КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словарный диктант терминов
1. Отверстие радужки. 2. Косточка, фиксирующаяся к барабанной перепонке. 3. Рецепторы зрительного анализатора. 4. Рецепторный орган слухового анализатора. 5. Латинское название глазного яблока. 6. Полость среднего уха. 7. Ганглии улиткового нерва.
8. Канальцы вестибулярного анализатора. 9. Наружный слой кожи. 10. Связки, соединяющие хрусталик с реснитчатым телом. 11. Слизистая оболочка век, переходящая на глазное яблоко. 12. Поверхностный слой сетчатки. 13. Место проекции зрительного нерва на сетчатку. 14. Лестница улитки, идущая от преддверия. 15. Место окончания обонятельного нерва. 16. Слой общий для глазного яблока и кожи. 17. Количество полукружных канальцев. 18. Железа зрительного анализатора. 19. Наружная оболочка глазного яблока. 20. Подкорковый центр анализатора общей чувствительности.
Методические рекомендации для организации самоподготовки и проведения практического задания №4.8
Тема: «Физиология анализаторов» Студент должен знать: 1. Функциональную характеристику звеньев анализаторов 2. Принцип функционирования анализаторов 3. Биомеханизм функционирования зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного анализаторов и общей чувствительности 4. Оценка деятельности анализаторов Цели занятия:
Повторите темы: 1. «черепно-мозговые нервы» 2. «морфология анализаторов» 3. «физиология ЦНС» 4. «морфология головного мозга»
Задание для самоподготовки к практическому занятию: I. Ответьте на предлагаемые вопросы: 1.Дайте характеристику и определение анализатора по И.П.Павлову 2.Назовите функциональное значение 1-го звена анализатора-системы проведения раздражителя. 3. Перечислите группы рецепторов в зависимости от восприятия раздражителя. 4.Какова физиологическая роль рецепторов. 5. Что такое адаптация рецепторов, с чем она связана. 6.Объясните механизм проведения светового раздражителя на сетчатку 7.Объясните механизм аккомодации, дайте определение близорукости и дальнозоркости 8.Объясните механизм рецепции световых раздражителей, значение палочек и колбочек 9.Расскажите роль зрительного нерва в функционировании зрительного анализатора, какое значение имеет корковое звено анализатора 10.Дайте определение остроты зрения, бинокулярного зрения, цветоощущения 11.Объясните механизм вкусовой рецепции, основные этапы 12.Объясните механизм обонятельной рецепции 13.Расскажите о роли I, VII, IX, X пар ч. м. т. в работе данных анализаторов 14.Объясните механизм проведения звуковых раздражителей до рецепторов кортиева /спирального/ органа 15.Каковы функции и принципы работы кортиева органа 16.Роль 8 пары ч. м. т. в работе слухового анализатора, дайте определение понятия «тугоухость» и «глухота» 17.Что такое костная звуковая проводимость? 18.Какова структура и принцип функционирования вестибулярного и двигательного анализаторов? 19.Расскажите о роли их взаимосвязи и функциональной структуре анализатора общей чувствительности 20.Расскажите о функциональной структуре висцерального анализатора, его значении
Литература для самоподготовки: 1. СА Георгиева «Физиология» 1986г стр. 376-395 2. НИ Федюкевич «Анатомия физиология человека» 2002г стр.376-403 3. РП Самусев «Анатомия человека» 2003г стр.593-565 4. Лекции №4-6, №4-7
II. Изучите алгоритмы практической работы: Приложение №1 Алгоритм определения остроты зрения: 1) Испытуемого посадить /или поставить/ Ра расстояние 5м от таблицы Сивцова и закрыть один глаз непрозрачным щитом 2) Экспериментатор встает около таблицы так, чтобы не затемнять ее, и белой указкой указывает буквы, постепенно переходя от крупных к мелким 3) Последняя строчка, которую испытуемый называет безошибочно или с некоторыми ошибками / не более 20% / служит показателем остроты зрения для данного глаза 4) Проверить остроту зрения второго глаза 5) Записать результаты остроты зрения для каждого глаза в дневнике
Приложение №2 Алгоритм определения остроты слуха шепоточной речью: 1) Испытуемого посадить / или поставить / на расстоянии 6м от испытателя, предложив в наружный слуховой проход одного уха ввести глубоко мизинец, а второе ухо убрать к испытателю 2) Произносить шепотом очень четко слова басовой группы. 3) Каждое слово испытуемый должен повторить вслух 4) Повторить проверку остроты второго уха 5) При нормальной остроте слуха испытуемый повторяет без ошибки все слова 6) Записать результат в дневник, сделать вывод 7) Приложение №3 «Различие основных признаков. вкусовая карта языка» 1.Стеклянной палочкой (или с помощью пипетки) нанести на кончик каплю 2.Прополоскать рот водой. 3.Нанести каплю раствора на края языка. 4.Прополоскать рот водой. 5. Нанести каплю раствора на середину языка. 6.Прополоскать рот. 7.Нанести каплю раствора на корень языка. 8. Прополоскать рот. 9.Сделать перерыв 2 мин. 10.Выполнить в той же последовательности работу с растворами: 10% натрий хлора, 30% сахара, 2% уксусной кислоты. 11.Полученные результаты оформить в виде вкусовой карты языка (заштриховать зоны наибольшей чувствительности к разным веществом) Приложение №4 «ООД практического задания «взаимодействия обонятельного, вкусового, зрительного анализатора» Оснащение: 2% раствора уксусной кислоты, 10% раствор глюкозы, кусочки сахара, яблока, картофеля, лука. Объект исследования: человек. ХОД РАБОТЫ:
Методические рекомендации для самоподготовки к и проведению семинарского занятия №4. Тема: «Физиологические аспекты функционирования анализаторов». Цель семинара: «Сформировать комплексное представление о структуре функционирования анализаторов, их взаимосвязи, роли в процессе управления регуляции функциями организма человека». Вопросы семинара:
Биомеханизм и оценка деятельности анализаторов общей чувствительности вкуса, обоняния, вестибулярной, пропреоцептивной и висцеральной чувствительности.
Теоретическая справка: Сущность сенсорной регуляции заключается в последовательно протекающих процессах: 1. Проведение внешнего раздражителя к рецепторному аппарату. 2. Восприятие энергии раздражители и преобразование его в электрические импульсы. 3. Проведение информации в виде импульсов в ЦНС к промежуточным центрам анализатора. 4. Первичный промежуточный анализ информации непроизвольный. 5. Конечный анализ информации в коре конечного мозга соответствующими центрами анали- заторов(распознавание информации и её фиксирование. Значение сенсорной регуляции: Обеспечение связи с внешней средой и контроль гомеостаза. Биомеханизм функционирования зрительного анализатора. 1. Светопроведение и светопреломление отражённого от предметов света через светопроводя- щие и светопреломляющие системы глазного яблока. Преломление света осуществляется та- ким образом, что световые лучи, идущие от разноудалённых предметов фокусируются в од- ной точке и изображение проецируется на сетчатку в зоне центральной ямки в перевёрнутом уменьшенном не искажённом виде. Это осуществляется за счёт свойства аккомодации. 2. Световосприятие и светопреобразование световой энергии в электрические импульсы, осу- ществляемое пигментным слоем и фоторецепторами(палочками и колбочками) сетчатки глазного яблока за счёт расщепления зрительного пигмента колбочек иодопсина и палочек-
родопсина. Высвобождаемая энергия преобразуется в электрические импульсы и передаётся на нейроны зрительного нерва. Колбочки обеспечивают восприятие дневного света и цвето- ощущения. Колбочки осуществляют восприятие спектров цвета: красного, зелёного и сине- фиолетового. Палочки осуществляют восприятие сумеречного света. 3. Проведение зрительной информации от рецепторов к промежуточным центрам зрительного анализатора латеральных коленчатых тел промежуточного мозга за счёт зрительного нерва. Нейроны зрительного нерва локализуются в сетчатке двумя слоями: биполярные нейроны и га -нглиозные. Ганглиозные нейроны в зоне канала зрительного нерва формируют одноимённыйа нерв и слепое пятно. Зрительные нервы в зоне турецкого седла формирует неполный зрительн-ый перекрест, обеспечивающий бинокулярное зрение-это способность двух зрительных анали- заторов видеть предмет как единый(видеть двумя глазами). 4. Первичный анализ информации латеральными коленчатыми телами, взаимодействие с дру- гими сенсорными системами с участием ретикулярной формации и передача информации в кору затылочной доли. 5. Специализированный углубленный анализ зрительной информации осуществляемый высши-ми центрами зрительного анализатора коры затылочной доли. Идёт объединение всех характе-ристик получаемых и обрабатываемых корой, её запоминание. Механизмы, обеспечивающие ясное видение: 1Конвергенционные и дивергенционные движения глаз, что осуществляет сведение и разведе-ние зрительных осей и обеспечивает удержание объекта в зоне центральной ямки сетчатки. 2. Реакция зрачка на световой поток- сужение при интенсивном освещении и расширение при сумеречном. Это регулирует световой поток и его преломление хрусталиком. 3. Аккомодация – способность видеть разноудалённые предметы. 4. Бинокулярное зрение или зрение двумя глазами, которое даёт более глубокое и выраженное пространственное восприятие окружающего мира. 5. Световая и темновая адаптация: сопровождается повышением чувствительности зрительно- го анализатора при темновой адаптации и снижение при световой. 6. Острота зрения- определяется наименьшим углом зрения, под которым глазное яблоко ещё способно видеть раздельно две точки, который равен 1 мин. 7. Поле зрения – пространство, которое воспринимается фиксированным глазным яблоком. Биомеханизм функционирования слухового анализатора: 1. Звукопроведение- это проведение звуковой волны из внешней среды до рецепторного аппар- ата кортиева органа. Осуществляется в несколько этапов: а) Проведение звуковых воздушных колебаний по наружнему слуховому проходу к первичн- ой барабанной перепонки, которые вызывают её колебание (вибрацию). б) Передача колебаний первичной барабанной перепонки на слуховые косточки в следующей последовательности: молоточек- наковальня- стремечко. Основание стремечка проводит коле-бания в перелимфу преддверия через окно преддверия. В результате возникают колебания пе-релимфы преддверия. в) Проведение колебаний перелимфы по вестибулярной и барабанной лестнице канала улит-ки ко вторичной барабанной перепонке окна улитки. Вторичная барабанная перепонка заглу-шает колебания перелимфы. 2. Звуковосприятие и звукоприобразование в электрические импульсы: колебания перелимфы вызывают вибрацию базилярной и Рейснеровской мембран перепончатой улитки. В результате возникают колебания эндолимфы перепончатой улитки, которая вызывает колебание покров- ной пластинки кортиева органа. Покровная пластинка опускаясь и поднимаясь вызывает разд- ражение рецепторных клеток и переход их в состояние возбуждения. Результат возбуждения- формирование электрических импульсов 3. Проведение электрических импульсов от рецепторов кортиева органа к промежуточным центрам слухового анализатора медиальных коленчатых тел метаталямуса: Осуществляет- ся за счёт преддверно-улиткового нерва. 4. Первичный анализ слуховой информации: осуществляется промежуточными центрами меди- альных коленчатых тел, которые осуществляют связь с другими анализаторами, участвуют в формировании первичных непроизвольных ответных реакций и проводят информацию к выс- шим центрам слухового анализатора в коре височной доли конечного мозга. 5. Высший анализ слуховой информации центрами в коре височных извилин височной доли кон- ечного мозга: осуществляется глубокий анализ информации, её объединение, фиксирование и запоминание. Задание для самоподготовки к семинарскому занятию: I. Повторите темы: а) «Морфология спинного и головного мозга» б) «Черепно - мозговые нервы» в) «Морфология анализаторов» II. Подготовьте ответы на вопросы семинара: При рассмотрении вопроса: «Роль сенсорной системы в восприятии и всесторонней оценке окружающей среды». Необходимо знать:
- Для изучения механизма функционирования зрительного анализатора и оценки его деятельности необходимо сосредоточить внимание на: 1. Структуре зрительного анализатора и его звеньев. 2. Принципах проведения и преломление света, проекции изображения на сетчатой оболочке. 3. Понятие аккомодации, ее механизмах и значении. 4. Структурах световосприятия, механизмах их функционирования, сущности. 5. Механизме проведения зрительной информации в головной мозг, понятии о бинокулярном зрении. 6. Понятии промежуточного и конечного анализатора информации. 7.Понятии остроты зрения, цветоощущение, световой и темновой адаптации. 8. Нарушениях процесса зрения: близорукости, дальнозоркости, нарушение световосприятия. - Для изучения биомеханизма и оценки деятельности слухового анализатора необходимо усвоить: 1. Структуру анализаторов, его звеньев. 2. Физиологическое значение звеньев анализаторов. 3. Принципы звукопроведения звуковой волны: роль барабанной перепонки, слуховых косточек, перилимфы улитки. 4. Механизм звуковосприятия и преобразование его в электрические импульсы, значение кортиевого органа. 5. Проведение информации в ЦНС, сущность промежуточного о конечного анализа. Понятие о бинауральном слухе.
- Рассматривая вопрос функционирования и оценки деятельности анализаторов общей чувствительности необходимо: а) усвоить структуру анализатора. б) функциональные виды анализатора. в) физиологические характеристики звеньев. г) адаптационные характеристики анализаторов. Вкуса и обоняния: особенности строения, принципы функционирования, адаптационные свойства. Вестибулярной и пропреоцептивной чувствительности особенности структуирования, функционирования и физиологическое значение, понятие о вестибулярной адаптации. 4. Висцеральной чувствительности: структурные и функциональные особенности, значении блуждающего нерва -При изучении роли сенсорной системы в биомеханизме процесса и регуляции необходимо знать: 1. Физиологическую характеристику процесса регулирования. 2. Особенности афферентного звена рефлекторной дуги. 3. Значение анализаторов в развитии высшей нервной деятельности. 4. Роль анализаторов в процессе внутренней среды и формировании процессов само- регулирования. 5. Анализаторы - как высший элемент процесса адаптации человека. 6. Роль анализаторов в развитии человека, как существа разумного. Литература для самоподготовки. 1. С. А. Георгиева «Физиология»» 1986г. стр. 379-395. 2. А. А. Швырёв «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» 2004г. стр. 346-355. 3. Н. И. Федюкевич «Анатомия и физиология человека» 2002г. стр. 376-403. 4. Э. Пирс «Анатомия и физиология» 1997г. стр. 368-391. 5. Лекции № 4-6; 4-7. 6. Граф структуры анализаторов: метод рекомендаций к практическим занятиям. 4-7; 4-8. 7. Р. Шмидт «Основы сенсорной физиологии» 1984г.
III. С целью закрепления терминологии по данной теме ответьте на вопросы словарного диктанта:
IV. Решите задачи: 1. Экспериментальных животных длительное время лишали витамина А. Какие функциональные нарушения можно ожидать в структуре нейросенсорных клеток? 2. На схеме хода лучей в глазном яблоке хрусталик имеет выпуклую форму. Какие структуры глазного яблока обеспечивают это явление? 3. Больной хорошо видит на близком расстоянии и плохо на дальнем. С нарушением работы каких структур глазного яблока может быть связано такое состояние? Чем можно провести коррекцию? 4. У больного повреждён корковый отдел обонятельного анализатора. Какая функция при этом будет нарушена? 5. Почему у любителей громкой рок-музыки через несколько лет снижается острота слуха? 6. Почему в состоянии хронического стресса наблюдается снижение вкусовой чувствительности? 7. У альпинистов в горах может развиться «снежная слепота», какова её причина? Практическое занятие № 4-9 Тема: «Гуморальная регуляция: морфология и топография желез внутренней секреции» Студент должен знать: 1) Общий принцип структурирования желез внутренней секреции 2) Классификацию желез 3) Топографию, строение и вырабатываемые гормоны нейротропными, гипофизозависимыми, смешанными железами, паращитовидными железами и нейроэндокринными ядрами гипоталамуса Цель занятия: 1) Изучить структуру желез внутренней секреции 2) Усвоить топографию и классификацию желез внутренней секреции 3) Определить и запомнить структурные и морфологические особенности каждой эндокринной железы 4) Изучить и систематизировать знания о вырабатываемых гормонах 5) Сформировать чёткое представление о структуре гипоталамо-гипофизарной системе Теоретическая справка: Эндокринные железы- паренхиматозные железистые органы обладающие способностью вырабатывать во внутреннюю среду гормоны. Общие признаки желез внутренней секреции 1- Состоят из стромы и паренхимы. Строма –фиброзная оболочка, паренхима – специальная часть, представленная эндокринным железистым эпителием. 2.- Паренхима разделена на изолированные дольки не имеющие выводных протоков. 3.- Вырабатывает гормоны непосредственно во внутреннюю среду. 4.- Высоко васкуляризованы, имеют минимум двойную систему кровоснабжения и кровооттока, располагаются вблизи крупных кровеносных сосудов. 5.- Имеют двойную вегетативную иннервацию симпатическую и парасимпатическую за исключ- ением мозгового слоя надпочечников, имеющих только симпатическую иннервацию. Классификация эндокринных желез:
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |