КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Олимпиадные задачи по информатике
Экзаменационные задачи ГУУ (Государственный университет управления)
Задача 1 Каждое из N фермерских хозяйств представило свой перечень из М машин разных наименований (марок) на их приобретение в единственном экземпляре (N и М заданы). Составить общий перечень необходимых марок машин с указанием их количества, расположив марки в порядке убывания потребности в них.
Задача 2 N сотрудников (известны фамилии) работают в две смены по индивидуальному графику (1-й день - «утро», 2-й день - «вечер», 3-й день - «выходной»). Все они в свое нерабочее время должны пройти диспансеризацию в медпункте, который работает ежедневно в две смены. В день начала диспансеризации о каждом сотруднике известно в какую смену он работает или то, что он выходной. Составить ежедневные списки посещения сотрудниками медпункта с указанием времени посещения («утро» и «вечер»), учитывая, что в каждой смене медпункта могут быть приняты не более М человек и каждый сотрудник должен посетить медпункт один раз. Числа N и М заданы.
Задача 3 На кинофестивале 35 стран представили свои фильмы. Общее число фильмов не превышает 100. Известны названия стран - участниц и фильмов, а также баллы, полученные каждым из фильмов. Определить фильм, завоевавший первый приз (максимальный балл) и страну, получившую наибольший средний балл за представленные фильмы. Считать, что фильмы в общем списке по странам не упорядочены, а фильм и страна, его представляющая, является единственными победителями.
Задача 4 Известны очки, полученные каждым из М спортсменов-многоборцев в каждом из N видов соревнований (N и М заданы). Для каждого из спортсменов определить, в каких видах соревнований он получил результат не хуже других спортсменов и какой конкретно. Фамилия спортсменов и названия видов соревнований известны.
Задача 5 Даны сведения о соревновании N фигуристов (N - заданное число): фамилия, наименование спортивного общества, 10 оценок за выступление. Требуется по каждому спортивному обществу определить фигуриста, показавшего наивысший результат, считая его единственным. Баллы, полученные фигуристом, подсчитываются следующим образом: максимальная и минимальная оценки отбрасываются, а из остальных формируется средняя.
Особый интерес у студентов и школьников, увлекающихся информатикой, вызывают олимпиадные задачи - наиболее сложные задачи из курса информатики, с помощью которых в форме соревнования выявляются наиболее талантливые и способные учащиеся. Согласно приказу министра образования Российской Федерации № 500 победители и призеры международных олимпиад могут руководством российских вузов зачисляться без экзаменов на профильные специальности и факультеты. Победителям и призерам российских и региональных олимпиад ректора вузов победы в таких олимпиадах согласно указанному приказу могут засчитывать как успешную сдачу профильных вступительных экзаменов. Особенностью олимпиад по информатике является то, что решение олимпиадных задач и выполнение конкурсных заданий проводится исключительно на ЭВМ. Второй особенностью олимпиад по информатике в силу использования персональных компьютеров является форма проведения олимпиад. В 1995 году по инициативе Международной академии информатизации была проведена первая сетевая олимпиада, в которой приняло участие более 200 учащихся Москвы и Московской области. Новацией этой олимпиады было то, что задачи и результаты их решения передавались с помощью электронной почты, а оценка составленных программ проводилась на ЭВМ с использованием заранее подготовленных тестов. Победителям и призерам этой олимпиады, решившим наибольшее число задач с наименьшим числом ошибок, было предложено поступление без экзаменов в Московский институт электроники и математики (МИЭИ) для обучения по специальностям в области информатики и вычислительной техники. Примеры олимпиадных задач по информатике в других университетах и вузах Российской Федерации, которые засчитывают результаты побед в региональных, российских и международных олимпиадах по информатике, можно найти в Интернете по запросу «олимпиада информатики» с помощью поисковых систем Апорт, Ремблер или Яндекс. В 1999 году таких вузов было более сорока. Ниже приводятся тексты задач первого тура первой сетевой олимпиады с указанием максимального числа баллов за решение этих задач, а также примеры программ их решения на языке Basic. Оценки за решение задач проставлялись по следующей методике: 1) при правильных результатах на всех тестах 100% баллов; 2) при получении правильного решения хотя бы на одном тесте 40% баллов, а за результаты на остальных (n - 1)-м тестах добавляется 60%/(n - 1) баллов; 3) при неправильных результатах на всех тестах или отсутствии программы оценка не ставилась. На первом туре первой сетевой олимпиады были предложены четыре задачи информационно-логического и геометрического содержания со следующими оценками сложности, определенными экспертами: задача 1 («Экзамены») - 50 баллов; задача 2 («Слова») - 100 баллов; задача 3 («4 точки») -150 баллов; задача 4 («Ломаная») - 250 баллов.
Более 120 участников из 200 представили решения задач. Из них более 20 представили решения трех задач, девять участников предложили решения четырех задач. Правильное решение четырех задач представил только один участник, но даже и у него в последней четвертой задаче программа не прошла все тесты. В целом задачи были подобраны по принципу от простого к сложному. С одной стороны это дало всем успевающим в информатике ученикам довести до успешных результатов хотя бы одну программу, а с другой - сложность и дифференциация задач были таковы, чтобы можно было увидеть уровень подготовки и оценить способности участников. Рассмотрим формулировки задач, проверочные тесты и правильные решения в форме программ на языке Basic. Первая задача относится к классу информационно-логических.
Задача 1. «Экзамены». Среди N абитуриентов, сдававших экзамены по информатике, математике и языку, выбрать всех отличников и всех учащихся, набравших в сумме не меньше проходного балла. Данные о проходном балле вводятся с клавиатуры, а данные о результатах сдачи экзаменов представлены таблицей:
Приведем проверочные тесты и правильные результаты: Тест 1:
проходной балл =? 12
Правильные результаты: отличники: Петрова Катя не меньше проходного: Иванов Саша Петрова Катя
Тест 2:
проходной балл =? 12
Правильные результаты: отличники: отсутствуют не меньше проходного: Иванов Саша 4 4 4 Тест 3:
проходной балл =? 14 Правильные результаты: отличники: отсутствуют не меньше проходного: отсутствуют.
В приведенных тестах анализируются различные логические ситуации с отсутствием «отличников» или «успешно» сдавших экзамены. При составлении программы эти ситуации можно явно предусмотреть в сценарии диалога с ЭВМ:
Сценарий оценки учащихся: <фам> <имя> <мат> <инф> <язык> * …………………………………. проходной балл=? <b1> отличники: <фам> <имя> * …………… отсутствуют не меньше проходного: <фам> <имя> <sum> * …………….. отсутствуют
ПрограммаАлгоритм ' результаты экзаменов алг «результаты экзаменов» cls нач ? «оценки учащихся:» вывод («оценки учащихся:») do цикл read fm$, nm$, mt, in, zk ввод fm$, nm$, mt, in, zk if fm$ = «» then exit do если fm$ = «» то выход ? fm$, nm$, mt, in, zk вывод (fm$, nm$, mt, in, zk) loop кцикл input «проходной балл=»,b1 запрос («проходной балл=»,b1) restore ocenki перезагрузка ocenki ? «отличники:» вывод («отличники:») n = 0 п = 0 do цикл read fm$, nm$, mt, in, zk ввод fm$, nm$, mt, in, zk if fm$ = «» then exit do если fm$ = «» то выход if mt=5 and in=5 and zk=5 then если mt=5 и in = 5 и zk=5 то ? fm$, nm$ вывод (fm$, nm$) n = n + 1 n = n + 1 end if кесли loop кцикл if n=0 then? «отсутствуют» если п=0 то вывод(«отсутствуют») restore ocenki перезагрузка-оценок ? «не меньше проходного:» вывод («не меньше проходного:») n = 0 п = 0 do цикл read fm$, nm$, mt, in, zk ввод fm$, nm$, mt, in, zk if fm$ = «» then exit do если fm$ = «» то выход sum = mt + in + zk sum = mt + in + zk if sum >= hi then если sum >= bl то ? fm$, nm$, sum вывод (fm$, nm$, sum) n = n + 1 n = n + 1 end if кесли loop кцикл if n = 0 then? «отсутствуют» если п = 0 то вывод («отсутствуют») end кон
ocenki: 'оценки учащихся data «Иванов», «Саша», 4, 4, 3 data «Петрова», «Катя», 5, 5, 5 data «Сидоров», «Алеша», 5, 3, 3 data «», «», 0, 0, 0
Рассмотренная задача имеет чисто квалификационный характер проверки знаний информатики по школьной программе и умения самостоятельно составлять алгоритмы и программы решения на ЭВМ простейших информационных задач. С этой задачей справилось большинство участников олимпиады. Однако далеко не все предусмотрели исключительные ситуации и в результате многие из них потеряли определенную часть баллов на указанных тестах. Вторая олимпиадная задача также относится к классу информационно-логических задач. Ее содержание заключается в переработке символьных данных.
Задача 2. «Слова». Для фразы на русском языке, в которой нет знаков препинания, а слова отделяются одним единственным пробелом, организовать циклическую перестановку слов. Исходная фраза:
ВЕЧЕРАМИ МЫ СМОТРИМ ТЕЛЕВИЗОР
Циклическая перестановка слов:
МЫ СМОТРИМ ТЕЛЕВИЗОР ВЕЧЕРАМИ СМОТРИМ ТЕЛЕВИЗОР ВЕЧЕРАМИ МЫ ТЕЛЕВИЗОР ВЕЧЕРАМИ МЫ СМОТРИМ ВЕЧЕРАМИ МЫ СМОТРИМ ТЕЛЕВИЗОР
Сценарий Исходная фраза: <строка> Перестановка слов: <строка'> *
Проверочные тесты:
Тест 1: Исходная фраза: утром был дождь Правильные результаты: Перестановка слов: был дождь утром дождь утром был утром был дождь
Тест 2: Исходная фраза: правильно Правильные результаты: Перестановка слов: правильно Программа Алгоритм ¢ перестановка слов алг «перестановка слов» cls нач ? «Исходная фраза:» вывод («Исходная фраза:») line input st$ ввод-строки (st$) ? st$ вывод st$ In = len(st$) in = len(st$) ? «Перестановка слов:» вывод («Перестановка слов:») s$ = st$ s$ = st$ do цикл k = instr(s$,«») k = instr(s$,«») if k = 0 then если k = 0 то ? s$ вывод (s$) exit do выход end if кесли lf$ = left$(s$,k-l) lf$ = left$(s$,k-l) rt$ = right(s$,ln-k) rt$ = right(s$,ln-k) ns$ = rt$ + «» + lf$ ns$ = rt$ + «» + lf$ ? ns$ вывод (ns$) if ns$ = st$ then exit do при ns$ = st$ выход s$ = ns$ s$ = ns$ loop кцикл end кон Третью задачу можно отнести к числу комбинаторных задач, решение которых заключается в организации перебора различных вариантов данных.
Задача 3. «4 точки». Для заданных четырех точек на плоскости найти длину минимального и максимального обхода их по замкнутому маршруту. Данные о координатах точек представлены в таблице:
Составление алгоритмов и программы для решения этой задачи также полезно начать с составления сценария диалога. Сценарий координаты точек: <х1> <у1> … … … <х4> <у4> максимальный маршрут: <ml> <m2> <m3> <m4> длина = <mх> минимальный маршрут: <n1> <n2> <n3> <n4> длина = <mn>
Простейший способ решения этой задачи заключается в организации перебора всех замкнутых маршрутов, проходящих через заданные точки и выбора среди минимального и максимального по длине маршрутов.
Программа Алгоритм ¢мин. и макс. маршруты алг «мин. и макс. маршруты» cls нач n = 4 п = 4 dim x(n),y(n),r(n,n) dim x(n),y(n),r(n,n) ? «координаты точек» вывод («координаты точек») gosub vvdan 'ввод данных ввод-координат-точек restore mrshrt 'маршруты загрузка-маршрутов ? «маршруты:» вывод («маршруты:») mr = 1*2*3 mr =1*2*3 mx = 0 тх = 0 for l = 1 to mr от l = 1 до mr read k1, k2, k3, k4 ввод k1, k2, k3, k4 dl = r(kl,k2) + r(k2,k3) dl = r(kl,k2) + r(k2,k3) d3 = r(k3,k4) + r(k4,kl) d3 = r(k3,k4) + r(k4,k1) d = dl + d3 d = d1 + d3 ? kl; k2; k3; k4, d вывод (k1; k2; k3; k4, d) if mx = 0 then если тх = 0 то mx = d: mn = d mx = d: mn = d ml = kl: m2 = k2 ml = k1: m2 = k2 m3 = k3: m4 = k4 m3 = k3: m4 = k4 nl = kl: n2 = k2 n1 = k1: n2 = k2 n3 = k3: n4 = k4 n3 = k3: n4 = k4 elseif d > mx then инеc d > mx то mx = d mx = d ml = kl: m2 = k2 m1 = k1: m2 = k2 m3 = k3: m4 = k4 m3= k3: m4 = k4 elseif d < mn then инеc d < mn то mn = d mn = d nl = kl: n2 = k2 n1 = k1: n2 = k2 n3 = k3: n4 = k4 n3 = k3: n4 = k4 end if кесли next 1 кцикл ? «максимальный маршрут:» вывод («максимальный маршрут:») ? ml; m2; m3; m4 вывод (m1; m2; m3; m4) ? «длина =»; mx вывод («длина =»; mx) ? «минимальный маршрут:» вывод («минимальный маршрут:») ? nl; n2; n3; n4 вывод (n1; n2; n3; n4) ? «длина =»; mn вывод («длина =»; mn) end кон vvdan: 'ввод данных алг «ввод данных» restore tchks загрузка-точек for k = 1 to n от k = 1 до п read x(k),y(k) ввод x(k),y(k) ? x(k),y(k) вывод x(k),y(k) next k кцикл for k = 1 to n от k = 1 до п for l = 1 to n от l = 1 до п dx = x(k) - x(l) dx = x(k) - x(l) dy = y(k) - y(l) dy = y(k) - y(l) rs = dx*dx + dy*dy rs = dx*dx + dy*dy r(k,l) = sqr(rs) r(k,l) = sqr(rs) next 1 кцикл next k кцикл return кон
mrshrt: 'маршруты:
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |