Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уважаемый будущий коллега! 2 страница




Рис. 3. Ядра мозжечка.

1 – ядра шатра; 2 – шаровидное ядро; 3 – пробковое ядро; 4 – зубчатое ядро; 5 – червь мозжечка; 6 – полушария мозжечка

 

 

Рис. 4. Фронтальный срез среднего мозга

1 – водопровод мозга; 2 – холмик четверохолмия; 3 – пластинка четверохолмия; 4 – покрышка среднего мозга; 5 – основание ножки мозга; 6 – субстанция нигра; 7 – центральное серое вещество; 8 – ретикулярная формация; 9 – красное ядро; 10 – медиальная петля; 11 – мост; 12 – продолговатый мозг

 

 


 

Занятие 4. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

Цель занятия

1. Усвоить основные отделы промежуточного мозга.

2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение промежуточного мозга и его отделов.

3. Знать функциональное назначение отделов промежуточного мозга.

4. Усвоить классификацию основных ядер гипоталамуса по топографическому признаку.

5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования гипоталамуса.

6. Знать функциональное назначение отделов и ядер гипоталамуса.

 

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карты.

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 424-427.

2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 258-261.

3. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение среднего мозга. Обратите внимание на взаиморасположение основных структур промежуточного мозга, структурную основу их совместного функционирования. Обратите внимание на расположение основных ядер гипоталамуса, их связь с гипофизом и их функцию.

Время для самоподготовки - 4 часа.

Структура темы

1. Промежуточный мозг.

1.1. Локализация: границы.

1.2. Таламическая область.

1.2.1. Зрительный бугор (таламус).

1.2.2. Межталамическое сращение (спайка)

1.2.3. Основые ядра таламуса:

1.2.3.1. Передние

1.2.3.2. Медиальные

1.2.3.3. Задние

1.3. Метаталамус.

1.3.1. Латеральные коленчатые тела, их функция

1.3.2. Медиальные коленчатые тела, их функция

1.4. Эпиталамус.

1.4.1. Шишковидное тело (эпифиз)

2. Гипоталамус.

2.1. Основные образования гипоталамуса.

2.2. Зрительный перекрест

2.3. Зрительный тракт

2.4. Серый бугор

2.5. Воронка

2.6. Сосцевидные тела

2.7. Основные гипоталамические ядра.

2.7.1. Передняя группа ядер

2.7.2. Супраоптическое ядро

2.7.3. Паравентрикулярные ядра

2.7.4. Гипоталамические пути и пучки.

2.7.5. Промежуточная группа ядер

2.7.6. Нижнемедиальное и верхнемедиальное ядра

2.7.7. Дорсальное гипоталамическое ядро

2.7.8. Ядро воронки

2.7.9. Ядра серого бугра

2.7.10. Задняя группа ядер

2.7.11. Медиальные и латеральные ядра сосцевидного тела

2.7.12. Заднее гипоталамичекое ядро

3. Третий желудочек.

4. Свод.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Где расположен зрительный бугор?

2. Какую роль играет в организме эпифиз?

3. Какие центры расположены в медиальных коленчатых телах?

4. Какие центры расположены в латеральных коленчатых телах?

5. Назовите основные группы ядер таламуса, дайте их функциональную характеристику.

6. Какие ядра таламуса связаны с лимбической системой мозга?

7. Что является полостью промежуточного мозга?

8. Какие образования входят в гипоталамус?

9. Назовите анатомические структуры, входящие в состав гипоталамуса.

10. Назовите ядра гипоталамуса, относящиеся к средней группе. Какие процессы в организме они контролируют?

11. С какими структурами головного мозга связан гипоталамус?

Методические материалы по теме

Рис. 1. Фотография сагиттального среза промежуточного мозга

1 – таламус; 2 – эпиталамус; 3 – эпифиз; 4 – гипоталамус; 5 – воронка; 6 – зрительный перекрест; 7 – сосцевидные тела; 8 – межжелудочковое отверстие; 9 – свод; 10 –боковой желудочек; 11 – мозолистое тело; 12 – полушария конечного мозга; 13 – пластинка четверохолмия; 14 – ножка мозга; 15 – водопровод мозга; 16 – IV желудочек

 

 

Рис. 2. Гипоталамус.

 

1 – сосцевидное тело; 2 – гипофиз; 3 – паравентрикулярное ядро; 4 – дорсомедиальное ядро; 5 – заднегипоталамическая область; 6 – ядра серого бугра; 7 – ядра воронки; 8 – углубление воронки; 9 – воронка; 10 – зрительный перекрест; 12 – супраоптическое ядро; 13 – переднее гипоталамическое ядро

 

 

Занятие 5. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА, ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ И ОБОЛОЧКИ МОЗГА

Цель занятия

1. Усвоить особенности строения полушарий конечного мозга.

2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах полушария, их поверхности и основные борозды и извилины.

3. Знать функциональное назначение конечного мозга.

4. Усвоить классификацию базальных ядер, проводящих путей и оболочек головного мозга.

5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение основных групп базальных ядер и проводящих путей.

6. Знать функциональное назначение основных групп базальных ядер, проводящих путей и оболочек мозга.

 

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карты.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 411-414, 420-422, 434-435, 449-451.

2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 221-224, 261-266.

3. Лекции.

Дополнительная литература

7. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

8. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

9. Сергеевский В.Б. Функциональная анатомия центральной нервной системы: Методическая разработка. Иваново, 1981. 24 с.

10. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

11. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

12. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

13. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо усвоить общий план строения головного мозга. Обратите внимание на характерные особенности строения полушарий, а также их функцию. Внимательно изучите ход проводящих путей головного мозга и расположение оболочек мозга, а также их функцию. Необходимо понять функциональные особенности различных групп базальных ядер.

 

Время для самоподготовки - 4 часа.

Структура темы

1. Конечный мозг.

1.1. Полушария

1.1.1. Соединение полушарий

1.1.2. Полюса

1.1.3. Рельеф плаща. Борозды и извилины

1.1.4. Поверхности и доли

1.1.4.1. Основные борозды и извилины верхнелатеральной поверхности

1.1.4.2. Основные борозды и извилины медиальной поверхности

1.1.4.3. Основные борозды и извилины и структуры нижней поверхности

2. Обонятельный мозг

3. Система желудочков головного мозга

3.1. Боковые желудочки.

4. Базальные(подкорковые) ядра.

4.1. Миндалевидный комплекс

4.2. Чечевицеобразное тело

4.3. Хвостатое ядро

5. Проводящие пути в пределах головного мозга.

5.1. Ассоциативные волокна и их функции

5.2. Комиссуральные волокна и их функции

5.3. Проекционные волокна и их функции

6. Сосуды головного мозга.

7. Оболочки головного мозга.

7.1. Образования твердой оболочки мозга:

7.1.1. Синусы

7.1.2. Серп большого мозга, серп и намет мозжечка.

7.2. Паутинная оболочка

7.3. Сосудистая оболочка и её функции.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие анатомические структуры входят в состав конечного мозга?

2. Какие доли выделяют в головном мозге?

3. В какой доле находится постцентральная извилина?

4. Сколько извилин в лобной доле?

5. Какая борозда отделяет теменную долю от затылочной?

6. Назовите основные борозды верхнелатеральной поверхности, которые делят её на доли?

7. Назовите образования нижней поверхности мозга.

8. Какие анатомические структуры входят в состав обонятельного мозга?

9. Сколько рогов выделяют в боковом желудочке и где они располагаются?

10. Каким образом сообщаются между собой желудочки мозга?

11. Какие образования входят в понятие "стриопаллидарная система"?

12. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна головного мозга?

13. Назовите отростки твердой оболочки головного мозга. Какую функцию они выполняют?

14. Назовите венозные синусы головного мозга?

15. Чем образованы стенки третьего желудочка?

16. Какие образования входят в базальные ядра?

17. Какую функцию выполняет мозолистое тело?

18. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.

19. Где вырабатывается спинномозговая жидкость?

20. Для чего предназначены грануляции паутинной оболочки?

Методические материалы по теме

Рис. 1. Желудочки мозга

1, 2 – боковые желудочки; 3 – III желудочек; 4 – водопровод мозга; 5 – IV желудочек; 6 – медиальное отверстие; 7 – латеральное отверстие

 

 
 

Рис. 2. Верхнелатеральная поверхность полушария. Доли.

1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – мозжечок; 6 – продолговатый мозг

 

 
 

Рис. 3. Верхнелатеральная поверхность полушария после удаления покрышки островка

1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – островковая доля; 6 – мозжечок; 7 – продолговатый мозг

 
 

Рис. 4. Верхнелатеральная поверхность полушария

1 – латеральная борозда; 2 – средняя лобная извилина; 3 – верхняя лобная извилина; 4 – прецентральная извилина; 5 – верхняя и нижняя прецентральные борозды; 6 – центральная борозда; 7 – постцентральная извилина; 8 – постцентральная борозда; 9 – внутритеменная борозда; 10 – верхнетеменная долька; 11 – нижнетеменная долька; 12 – надкраевая извилина; 13 – угловая извилина; 14 – затылочный полюс; 15 – нижняя височная борозда; 16 – нижняя височная извилина; 17 – средняя височная извилина; 18 – верхняя височная извилина; 19 – верхняя височная борозда; 20 нижняя лобная борозда; 21 нижняя лобная извилина; 22 – верхняя лобная борозда; 23 – мозжечок; 24 – продолговатый мозг.

Рис. 5.Медиальная поверхность полушария

1 – свод; 2 - клюв мозолистого тела; 3 - колено мозолистого тела; 4 - ствол мозолистого тела; 5 - борозда мозолистого тела; 6 - поясная извилина; 7 - верхняя лобная извилина; 8 -, 10 - поясная борозда; 9 - парацентральная долька; 11 – предклинье; 12 - теменно-затылочная борозда; 13 – клин; 14 - шпорная борозда; 15 - медиальная затылочно-височная извилина; 16 - средняя затылочно-височная извилина; 17 - затылочно-височная борозда; 18 - боковая затылочно-височная извилина; 19 - гиппокампова борозда; 20 - парагиппокамповая извилина

Рис. 6. Нижняя поверхность полушария

1- прямая извилина; 2 – обонятельная борозда; 3 – глазничные борозды; 4 – глазничные извилины; 5 - переднее продырявленное вещество; 6 – височно-затылочная борозда; 7 латеральная височно-затылочная извилина; 8 – медиальная височно-затылочная извилина; 9 – коллатеральная борозда; 10 - гиппокампова борозда; 11 - медиальная затылочно-височная извилина; 12 - шпорная борозда; 13 - парагиппокамповая извилина; 14 – крючок; 15 – сосцевидные тела; 16 – средний мозг; 17 – обонятельная луковица; 18 – обонятельный тракт; 19 – зрительный перекрест

 

Рис. 7. Базальные ядра

1 – неокортекс; 2 – нервные волокна; 3 – островковая доля; 4 – передний рог бокового желудочка; 5 – задний рог бокового желудочка; 6 – колено мозолистого тела; 7 – утолщение мозолистого тела; 8 – прозрачная перегородка; 9 – свод; 10 – таламус; 11 – III желудочек; 12 – хвостатое ядро; 13 – бледный шар; 14 – скорлупа; 15 – ограда; 16 – внутренняя капсула; 17 – наружная капсула; 18 – крайняя капсула; 19 – гиппокамп; 20 - мозжечок

 

Занятие 6. ГОЛОВНОЙ МОЗГ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОРКОВЫХ ЦЕНТРОВ АНАЛИЗАТОРОВ

Цель занятия

1. Усвоить классификацию анализаторов на первую и вторую сигнальные системы.

2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах области локализации основные корковых центров анализаторов.

3. Знать функциональное назначение анализаторов.

 

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карты.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 414-420.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 267-275.

3. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение основных долей, борозд и извилин полушарий конечного мозга. Обратите внимание на расположение анализаторов первой и второй сигнальных систем в зависимости от их функций.

 

Время для самоподготовки - 4 часа.

Структура темы

1. Понятие "анализатор".

1.1. Корковый конец анализатора

1.2. Ядро

1.3. Рассеянные элементы

2. Цитоархитектоника коры больших полушарий

3. Корковые представительства анализаторов первой сигнальной системы

3.1. Анализатор общей чувствительности.

3.2. Ядро двигательного анализатора

3.3. Особенности проецирования участков тела в области корковых представительств анализаторов общей чувствительности и двигательного.

3.4. Ядро анализатора, обеспечивающего сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону

3.5. Ядро анализатора целенаправленных сложных комбинированных движений и его особенности

3.6. Ядро анализатора с функцией стереогнозии

3.7. Ядро слухового анализатора

3.8. Ядро зрительного анализатора

3.9. Ядра обонятельного и вкусового анализаторов.

4. Анализаторы второй сигнальной системы и их особенности

4.1. Ядро двигательного анализатора письменной речи

4.2. Ядро двигательного анализатора артикуляции речи

4.3. Ядро слухового анализатора устной речи

4.4. Ядро зрительного анализатора письменной речи

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Что такое цитоархитектоника коры мозга? На какие цитоархитектонические слои подразделяется кора большого мозга?

2. Где расположено представительство коркового центра анализатора зрения?

3. Где расположен центр двигательного анализатора?

4. Где расположены центры речи? Стереогноза? Праксии?

5. Перечислите основные отличия анализаторов первой сигнальной системы от второй.

6. Какое поражение коры больших полушарий приведет к корковой глухоте?

7. Где располагается корковое представительство анализатора общей чувствительности? Чем характеризуется проекция этого анализатора в кору больших полушарий

 

Занятие 7. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.