформенных лет: амбивалентное созна­ние, принимающее как новый рынок, так и старые идеи великодержавности и социалистического равенства. Путин, как и многие другие военные, стал одновременно и левым и правым. Впитав с молоком матери идеологию социализ­ма, он адаптировался к новым демократическим веяниям, научился говорить на языке западных ценностей. В нем (так же как и в его коллегах по службе) эклектично уживались фрагменты разных (и даже противоположных) идеологий. В мышлении нового президента, как в капле воды, отрази­лись все противоречия эпохи, пытающейся провести Рос­сию между Сциллой советского величия и Харибдой но­вых демократических перспектив.

Именно потому, что президент Путин прошел тот же путь, что и другие военные, он был так близок и понятен

Глава 4. Модернизация верховной власти

им. Военные-отставники, работающие в бизнесе, стали, пожалуй, самыми последовательными и верными сторон­никами президента. Многие из них были бы не прочь вер­нуться на «государеву службу» в случае политической мо­билизации (правда, если бы она была подкреплена мате­риально). Но они готовятся для иной задачи — представ­лять интересы государства в бизнесе.

Итак, удельный вес военных во властных структурах в 2000-е гг. заметно возрос. Причины этого процесса кроются не только в том, что президентом РФ стал человек в пого­нах. Более того, сам приход офицера безопасности на выс­ший государственный пост был обусловлен рядом объек­тивных факторов, которые возникли задолго до Путина. Предпосылки повышения роли военных в обществе связа­ны с предыдущими годами революционных реформ, при­ведших страну к системному кризису. Крайнее ослабление государства, разрушение управленческих сетей, коррупция и беззаконие, воцарившиеся в России, привели к тому, что Кремль практически перестал контролировать ситуа­цию. Губернаторы превратились в удельных князей, оли­гархи мнили себя новыми правителями страны, медиамаг-наты шантажировали власть, чиновники получали взятки за исполнение своих прямых обязанностей. Всем им каза­лось, что теперь они правят страной, ставят условия и оп­ределяют правила игры. В этой ситуации появление проек­та «президент-военный» было вполне логичным. Кто еще мог остановить неуправляемый процесс расползания «по­литического желе», в которое превратилась Россия? Мили­таризация власти часто следует за политическими кризиса­ми, расшатывающими основы государственности. Самый бы­стрый и простой способ усиления государства — это опора на военных, которые становятся главной силой порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.