КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов движения
Цель работы: изучить строение осевого и периферического скелетов, главнейшие мышцы тела животных. Ознакомить студентов с особенностями строения мускулатуры птиц. Оборудование и материалы: скелеты животных, в том числе птиц; отдельные кости скелетов; плакаты; муляжи главнейших мышц животных, в том числе птиц; лягушки; миограф (штатив с держателем для мышц и рычажком с писчиком); кимограф (вращающийся цилиндр, покрытый бумагой); ножницы; пинцеты; аккумулятор; ключи; индукционная катушка. Содержание работы. 1. Деление костей по форме и функции. 2. Изучение осевого скелета. 3. Изучение периферического скелета. 4. Сращения и суставы. 5. Главнейшие мышцы тела животных. 6. Особенности строения скелета птиц. 7. Особенности строения мышц птиц. 8. Физиологические свойства мышц. Прямое и непрямое раздражение мышц. Определение порога раздражения. Методические указания. 1. Для изучения деления костей по форме используют отдельные кости скелетов животных. Подробно изучают длинные трубчатые, и изогнутые кости, короткие симметричные и асимметричные, а также пластинчатые кости. Следует зарисовать в Рабочую тетрадь кости скелета по классификации их формы, приведенной выше. 2. По скелетам крупного рогатого скота и свиньи изучают осевой и перифе При изучении осевого скелета находят истинные и ложные ребра, грудную кость. Обращают внимание на то, что череп у животных в основном построен из пластинчатых костей, граница между мозговым и лицевым отделами проходит через сегментальную плоскость в области глазниц. Изучают черепа различных животных и в Рабочую тетрадь записывают разницу в их строении. 3.Периферический отдел скелета животных изучают по отдельным костям и скелетам различных животных. Разделяют периферический отдел скелета на плечевой пояс и отдел свободной грудной конечности, на тазовый пояс и отдел свободной задней конечности. 4.На плакатах изучают различные виды сращений. На скелетах и наборах отдельных костей животных изучают суставы и их виды. Подчеркивают роль синовия в суставе. Главнейшие мышцы животных изучают по скелетам и плакатам. Студенты на скелете располагают начало и окончание главнейших мышц туловища, мышцы конечностей. Следует указать, что к мышцам туловища относятся мышцы плечевого пояса, грудных и брюшных стенок, шеи, позвоночного столба и головы. Мышцы конечностей подразделяют на мышцы передних и задних конечностей. Изучают по плакатам правильность расположения мышц на скелете. 6. Для изучения скелета и мускулатуры птиц пользуются скелетами, плакатами Череп птиц состоит в основном из сросшихся между собой костей. В черепе различают лицевой и мозговой отделы. По скелету черепа птиц следует найти лицевой отдел черепа. К нему относят две межчелюстные кости, которые слились в одну непарную кость; кости клюва; две носовые; две скуловые; две слезные; две нёбные; две крыловидные; сошник; две нижнечелюстные; две квадратные; подъязычную. Челюстные и межчелюстные кости лицевого черепа образуют клюв с роговыми зубовидными выступами по краям. Зубов у птицы нет. Изучают по скелетам птиц и плакатам скелет позвоночного столба, ребер, грудной кости. Обращают внимание на то, что у птиц позвонки малоподвижны, так как они срослись между собой. Атлант у птиц очень маленький. Эпистрофей входит своим зубовидным отростком в атлант. Грудная кость у птиц широкая. Тазовые позвонки, соединяясь с последним грудным и первым крестцовым позвонками, образуют тазовую часть позвоночника. Поперечные отростки двух средних сросшихся крестцовых позвонков связаны со средней областью позвоночных костей. Это соединение обеспечивает птице надежную опору на задние конечности при ходьбе в несколько наклонном положении. В хвостовой части следует найти пигостиль, который служит опорой для рулевых перьев хвоста. Он образован несколькими сросшимися хвостовыми позвонками. Внимательно изучают передние и задние конечности птиц. Обращают внимание на строение костей плечевого пояса: лопатки, коракоидной кости ключицы. В свободном отделе грудной конечности находят крыло, плечевую кость, кости предплечья. Изучают строение кости. Кисть включает в себя две кости запястья, три сросшиеся вместе пястные кости и три редуцированных пальца. В тазовом поясе находят парные подвздошные, седалищные и лонные кости, которые срослись между собой. В скелете свободной тазовой конечности — бедренную, большеберцовую и малоберцовую кости, коленную чашку. Подробно рассматривают концевую часть тазовой конечности. Она состоит из трех частей: костей предплюсного сустава, плюсны и пальцев. 7.При изучении мышечной системы птиц следует подчеркнуть, что мышцы птиц бедны соединительной тканью, более плотные, чем мышцы млекопитающих. По плакатам следует изучить мышцы кожи, головы, шеи, туловища, конечностей. 8.Физиологические свойства мышц; прямое и непрямое раздражение мышц; определение порога раздражения изучают методом препаровки лягушек. У лягушки удаляют голову и разрушают иглой спинной мозг. Отделяют на одной из конечностей икроножную мышцу, а из другой готовят нервно-мышечный препарат (икроножная мышца с отпрепарированным седалищным нервом). Мышцу укрепляют в миографе. Составляют цепь индукционной катушки, электроды (иглы) присоединяют непосредственно к мышце. При замыкании цепи катушки мышца получает раздражение и отвечает на него сокращением, приподнимая писчик миографа. Это ответ на прямое раздражение мышцы. Записывают сокращения мышцы на ленте кимографа. Заменяют мышцу в мышцедержателе нервно-мышечным препаратом, размещают седалищный нерв на электроде. При той же силе тока наносят раздражение
через нерв. В ответ на раздражение мышца сокращается. Записывают кривую мышечных сокращений с помощью кимографа. Для нахождения порога раздражения отодвигают вторичную катушку от первичной на 35—40 см. Постепенно сдвигая катушку (на 0,5—1 см) и каждый раз замыкая и размыкая ключ, находят пороговую (минимальную) силу раздражителя, вызывающую сокращение мышц. Она выражается в сантиметрах между катушками.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |