КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уважаемый будущий коллега! 1 страница
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделения социолого-психологического факультета
Иваново Издательство «Ивановский государственный университет» Составители: канд. биол. наук Любовь Руфэльевна Горбачева, канд. мед. наук Адольф Федорович Богомолов
Охватывают все основные темы курса, включают списки рекомендуемой литературы. Предназначены студентам специальности "Психология"
Печатается по решению методической комиссии социолого-психологического факультета Ивановского госуниверситета
Рецензент: кандидат медицинских наук Александр Петрович Беляков
Издательство «Ивановский государственный университет», 2004
Курс "Анатомия центральной нервной системы" является одной из биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Основой естествознания является неразрывное единство структуры и функции. Этот же принцип соблюдается и для головного мозга. Согласно представлениям о нервно-психической деятельности чешского анатома и физиолога Й. Прохазки (XVIII в.) орган, служащий для душевных функций есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций. Впоследствии широкое распространение получило высказывание, что психическая деятельность есть продукт высокоорганизованной материи - мозга; в её основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. (Белинский, Добролюбов). И.М.Сеченовым впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром. В психологической практике используются различные неинвазивные методы электро- и магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной компьютерной томографии и другие методы, позволяющие детально анализировать участие различных структур мозга в перцептивных, мнемических, семантических и других когнитивных процессах, а также в формировании мотивационно-эмоциональной сферы и сознания. Всё это требует глубоких знаний специалистов о строении и функционировании мозга и его отделов. Курс "Анатомия ЦНС" является начальным этапом естественнонаучной подготовки психологов и обязательной составной частью программы обучения специалистов по практической психологии. Цель данного методического указания - помочь студентам разобраться в сложном и большом объеме новой информации и усвоить материал по курсу "Анатомии ЦНС". При самостоятельном рассмотрении основных тем курса и при подготовке к семинарским занятиям и экзамену надеемся, что эти указания будут способствовать четкой систематизации знаний. Необходимо отметить, что изучение анатомии в значительной степени требует усидчивости и терпения. Желаем успехов! Авторы УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ (НЕВРОЛОГИЯ) Занятие.1. СТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ. СПИННОЙ МОЗГ Цель занятия 1. Знать основные органеллы клетки. 2. Уметь показать на таблицах элементы нейрона. 3. Усвоить строение нервного волокна и нейроглии. 4. Усвоить классификацию нервной системы по топографическому и функциональному признакам. 5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования спинного мозга. 6. Знать функциональное назначение отделов спинного мозга. 7. Усвоить функциональное назначение восходящих и нисходящих проводящих путей. 8. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах оболочки спинного мозга. План занятия 1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы. 2. Ответить на вопросы преподавателя. 3. Дать ответы на вопросы тест - карты.
Основная литература 1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. С. 393-408, 434-448. 2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. С. 216-230. 3. Лекции. Дополнительная литература 1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993. 2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c. 3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с. 4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с. 5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с. 6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить общий план строения клетки и усвоить клеточное строение нервной ткани. Особое внимание следует обратить на органеллы нейрона, непосредственно обеспечивающие функцию проведения возбуждения. Уметь приводить примеры рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на функциональное предназначение отростков нервных клеток, на различия скорости проведения импульсов, что в свою очередь определяет быстроту и эффективность реагирования всей нервной системы. Необходимо запомнить названия основных медиаторов, что безусловно поможет Вам в усвоении материалов курсов физиологии ЦНС и ВНД. Обратите внимание на ход восходящих и нисходящих проводящих путей спинного и головного мозга, а также их функцию. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить строение рефлекторной дуги.
Время для самоподготовки – 4 часа Структура темы 1. Нейрон. 1.1. Внутриклеточные органеллы. 1.1.1. Плазматическая мембрана. 1.1.2. Ядро. 1.1.3. Рибосомы. 1.1.4. Шероховатый эндоплазматический ретикулум (тельца Ниссля). 1.1.5. Аппарат Гольджи. 1.1.6. Лизосомы. 1.1.7. Митохондрии. 1.1.8. Микротрубочки и микрофиламенты. 1.2. Внешнее строение. 1.2.1. Тело (сома) нейрона. 1.2.2. Короткие отростки (дендриты). 1.2.3. Аксон (нервное волокно). 1.2.3.1. Миелинизированное волокно. 1.2.3.1.1. Шванновские клетки. 1.2.3.1.2. Перехваты Ранвье. 1.2.3.1.3. Неврилемма. 1.2.3.2. Немиелинизированное волокно 1.2.3.3. Функциональные отличия типов волокон. 1.3. Гистологические типы нейронов. 1.3.1. Мультиполярные нейроны. 1.3.2. Биполярные нейроны. 1.3.3. Псевдоуниполярные нейроны. 1.4. Функциональные типы нейронов. 1.4.1. Сенсорные (чувствительные). 1.4.1.1. Рецепторные окончания (рецепторы). 1.4.1.1.1. Классификация по локализации. 1.4.1.1.1.1. Экстерорецепторы. 1.4.1.1.1.2. Интерорецепторы. 1.4.1.1.1.3. Проприорецепторы. 1.4.1.1.2. Классификация по функции. 1.4.1.1.2.1. Терморецепторы. 1.4.1.1.2.2. Механорецепторы. 1.4.1.1.2.3. Ноцирецепторы. 1.4.2. Интернейроны (вставочные). 1.4.3. Моторные (двигательные, секреторные). 1.5. Синапс. 1.5.1. Строение. 1.5.1.1. Пресинатпическая мембрана. 1.5.1.2. Синаптическая щель. 1.5.1.3. Постсинаптическая мембрана. 1.5.2. Типы синаптических контактов. 1.5.3. Классификация по механизму передачи возбуждения. 1.5.3.1. Химические. 1.5.3.2. Электрические. 1.5.3.3. Смешанные. 1.5.4. Классификация по функции. 1.5.4.1. Тормозные. 1.5.4.2. Возбуждающие. 1.5.5. Нейромедиаторы. 1.5.6. Нейрогормоны. 2. Нейроглия. 2.1. Астроглия (макроглия). 2.2. Олигодендроглия. 2.3. Микроглия. 2.4. Функция. 3. Классификация нервной системы. 3.1. По функциональному признаку. 3.2. По топографическому признаку. 4. Спинной мозг. 4.1. Форма и положение. 4.1.1. Границы. 4.1.2. Внешне описание. 4.1.2.1. Шейное и пояснично-крестцовое утолщение. 4.1.2.2. Мозговой конус. 4.1.2.3. Терминальная нить. 4.1.2.4. Передняя срединная щель и борозды спинного мозга. 4.1.3. Сегменты спинного мозга. 4.1.3.1. Шейные. 4.1.3.2. Грудные. 4.1.3.3. Поясничные. 4.1.3.4. Крестцовые. 4.1.3.5. Копчиковые. 4.2. Поперечный разрез спинного мозга. 4.2.1. Центральный канал. 4.2.2. Терминальный желудочек. 4.2.3. Серое вещество. 4.2.3.1. Передние рога (столбы). 4.2.3.2. Задние рога (столбы). 4.2.3.3. Боковые рога (столбы). 4.2.4. Белое вещество. 4.2.4.1. Канатики спинного мозга. 4.2.4.1.1. Передний канатик 4.2.4.1.2. Боковой канатик. 4.2.4.1.3. Задний канатик. 5. Проводящие пути. 5.1. Ассоциативные 5.2. Комиссуральные 5.3. Проекционные 5.3.1. Восходящие проводящие пути. 5.3.1.1. Экстероцептивные. 5.3.1.1.1. Латеральный спинно-таламический путь. 5.3.1.1.2. Передний спинно-таламический путь. 5.3.1.2. Проприоцептивные. 5.3.1.2.1. Тонкий и клиновидный пучки (Голля и Бурдаха). 5.3.1.2.2. Передний спинно-мозжечковый путь. 5.3.1.2.3. Задний спинно-мозжечковый путь. 5.3.1.3. Интероцептивные. 5.3.2. Нисходящие проводящие пути. 5.3.2.1. Пирамидные. 5.3.2.1.1. Корково-ядерный путь. 5.3.2.1.2. Корково-спинномозговой путь. 5.3.2.2. Экспрапирамидные. 5.3.2.2.1. Красно-ядерный спинномозговой путь. 5.3.2.2.2. Преддверно-спинномозговой путь. 5.3.2.2.3. Ретикуло-спинномозговой путь. 5.3.3. Покрышечно-спинномозговой путь. 5.3.4. Ретикулярная формация. 6. Оболочки спинного мозга. 6.1. Твердая оболочка.. 6.1.1. Субдуральное пространство. 6.2. Паутинная оболочка. 6.2.1. Субарахноидальное пространство. 6.3. Мягкая (сосудистая) оболочка.
Вопросы для самоконтроля знаний 1. Перечислите клеточные органеллы нейрона. 2. Назовите функции телец Ниссля. 3. Что транспортируют микротрубочки? 4. Каково строение нервного волокна? 5. Как классифицируются нейроны по строению? 6. Назовите элементы рефлекторной дуги. 7. Назовите функцию мотонейронов. 8. Что такое ноцирецепторы? 9. Что такое экстерорецепторы? 10. Назовите основные элементы синапса. 11. Перечислите типы синаптических контактов. 12. В чем состоят особенности смешанного синапса? 13. Что такое нейромедиатор? 14. Перечислите функции нейроглии. 15. К какому отделу нервной системы относится спинной мозг? 16. Где расположен спинной мозг? 17. Назовите основные функции спинного мозга. 18. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются? 19. Что такое сегмент (невромер) спинного мозга? 20. Какие нервные волокна образуют задний корешок спинномозгового нерва? 21. Где расположены нейроны, аксоны которых формируют задний корешок спинномозгового нерва? 22. Какие нервные волокна образуют передний корешок спинномозгового нерва? 23. Где в спинном мозге расположено серое вещество и из чего оно состоит? 24. Тела каких нейронов расположены в задних столбах (рогах) спинного мозга? 25. Тела каких нейронов расположены в передних столбах (рогах) спинного мозга? 26. В каких сегментах спинного мозга имеются боковые рога? 27. Тела каких нейронов расположены в боковых рогах спинного мозга? 28. Чем и где заканчивается тяж спинного мозга? 29. Чем заполнен центральный спинномозговой канал? 30. Какова функция латерального спинно-таламического пути? 31. На какие ветви делятся спинномозговые нервы? 32. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости. 33. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна? 34. Что такое субарахноидальное пространство? 35. Назовите границы переднего канатика спинного мозга 36. Какие проводящие пути проходят в составе собственных пучков спинного мозга? 37. Какие проводящие пути проходят в составе задних канатиков спинного мозга? 38. Какие проводящие пути проходят в составе передних канатиков спинного мозга? 39. Какие проводящие пути проходят в составе боковых канатиков спинного мозга? 40. Какую функцию выполняет латеральный спинноталамический тракт? 41. Что такое конский хвост спинного мозга? Методические материалы по теме
Рис. 1 Строение мультиполярного нейрона
Рис.2. Нейро-глио-сосудис-тые взаимодействия в нервной ткани.
1 – перицит; 2 – кровеносный сосуд; 3 – эритроцит; 4 – астроцит; 5 – микроглиоцит; 6 – олигодентроцит; 7 – нервное волокно; 8 – мягкая мозговая оболочка; 9 – кровеносный сосуд; 10 – нейро; 11 – астроцит; 12 – нейрон; 13 – кровеносный капилляр; 14 – эпендима
Рис.3. Внешнее строение головного и спинного мозга с латеральной поверхности (а). Разрез позвоночника со спинным мозгом внутри (б). Спинной мозг с вентральной поверхности (в). 1 – продолговатый мозг; 2 – перекрест пирамид; 3 – шейное утолщение; 4 – передняя срединная щель; 5 – пояснично-крестцовое утолщение; 6 – мозговой конус; 7 – терминальная нить.
Рис. 4. Сегменты спинного мозга
Занятие 2. продолговатый мозг
Цель занятия 1. Усвоить внешнее и внутреннее строение различных отделов продолговатого мозга. 2. Уметь показать на муляжах, препаратах и таблицах отдельные образования продолговатого мозга. 3. Знать функциональное назначение отделов продолговатого мозга. 4. Усвоить расположение ромбовидной ямки по отношению к другим отделам ствола мозга. 5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования ромбовидной ямки. 6. Знать отдела мозга, участвующие в формировании ромбовидной ямки.
План занятия. 1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы. 2. Ответить на вопросы преподавателя. 3. Ответить на вопросы тест - карт.
Основная литература. 1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 408-411, 431-434, 454-467. 2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 241-246, 249-251, 254-258. 3. Лекции. Дополнительная литература. 1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993. 2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c. 3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с. 4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с. 5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с. 6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания Для успешного усвоения учебного материала изучите строение продолговатого мозга во всех трех плоскостях, чему поможет тщательное изучение таблиц, планшетов и муляжей. Особое внимание следует обратить на расположение основных отделов мозга друг относительно друга. Важным является знание строения поверхностей и функционального значения продолговатого мозга. Обратите внимание на основные отделы ромбовидной ямки и их локализацию и функцию.
Время для самоподготовки - 4 часа. Структура темы 1. Общий обзор головного мозга. 1.1. Верхнелатеральная поверхность. 1.2. Базальная поверхность. 1.3. Медиальная поверхность. 2. Продолговатый мозг. 2.1. Границы органа 2.2. Передняя поверхность 2.2.1. Пирамиды 2.2.2. Оливы 2.3. Задняя поверхность. 2.3.1. Тонкий пучок 2.3.2. Клиновидный пучок 2.4. Строение продолговатого мозга на поперечном срезе 2.4.1. Нижние оливарные ядра 2.4.2. Ретикулярная формация 2.4.3. Центры кровообращения и дыхания. 2.4.4. Медиальная петля 2.4.5. Ядра IX-XII пар черепных нервов. 2.4.6. Волокна основных проводящих путей продолговатого мозга. 3. Четвертый желудочек 3.1. Ромбовидная ямка 3.1.1. Задвижка 3.1.2. Срединная борозда 3.1.3. Медиальное возвышение: лицевой бугорок. 3.1.4. Пограничная борозда 3.1.5. Голубоватое место 3.1.6. Треугольник подъязычного нерва 3.1.7. Треугольник блуждающего нерва 3.1.8. Вестибулярное поле 3.1.9. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку. 3.1.9.1. V пара, тройничный нерв. 3.1.9.2. VI пара, отводящий нерв 3.1.9.3. VII пара, лицевой нерв 3.1.9.4. VIII пара, преддверно-улитковый нерв. 3.1.9.5. IX пара, языкоглоточный нерв 3.1.9.6. X пара, блуждающий нерв 3.1.9.7. XI пара, добавочный нерв 3.1.9.8. XII пара, подъязычный нерв 3.2. Крыша IV желудочка 3.2.1. Нижний мозговой парус 3.2.2. Верхний мозговой парус Вопросы для самоконтроля знаний 1. На какой поверхности продолговатого мозга располагаются оливы? 2. Ядра каких черепных нервов располагаются в продолговатом мозге? 3. Какие проводящие пути проходят в покрышке продолговатого мозга? 4. Какие проводящие пути проходят в основании продолговатого мозга? 5. Какие центры общеорганизменного значения находятся в продолговатом мозге? 6. Чем образована ромбовидная ямка? 7. Перечислите основные структуры ромбовидной ямки. 8. Перечислите основные ядра тройничного нерва. На какие основные ветви он разделяется и что иннервирует? 9. Перечислите основные ядра лицевого нерва и каковы их функции. 10.Перечислите ядра языкоглоточного нерва и каковы их функции. 11.Перечислите ядра блуждающего нерва и каковы их функции. Методические материалы по теме
Рис. 1. Сагиттальный разрез головного мозга.
1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг (мост и мозжечок); 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – конечный мозг.
Рис.2. Дорсальная поверхность продолговатого мозга.
1 – ромбовидная ямка; 2 – мозговые полоски; 3 – задняя срединная борозда; 4 – заднелатеральная борозда; 5 – заднепромежуточная борозда; 6 – тонкий пучок; 7 – бугорок тонкого пучка; 8 – клиновидный пучок; 9 – бугорок клиновидного пучка; 10 - боковой канатик; 11 – нижнемозжечковая ножка.
Рис.3. Поперечный срез продолговатого мозга.
1 – передняя срединная щель; 2 – переднелатеральная борозда; 3 – пирамиды; 4 – оливы; 5 – оливарное ядро; 6 – ворота оливарного ядра; 7 – ромбовидная ямка; 8 – нижняя ножка мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – двойное ядро; 11 – языкоглоточный нерв; 12 – блуждающий нерв; 13 – добавочный нерв; 14 – подъязычный нерв
Рис. 4. Строение ромбовидной ямки
1 – срединная борозда; 2 – срединное возвышение; 3 – пограничная борозда; 4 – лицевой холмик; 5 – верхняя ямка; 6 – нижняя ямка; 7 – голубоватое место; 8 – треугольник подъязычного нерва; 9 – треугольник блуждающего нерва; 10 – вестибулярное поле; 11 – мозговые полоски; 12 – средняя ножка мозжечка; 13 – бугорок тонкого пучка; 14 – бугорок клиновидного пучка; 15 – латеральный канатик. Рис.5. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.
1 – ядро глазодвигательного нерва; 2 – ядро блокового нерва; 3 – двигательное ядро тройничного нерва; 4 – чувствительное ядро тройничного нерва; 5 – двигательное ядро языкоглоточного нерва; 6 – двигательное ядро блуждающего нерва; 7 – ядро отводящего нерва; 8 – двигательное ядро лицевого нерва; 9 – ядро добавочного нерва; 10, 11 – ядра кохлеовестибулярного нерва; 12 – чувствительное ядро блуждающего нерва; 13 – чувствительное ядро языкоглоточного нерва; 14 – ядро подъязычного нерва; 15,16,17 – ножки мозжечка; 18 – лицевой холмик; 19 – мозговые полоски
Занятие 3. задний мозг. СРЕДНИЙ МОЗГ Цель занятия 1. Усвоить название основных отделов, входящих в состав заднего мозга. 2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования заднего мозга. 3. Знать функциональное назначение отделов заднего мозга. 4. Усвоить расположение основных отделов среднего мозга. 5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования среднего мозга. 6. Знать функциональное назначение отделов среднего мозга.
План занятия 1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы. 2. Ответить на вопросы преподавателя. 3. Дать ответы на вопросы тест - карты.
Основная литература 1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 427-431. 2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 246-249, 251-253. 3. Лекции.
Дополнительная литература 1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993. 2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c. 3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с. 4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с. 5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с. 6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с. Методические указания Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить строение ромбовидной ямки. Обратите внимание на расположение ножек мозжечка и их функции, а также на расположение ядер мозжечка. Обратите внимание на расположение крыши и ножек среднего мозга на планшете сагиттального разреза мозга. Рассмотрите внимательно разрез среднего мозга с расположенными там основными образованиями: красное ядро, черная субстанция и т.д.
Время для самоподготовки - 4 часа. Структура темы 1. Задний мозг. 1.1. Мост (варолиев мост). Локализация. 1.1.1. Покрышка моста 1.1.2. Базилярная часть моста 1.1.3. Основные проводящие пути моста (трапециевидное тело, корково-мостовые волокна, продольные волокна моста, пирамидный путь и др.) 1.1.4. Основные скопления серого вещества: ядра V-VIII пар черепных нервов. 1.2. Мозжечок. 1.2.1. Червь мозжечка. 1.2.2. Полушария мозжечка. 1.2.3. Дольки мозжечка 1.2.4. Клочок 1.2.5. Основные ядра мозжечка. 1.2.5.1. Зубчатое ядро 1.2.5.2. Пробковидное ядро 1.2.5.3. Шаровидное ядро 1.2.5.4. Ядро шатра 1.3. Ножки мозжечка и их функции. 2. Средний мозг. 2.1. Крыша среднего мозга(четверохолмие). 2.1.1. Верхний холмик 2.1.2. Нижний холмик 2.2. Ножки мозга. 2.2.1. Межножковая ямка. 2.3. Черное вещество. 2.4. Покрышка среднего мозга 2.4.1. Центральное серое вещество. 2.5. Водопровод мозга (сильвиев водопровод). 2.6. Основание ножки мозга. 2.6.1.1. Лобно-мостовые волокна 2.6.1.2. Височно-теменно-мостовой волокна 2.6.1.3. Корково-ядерные волокна 2.6.1.4. Корково-спинномозговые волокна 2.6.1.5. Корково-мостовые волокна 2.7. Разрез среднего мозга 2.7.1.1. Ядро глазодвигательного нерва 2.7.1.2. Добавочное ядро глазодвигательного нерва 2.7.1.3. Промежуточное ядро 2.7.1.4. Ядро блокового нерва 2.7.1.5. Ядро среднемозгового пути тройничного нерва 2.7.1.6. Красное ядро. 2.7.1.7. Медиальная петля 2.7.1.8. Ретикулярная формация 2.7.1.9. Перекрест покрышки Вопросы для самоконтроля знаний 1. Какие образования входят в понятие заднего мозга? 2. Какие ядра имеются в мозжечке? 3. Сколько ножек имеется у мозжечка и каковы их функции? 4. Ядра каких черепных нервов располагаются в области моста? 5. Какие особенности строения позволяют называть мозжечок малым мозгом? 6. Назовите функцию волокон, составляющих трапециевидное тело и мозговые полоски моста. 7. Какие восходящие пути проходят в покрышке моста? 8. Что такое латеральная петля и как она формируется? 9. Где локализуется слуховой проводящий путь? 10. Где находятся собственные ядра моста? Определите их функцию. 11. Какие части различают в мозжечке? 12. Опишите строение коры мозжечка. 13. Какие волокна спинного мозга связывают ядра ствола с корой мозжечка? В каких ножках они проходят? 14. Перечислите ядра мозжечка. Куда направляются волокна от ядер мозжечка? В каких ножках они проходят? 15. Какую функцию выполняет пластинка четверохолмия? 16. Какие центры находятся в верхних холмиках четверохолмия? 17. Какие центры находятся в нижних холмиках? 18. Ядра каких черепных нервов располагаются в покрышке среднего мозга? 19. Какие восходящие пути проходят в покрышке среднего мозга? 20. Какие нисходящие пути берут начало в крыше среднего мозга? 21. Где расположено красное ядро и какой проводящий путь от него начинается? 22. Какие проводящие пути проходят в основании ножек среднего мозга? 23. Какие нисходящие пути берут начало от ретикулярных ядер? Где они заканчиваются? Методические материалы по теме Рис.1. Фронтальный срез моста.
1 – базилярная борозда; 2 – трапециевидное тело; 3 – основание моста; 4 – покрышка моста; 5 – поперечные волокна моста; 6 – продольные волокна моста; 7 –ромбовидная ямка; 8 – верхние ножки мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – медиальная петля; 11 – отводящий нерв; 12 – лицевой нерв; 13 – кохлеовестибулярный нерв; 14 – языкоглоточный нерв; 15 – блуждающий нерв; 16 – добавочный нерв; 17 – подъязычный нерв.
Рис. 2. Сагиттальный разрез мозжечка. 1 – мост; 2 – продолговатый мозг; 3 – полушария мозжечка; 4 – IV желудочек; 5 – затылочная доля конечного мозга; 6 – пластинка четверохолмия; 7 – язычок мозжечка; 8 – центральная долька; 9 – вершина; 10 – скат; 11 – лист червя; 12 – бугор червя; 13 – пирамида червя; 14 – втулочка червя; 15 – узелок.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |