Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. МЭК – международный технический комитет по надежности




МЭК – международный технический комитет по надежности.

ИСО – Коми­тет Совета Международной организации по стандартизации.

СЕРТИКО – специальный комитет по вопросам сертифи­кации

ЕОИС – Европейская организация по испытаниям и сертификации.

Система сертификации ГОСТ Р – орган государственного управ­ления сертификацией в строительстве.

ФЦС – Федеральный научно-технический центр серти­фикации в строительстве Госстроя России.

ЦОС – центральный орган сертификации Госстроя России.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Схема сертификации – состав и последовательность дейст­вий третьей стороны при проведении сертификации соответствия.

Контрольные вопросы

1. Для чего нужна сертификация в строительстве?

2. Какая разница между системами сертификации в России и за рубежом?

3. Какой государственный орган организует сертификация в РФ?

4. Какие органы сертификации существуют в Европе?

5. Что такое схема сертификации?

6. Сколько существует схем сертификации?

7. По каким показателям выбирают схему сертификации?

8. Какова роль испытательной лаборатории в процедуре сертификации?

9. Кто выдает сертификат соответствия?

Список литературы к главе 6

1. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация. – М.: Логос, 2001. – 536 с.

2. Стандартизация и техническое нормирование, сертификация и испытание продукции в строительстве / В.А. Зубков [и др.]. – М.: Изд-во АСВ, 2003. – 224 с.

3. Баталин Б.С. Строительное материаловедение: история, теория, практика. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 2003. – 215 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Новое законодательство РФ
о техническом регулировании

С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон №184 «О техническом регулировании». Принятие этого закона обусловлено подготовкой к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization) – ВТО и выполнением обязательств по Соглашению о сотрудничестве с ЕС, и было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу к управлению российской экономикой и техническому регулированию, а также необходимостью выполнения в полном объеме требований соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров.

Федеральный закон «О техническом регулировании», подготовленный Госстандартом России совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ, базируется на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на директиве ЕС «О процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Федеральный закон направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.

Основные декларируемые цели нового Закона – максимально гармонизировать российскую систему технического регулирования с системой международной, прежде всего европейской, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке.

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации», и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническом законодательстве, стандартизации, оценке соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования. Это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основными инструментами технического регулирования станут:

1) технические регламенты;

2) национальные стандарты;

3) процедуры подтверждения соответствия;

4) аккредитация;

5) государственный контроль и надзор

При этом обязательными для исполнения будут только технические регламенты, вводимые федеральными законами. Их задача – защита жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, невведение в заблуждение потребителей продукции, а также охрана имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Технические регламенты будут приниматься отдельными законами для каждой отрасли.

Национальные стандарты – правила для добровольного использования.

Закон определяет порядок разработки и применения стандартов в РФ, провозглашая при этом основной принцип их применения – принцип добровольности. Стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. При этом бизнесу предоставлено право участвовать в разработке обязательных стандартов.

Необходимо будет принять от 400 до 8000 отраслевых законов и столько же нормативных актов.

Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании»). Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

План основных мероприятий Госстандарта России по реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании» включает в себя два раздела:

I. До вступления в силу Федерального закона (1 июля 2003 г.);

II. Переходный период (до 2010 г.).

Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г.№ 63 «О национальных стандартах Российской Федерации».

1. Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации; впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Признать целесообразным до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Госстандарт России информирует, что в целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в Системе сертификации ГОСТ Р обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, следует руководствоваться как не противоречащими целям, установленным в пункте 1 статьи 46 указанного Федерального закона:

– нормативными документами, установленными «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» и «Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»;

– действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.

Приказ Госстроя России № 135 от 19.04.2003 г. «О соз­дании системы добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации “Росстройсертификация”».

На базе учреждения «Федеральный научно-техни­чес­кий центр сертификации в строительстве» (ФЦС Госстроя России) создается Система добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации «Росстройсертификация».

ФЦС Госстроя России должен разработать документы, необходимые для функционирования Системы «Росстройсертификация», и зарегистрировать ее в установленном порядке.СНиП 10-01-2003.

Выводы

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При техническом регулировании на добровольной основе устанавливаются и применяются требования к продукции, к упомянутым процессам, к выполнению работ или оказанию услуг, а также осуществляется правовое регулирование отношений в области оценки их соответствия. Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технический регламент устанавливается Федеральным законом или Указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, а также Международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Техническое регулирование осуществляется на основе единых правил и соответствия уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-техни­ческого развития.

Технические регламенты

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или Федеральным законом, или Указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального двухуровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой Принципами нового подхода, в технических регламентах, формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона № 184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное – упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях – очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде Закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

1. Понятие, виды и содержание технических регламентов.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В узком смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования технических регламентов не должны быть завышенными по отношению к тем, которые надлежащим образом обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов вполне могут возникнуть решения, которые поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного права. Наши законы должны защищать, а не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом регламенте должны быть перечислены все те объекты, на которые он распространяется. К таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации объектов, т.е. правила признания тождественности реального объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме того, технический регламент может содержать следующие данные:

– правила и формы оценки соответствия;

– схемы подтверждения соответствия;

– предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

– терминологию, в которой дается определение терминов, специфических для данного технического регламента;

– требования к упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Очевидно, технический регламент будет противодействовать введению в заблуждение покупателя товаров. Для этого необходимо разработать и принять на уровне Федерального закона технический регламент о порядке доведения сведений о товарах до потребителей с помощью маркировки и оформления этикеток. Сегодня информация, наносимая на товары и включаемая в сопроводительную документацию, зачастую оказывается недостоверной, в результате чего получается неправильное представление о реальном качестве предлагаемой продукции.

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются в зависимости от того, в каких географических и климатических зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических особенностей.

Как минимальный Законом предусмотрен 6-месяч­ный срок со дня официального опубликования технического регламента до вступления его в силу. Это сделано для того, чтобы изготовители продукции и контролирующие органы могли подготовиться к исполнению принимаемого Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может оказаться слишком малым для выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает два вида технических регламентов: общие и специальные. Требования общих регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого действия. Общие регламенты, оформленные как федеральные законы, должны содержать основные нормы, распространяемые на очень широкий круг объектов. Специальные регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

2. Порядок разработки и принятия технического регламента.

Технический регламент может быть принят Федеральным законом, Указом Президента РФ, Международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, Постановлением Правительства РФ.

Проект технического регламента имеет право разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной базы общество в целом и структуры государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто автор тех или иных предложений.

Чтобы исключить возможность проведения через Государственную думу технических регламентов в целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» предусматривает специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых проект не может быть внесен в Государственную думу. Это, в частности, публикация, уведомления об его разработке в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего использования в электронно-цифровой форме (Интернете).

Обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования уведомления о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти замечания и предложения, принимает решение об их принятии, частичном принятии или отклонении. Завершается этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена длительность этого этапа – менее 2 месяцев.

Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором содержится информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Статья 9 Закона устанавливает 10-дневный срок уведомления федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта с момента оплаты опубликования уведомлений.

В соответствии с Законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее 2 месяцев.

С внесения субъектом права законодательной инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта Федерального закона о техническом регламенте осуществляется при наличии следующих основных документов:

– обоснование необходимости принятия;

– финансово-экономическое обоснование;

– документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта;

– документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта;

– перечень полученных в письменной форме замечаний всех заинтересованных лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой Правительству Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение 1 месяца посылает в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена рассматривается как разработка нового технического регламента. Внесение изменений может быть осуществлено принятием Федеральным законом, Указом Президента РФ, международным договором, Постановлением Правительства.

В исключительных случаях при возникновении особых обстоятельств (угроза жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т.д.) Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

 

Выводы

Итак, данный ФЗ «О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопросов стандартизации, сертификации, а также лицензирования стали техническое регулирование и технические регламенты, а также подтверждение соответствия продукции и услуг. Введение технических регламентов в ранг государственного регулирования для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет уравнять состояние отечественной стандартизации с международной. Это происходит за счет рекомендательного характера использования любых стандартов при применении технических регламентов, которые могут использовать их отдельные нормы и положения. Тем самым стандарты остаются как нормативная база и будут разрабатываться, но никто не сможет использовать их в качестве основного регулятора взаимоотношений между производителем и потребителем.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным регулированием понимается разнообразное множество инструментов, с помощью которых государство устанавливает требования к предприятиям и гражданам. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия.

Новые технические регламенты

1. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

2. Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления №870 от 29 октября 2010 г.

3. Технический регламент о безопасности машин и оборудования №753 от 15 сентября 2009 г.

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123 от 22 июля 2008 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.