КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экскурсивное мышление 2 страница
25. Гаммерман А. Ф. «История тибетской медицины и степень ее изученности», Владивосток 1966 26. Гаркави Л. X., Квашня Е. Б., Уколова Н. А. «Адаптационные реакции организма и резистентность организма» Ростов-на-Дону 1972 27. Гурвич А. Г. «Теория биологического поля» 1947 28. «Дао и даосизм в Китае», М. 1982 29. Дхаршкирши «Обоснование чужой одушевленности», Пг 1922 30. Дубровин Д. А, «Трудные вопросы классической китайской медицины» Л. 1991 31. Дионосий Ареопагит «Мистическое богословие» Киев 1991 32. Зуев Е. И, «Древо целительства», М. 1995 33. Зайцев С. «Энергия и воля», ЦС №5 (17) '97 34. Игнатович А. Н. «Десять ступеней бодхисаттвы (по материалам сутры «Цзиньгуанмин цзуйшэ ваньцзин»)» - в ПАБ 35. Игнатович А. Н, «Трактовка «тел Будды» в «Сутре золотого века» - в кн. XV научная конференция «Общество и государство в Китае. Тексты и доклады» М. 1984 36. Игнатович А. Н. «Тяньтайская доктрина «чжигуань» в кн. XIV научная конференция «Общество и государство в Китае. Тексты и доклады» М. 1984 37. «Из истории традиционной китайской идеологи», М. 1984 38. «Иглоукалывание» / под общей редакцией Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниен, М. 1988 39. Кант И. «Сочинения» М. 1997 40. Конрад Н. Н. «Запад и Восток» М. 1972 41. Копылов В. А. «Физиология и время» в сб. «Вестник Академии» №6 СПб 1997 42. Куберген Н. Б., Капустин А. В. «Основы иглорефлексотерапии» М. 1984 43. Кривенко В., Потербня Г., Лисовенко Г., Сидро Т. «Нетрадиционные методы диагностики и терапии» Киев 1990 44. «Коран» М. 1999 45. Кастанеда К., «Собрание сочинений в 10 томах» Киев, 1996 46. Кратюк Н. «Достоинство во имя тела», ЦС №5 (17) '97 47. Колмогоров С. «Математическая логика. Интуитивная логика» 48. Лепехов С. Ю. «Психологические проблемы в Хридая-сутре» - в ПАБ 49. Лакуста В. Н., Гроссу Г. С, «Краткие основы рефлексотерапии», Кишинев 1980 50. «Литература и культура древней и средневековой Индии» М. 1979 51. Линь Хоушэн, Ло Гуанчжун «300 вопросов о цигун», Новосибирск, 1995 52. Лю Гуйчжэнь «Практический курс цигунотерапии» Шанхай 1958 53. Лю Шаобинь «Динамические упражнения тяньчжусской системы цигун» ЦиС №2'91 54. Лю Шаобинь «Искусство «внутренней пилюли» и тяньчжусская система цигун» ЦиС №3 '91 55. Лосский В. Н., «Догматическое богословие» - в кн. Дионисий Ареопагит, «Мистическое богословие», Киев 1991 56. Маслоу А. «Самоанализ» - в кн. «Психология личности. Тексты» М. 1982 57. Малая математическая энциклопедия, Будапешт, 1978 58. Мифологический словарь. М. 1998 59. «Махабхарата» перевод с санскрита Б. А. Смирнова, Ашхабад 1983 60. «Мудрость веков: древняя таджикская медицина о сохранении здоровья» Кишинев 1990 61. Мосолов Н. «Сверхсила «сверхслабого»» ЦС №4(16) - 5(17) '97 62. Минченков А. «Искусство работы с телом» ЦС №5(17), 1(19) '98 63. «Микке дайдзитэн» («Большой словарь эзотерического буддизма») Токио 1983 64. Налимов В. В. «Непрерывность против дискретности в языке и мышлении» Тбилиси 1978 65. Научная конференция «Общество и государство в Китае» М. 1978 66. Научная конференция «Общество и государство в Китае» М. 1981 67. XII-XVI научные конференции «Общество и государство в Китае». М. 1981-85 68. Очулов А. «Висцеральная хиропрактика в древнерусской медициной» М. 1992 69. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» YMCA-PRESS 1989 70. Попов Г. «Русская народно-бытовая медицина» СПб 1903 71. Первый международный конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине» Сб. тезисов и докладов, СПб 1997 72. «Психическая саморегуляция», Алма-Ата, 1974 73. Радхакришнан С. «Индийская философия» М. 1956 74. Розенберг О. О. «Проблемы буддистской философии» Пг 1918 75. Розенберг О. О. «Введение в изучение буддизма по китайским и японским источникам» Пг 1918 76. Рокотва Н. «Основы буддизма» Урга 1927 77. Рыбаков В. «Язычество древних славян» М. 1991 78. Рыбаков В. «Язычество древней Руси» М. 1993 79. Странден Д. «Герметизм и его происхождение» СПб 1914 80. «Современная буржуазная философия» Политиздат 1972 81. Серов И. «Аналитическое Программирование информационно-обменных процессов активных биологических фирм» www. airis.spb.ru 1998 82. Сипягин И., Борисов Н. «Подвижное равновесие. Очерки русской знахарской традиции» ЦС №3(15) - 5(17) '97 83. «Сюй цзан цин» Шанхай 1923 84. Табеева Д. М. «Руководство по иглорефлексотерапии» М. 1980 85. Табеева Д. М. «Иглотерапия» М. 1994 86. «Теория и практика иглорефлексотерапии» Л. 1974 87. Торчинов Е. А. «О психологических аспектах учения Праждненпарамиши» - в ПАБ 88. Толковая Библия (издание к 1000-летию Крещения Руси) 89. Тайсе синею дайдзоке - Токио, цикл публикаций 90. У Вейсинь «Пальмология» СПб 1995 91. У Вейсинь «Цигун-терапия» СПб 1992 92. У Вейсинь «Энергия ци и способы ее регулирования» СПб 1994 93. У Вейсинь «Плантология» СПб 1995 94. У Вейсинь «Носители информации» СПб 1994 95. «Философский словарь» М. 1987 96. Фор Р„ Кофман А. Дете-Палеи М. «Современная математика» М. 1966 97. Фрейд 3. «Лекции по психоанализу» М. 1997 98. Хэ Цзеньсинь «Перемещение «пилюли великого предела» в полночь и в полдень» ЦиС №1 '91 99. «Хуайнань цзи», ксерокс 100. «Хатха-йога прадитика», ксерокс 101. Холл М. «Иллюстрированная энциклопедия мистической, символической и герметической философии» Новосибирск 1989 102. Хуань Фань-чо «Зеркало просветленного-духа», «Наука» 1986 103. Халмурат Упур, Начатой В. Г. «Секреты китайской медицины» СПб 1992 104. Хуанди Нэцзин. Су Вен. Нгуен ван Нги. Отдел переводов торгово-промышленной палаты. СПб 1993 105. Цыбиков Г. Ц. «Лам-рим чэн-по» Владивосток 1913 106. Чжан Цзебинь «Атлас меридианов» Пекин 1958 107. Чжун Юань «Цигун. Беседа с мастером» ЦС №5(17) '97 108. Чубаров В. «Как звучит здоровье» ЦС №3(13) - 5(17) '97 109. Чубаров В. «Симметрия лица и традиционнная китайская медицина» СПб 1997 110. Чубаров В. «Биоритмологический профиль человека и традиционная китайская медицина» СПб 1997 111. Чижевский А. Л. «Земное эхо солнечных бурь», М. 1973 112. Чаттопдхьяя «История индийской философии» М. 1966 113. Чугу Янь «Достижения древнекитайской медицины» М. 1958 114. Чэн Дань-Ань «Сборник материалов по современной чжэнь-цзю-терапии» Пекин 195 115. Шуцкий Ю. К. «Китайская классическая «Книга перемен»» М. 1960 116. Ягнутов Л. Е. «Психологические основы учения о «спасении» в китайском буддизме» - ПАБ 117. «Энциклопедия мистицизма» СПб 1997 118. Abhisamayalamkara - Prajnaparakamita Upadesa Sastra - Bibliotece Buddhism, Leningrad, 1930, vol. 23 119. Annik de Susenel Simbolism de corp human 120. Conze E. The Prajnaparamita Literature - L. 1960 121. Conze E. Prasastarasena'a Arya - Prajnaparamita-Hrdaya Tile In: Buddhist Studies in Honour of I.B. Horner - Dardrecht-Boston 1974 122. Conze E. Vajrachedlika Prajnaparamita Sutra. Edited and translated with introduction and glossary- Serie Oriental Roma, 1957, vol. 13 123. Caraka samhita (Cakara samhita sakira sthana) - Varanasi, s.a. 124. Dash B. Fundamentals of Aurvedic medicine - N. Delhi, s.a. 125. Favard J. Escape et dimenion. Albin Michel 126. Hakeda Y. The Awakening of Faith - N.Y. - L., 1967 127. Maslow A. Religions, Volues and Peak Experiences - 1964 128. Mall L. Teemansuntra Tallinn 1975 129. Obermiller E.E. The Doctrine of The Prajnaparamita as Exposed in Abhisama-yalankara of Maitraya - Acta Orientalia, Leiden, 1933, vol. 11 130. Pranov J. Pronksaratus Tallin 1975 131. Robinson R Early Maghyanika in India and China - Madison-Milwakee-L 1967 132. Suzuki D. Ajvaghosha's Discourse on the Awakening of Faith in the Maheyena -Chicago 1990 133. Soothil W. E. A Dictionary of Chinese Buddhist Terms - L. 1934
[1] Мы будем использовать термин «Универсум», имея в виду структурное и элементное единство всей проявленной Вселенной, а «локус» - в отношении любой ее выделенной составляющей: объекта, феномена, процесса и т. д. [2] Понятие стратегии было сформировано в НЛП: каждый навык представим в виде определенной бессознательной программы с четкой последовательностью шагов - визуальных, аудиальных, кинестетических. Это и есть стратегия. Ее можно сравнить со сжатым, ускоренным в сотни раз фильмом, длительность которого не превышает нескольких секунд. Каждый кадр такого фильма - конкретная картинка, звук, ощущение, которые человек представляет совершенно определенным, стереотипным образом. Каждый такой шаг имеет свои параметры, или субмодальности: форму, размер, четкость, яркость, освещенность и т. д.; если речь идет о звуке, то он обязательно имеет определенную громкость, высоту тона, тембр, мелодичность и т. д.; каждое ощущение наделено собственной локализацией в теле, интенсивностью, может быть подвижным или статичным... Человеком осознаются только конечные, кинестетические шаги таких стратегий, а визуальные и аудиальные - находятся вне зоны его осознания. Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень). В расширенном смысле этот термин используется также в отношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной программы, состоящей как из осознанных, так и бессознательных шагов. Кроме того, структурная психосоматика, вообще не проводящая принципиальной границы между внутренней и внешней деятельностью и утверждающая психосоматическое единство человеческого существа, обнаруживает, что стратегии на каждом шагу выражаются серией телесных проявлений, которые могут быть зафиксированы и истолкованы. [3] Мы уже вскользь упоминали о процессе отражения-отреагирования. Это одно из важнейших и универсальных явлений Мироздания, всегда имеющее три звена: центростремительную ветвь поступления внешнего сигнала (отражение), центробежную ветвь Реакции на сигнал (отреагироваиие) и центральный механизм, преобразующий сигнал во встречный ответ. [4] Именно установление зависимости отражения времени от логического уровня осознания, на котором в данный момент находится человек (сегодня мы говорим: центр осознания), послужило отправной точкой психосоматических исследований (эта закомерность была выявлена в ходе семинаров, посвященных формированию стратегий эффективности, которые проводились в начале 90-х гг. А. Минченковым и Е. Диновым). [5] По существу, это уже второй качественный скачок - первый наблюдается при переходе на третий логический уровень сознания, когда мы начинаем наблюдать «психосоматическое» течение времени. Отметим, что оба скачка связаны с преодолением барьерных мембран, разделяющих проявления личности, собственно личность и ядро личности. [6] Следует отметить, что какие-либо неравномерности потока «объективного» времени на этом этапе изложения могут не рассматриваться. Это могут быть колебания «плотности» глобальных природных процессов, связанные с цикличностью универсального уровня, а также релятивистские эффекты - и те, и другие действуют равно на «объективное» и «субъективное» время как некий регулярный фактор. [7] Мы называем телесной метафорой целокупный образ, в который интегрируется ряд телесных ощущений - например, «ватные» ноги или «налитая свинцом» голова; глобальная телесная метафора интегрирует в себе все ощущения психосоматического единства -например, можно услышать: «Тело такое легкое - будто крылья выросли, взял бы да полетел». Ниже на примерах мы увидим, что телесные метафоры поражают своим разнообразием и выразительной силой (это буквально «поэзия тела»). Следует также отметить, что в глобальную телесную метафору мастера, в зону его осознания обязательно входят и его оружие, и обстоятельства места и времени боя, и даже противник (одному из авторов довелось услышать такое высказывание экс-чемпиона Вооруженных Сил по рукопашному бою: «Чтобы победить соперника, надо его полюбить», - здесь речь идет, разумеется, об интеграции противника в собственную космограмму в качестве элемента собственной зоны осознания, о постижении его). [8] Мы приводим линейную схему, но не менее популярна и другая, где миры и образующие их сефироты изображаются в виде концентрических окружностей и точечным центром - Айн Соф. [9] Структурно Древо Сефирот имеет и «поперечное» и «продольное» членение. Здесь мы подробно останавливаемся только на первом и заметим лишь, что «три колонны» (как говорят каббалисты) продольного членения воплощают собой «тьму» и «свет», «покой» и «движение», «женское» и «мужское» начала (боковые «колонны»), интегрирующиеся в единство (центральная «колонна»). [10] Традиция соотносит структуру Древа Сефирот с конкретным аналитическим и психологическим строением человека. Ниже мы рассмотрим это соотнесение. [11] Примером ресурсного состояния можно считать вдохновение, примером нересурсного - скуку. [12] Не следует забывать, что структура фрактальна. Наша модель тоже фрактальна (рис. 16). [13] Zhang Mingwu, Sun Xingynan 'Chinese qigong therapy", Jinan, 85 [14] Саньмэй (или саньмоди) - китайская транслитерация санскритского «самадхи». [15] «Это жизнь животного, растения или даже камня», - говорит г-н Сюй Минтан. [16] Все традиции имеют экзотерическое («внешнее», «профаническое») и эзотерическое («внутреннее», доступное посвященным) учения. Речи о «бессмертии» и«Садах небожителей» носят экзотерический характер, т. е. предназначены для профанов; адепты же понимают, что говорится о следующей стадии развития Активного Сознания, которая лежит за пределами человеческой формы организации. [17] Так вышло, что именно концепция Гурвича породила многочисленные современные спекуляции на тему «биополя», хотя большинство их авторов не знают ни имени Гурвича, ни сути его взглядов, ни даже о существовании митогенетических лучей. К сожалению, профанация и термина, и самой идеи биологических полей и излучений отнюдь не способствовала продвижению подобных взглядов в научный обиход - ведь шарлатаны пропагандировали (и пропагандируют) то, о чем сами имеют смутное представление. [18] Излагая результаты проф А. Н. Мосолова, мы пользуемся, главным образом, его докладом на I Международном конгрессе «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине» (С.-Петербург, 1997 г.), а также частными беседами в кулуарах Конгресса и представленными А. Н. Мосоловым материалами. [19] Исследования митохондриального РНК (митохондрии, «энергетические станции» клетки, имеют собственный генетический аппарат) показывают, что можно утверждать: все люди произошли от одного предка (по крайней мере, от одной матери). Так что точнее было бы говорить о «типе Евы». [20] В этом «сотрудничестве» (синергии) свобода - атрибут человека (который создан свободным и одинаково волен идти как к жизни вечной, так и к смерти), а благодать -атрибут Бога, дарующего человеку «новую» природу в ответ на его стремление к ней. [21] Сама де Сюзенель так поясняет этот термин в подстрочном комментарии: «Онтологически здесь означает «природно». Далее я различаю «онтологию» или первую натуру человека, и «ризы кожаные» - его вторую натуру, наложившуюся на первую после грехопадения». [22] В данном случае, определения «светлый» и «темный» лишены каких-либо моральных оценок. Они означают лишь полюсность мира, нетварное и тварное в нем. [23] Здесь, между прочим, мы напрямую сталкиваемся с «коллективным бессознательным Юнга - бессознательным, впрочем, лишь для сознания, пребывающего на внешних по отношению к ядру личности, уровнях. [24] Понятие негэнтропии (3) было введено основателем синергетики Львом Пригожиным для описания характера ряда систем, в том числе и живых, имеющих свойство со временем сохранять неизменным или даже усложнять степень организации собственной структуры, т.е. действовать против направления энтропийного процесса разрушения структуры. [25] Аксиома параллельных (точнее, ее формулировка) оказывается зависимой от кривизны пространства - эвклидова геометрия соответствует нулевой кривизне, неэвклидова-отрицательной (гиперболической) и положительной (сферической) кривизне. [26] Еще древним было известно, что, например, употребление наркотиков порождает состояния, тождественные раскрытию «высших» чакр. Об этом же, по сути, пишет и Карлос Кастаиеда, однако традиция всегда утверждала, что такой суррогат развития не только бесполезен (ведь сознание, «заброшенное» в зоны, которые ему не подвластны, абсолютно беспомощно; оно подобно пещерному человеку за пультом управления космического корабля - на корабль проще попасть, чем научиться им управлять), но и опасен, причем не только в физическом, но и в психологическом плане, закрывая для использующей искусственные стимуляторы личности путь к глубинным уровням сознания. [27] Насколько известно авторам, впервые такой способ классификации развития человеческого существа был предложен Альбертом Эйнштейном. [28] В «примитивном» обществе такая формула тождественна понятию «рода», а в наше время может быть определением лиц «близкого круга общения», в отношении которых индивид испытывает некоторое чувство общности, единства (общее дело, единая цель и т. д.). [29] Так же «Я и моя нация», «Я и моя страна», «Я и моя раса» и т. и. [30] По известному определению Ф. Энгельса. [31] Сейчас много разговоров о «родовой карме» ит. п. - большинство из них, по меткому выражению одной современной индусской религиозной писательницы, относятся к Разряду «карма-колы», поп-культурного суррогата по мотивам восточной эзотерики. То, о чем мы говорим здесь, тем не менее, можно интерпретировать именно как некий аналог «кармы рода», «родового проклятия» и т. п., изложенный в рамках современной парадигмы. В этом смысле такая «карма» требует определенной «отработки» в процессе Целенаправленной «личной эволюции». [32] В первом части книга мы лишь бегло затронули вопросы, связанные с проблемами Цикличности и этапами личной эволюции, - объем издания не позволяет это сделать. Это тема большой отдельной публикации. Тем не менее, при анализе конкретных случаев мы будем пользоваться полученными нами результатами исследований. Это, в первую очередь, относится к вопросам «развертывания» чакровой системы и связанными с ним этапами личной эволюции. [33] Понятия «конгруэнтности» и «неконгруэнтности»(структурного соответствия и несоответствия отдельных частей, проявлений, реакций и т. д.) являются одними из центральных в структурной психосоматике. Они в какой-то мере связаны с теорией НЛП, но имеют совершенно другую окраску и значение. Мы посвятим разбору неконгруэнтностей отдельную главу. [34] В процессе «личной истории» психосоматическая конституция может меняться. Так было с участником двух учебных семинаров И., который до определенного возраста склонялся к аудиальному типу, а затем «преобразовался» - в типичного кинестетика. Этот случай сопровождался рядом характерных феноменов и был подвергнут анализу, который будет нами разобран ниже. [35] Мы уже говорили о том. что человек одновременно существует в самых разных контекстах. Кроме того, в разные моменты «личной истории» возникают тематически схожие жизненные ситуации, контексты. Наконец, операционное взаимодействие карт возникает в тех случаях, когда для решения задач, лежащих в «зоне ответственности» одной карты, привлекается опыт, связанный с другой каргой. Существуют и другие причины смежности карт. Эффективное взаимодействие карт возможно лишь на базе структурированной коемограммы. [36] Это хорошая метафора: с одной стороны, конфликт лежит в зоне раздела рационального (головы) и иррационального (тела), рассудочного и чувственного и т. д., с другой стороны, он и телесно проявляется соответствующим образом. [37] Библейская традиция указывает на Божественную волю как на первоисточник акта Творения. Однако, человек, созданный по образу и подобию Божиему, наделен свободной волей - свободной до такой степени, что Бог добровольно «умаляется» в отношении нее, допускает человеку поступать соответственно собственным волениям, как добрым, так и злым (это «умаление» известно как «кенозис» в богословствовании Отцов Восточной Церкви). «Цель свободы, - объясняет св. Григорий Богослов, - в том, чтобы добро действительно принадлежало тому, кто его избирает. Бог не хочет оставаться собственником созданного им добра. Он ждет от человека большего, чем чисто природной слепой причастности. Он хочет, чтобы человек сознательно воспринял свою природу, чтобы он владел ею - как даром - свободно, чтобы он с благодарностью принимай жизнь и вселенную как дары Божественной любви». Замечательно, что в один ряд здесь ставятся свобода, ответственность и любовь. Они действительно не существуют раздельно. Соответственно, неразделимы судьба и воля. Таким образом, мы можем сказать, что формулировка первичного воления творящего Бога: «Да будет!» - соответствует человеческому: «Я хочу быть!». Их примиряет лишь любовь, объединяющая начальное Слово и слово человеческого устремления к жизни и совершенству. [38] Говоря здесь о патологии, мы имеем в виду не только болезнь в медицинскомсмысле слова, но и всевозможные социальные и социально-психологические отклонения, которые, во-первых, не позволяют человеку быть успешным в культурной, социальной и природной среде, а во-вторых, не позволяют совершиться «личной эволюции» индивида. Давая подобное, достаточно нечеткое определение, мы должны иметь в виду два обстоятельства: понятия «успешность» и «неуспешность» весьма относительны, ичеловек может представляться вполне успешнымпо меркам окружающих и того социального слоя, к которому принадлежит, но при этом являться «патологической» личностью. Успешность должна здесь пониматься с точки зрения реализации задач ядра личности (дхармы) и, в какой-то степени, может ассоциироваться с категориями «гармонии», «смысла жизни» и «счастья». Второе: мы должны констатировать, что часто «неполноценные» по меркам бытовой морали люди, например, инвалиды, вполне «успешны» в том смысле слова, который мы очертили. Они часто успешны и по житейским меркам. Примером может служить выдающийся психолог и психотерапевт Эриксон, инвалид с детства. Другой пример - Лаплас, у которого, вследствие перенесенного в Детстве менингита, нормально функционировало только одно полушарие. [39] Мы понимаем под этими терминами следующие тенденции: терпимость к иным идеологиям и убеждениям, признание множественности истины, или, точнее, множественности возможных способов описания реальности (плюрализм), ориентациюна традицию и признание, что достижения сегодняшнего дня обусловлены всей суммой опыта человечества (консерватизм), неприятие революционных путей развития (эволюционизм). Все эти тенденции неизбежно ведут к стабилизации, однако не имеют с застоем ничего общего. Эволюционизм, в частности, предполагает возможность развития, но только консервативными методами и при обязательном плюралистическом отношениями к элементам системы, которые «отстают» или «опережают» средний градиент эволюционных перемен. [40] Телесной символике отведено большое место в библейских текстах: Ева ранена в пятку, Иаков ранен в бедро в таинственной ночной битве с ангелом, сила Самсона коренится в его волосах. «Песнь Песней» и «Книга Иова» обращаются к телу как к символу счастья и страдания, тончайшей мистикой тела - а не только духа - исполнены все Евангелия... Почему Священное Писание говорит постоянно о теле и его отдельных частях? Или (только на первый взгляд этот вопрос не имеет отношения к предыдущему, на самом деле это тот же самый вопрос) почему нас преследуют те или иные телесные недуги? С точки зрения глубинной Ветхозаветной и раннехристианской традиции ответ прост: человек - образ Божий. Секрет этого образа - ядро, Божественный зародыш — в глубинах человеческого существа. Человеческое тело - проявление этой сути, отражение живого Бога. Здесь заключена программа нашей дальнейшей эволюции. Вот почему каждый орган и каждая часть тела несут помимо физиологической функции еще и духовную - для того, чтобы мы могли воплотить в себе образ Божий и. преобразившись, стать подобием Божиим. Если мы не выполняем эту программу, то предназначенные для ее осуществления силы, содержащиеся в том или ином органе или части тела, блокируются. Они не могут найти своего воплощения - и возникает болезнь. Таким образом, болезнь - это язык, посредством которого с нами говорит тело, повествуя о духе. Иногда наша болезнь прямо указывает нам путь, по которому мы должны идти. И если мы лечим внешние проявления болезни, то отвергаем послание Бога, которое Он хочет нам передать через тот или иной телесный недуг. [41] Именно монахи, в особенности монахи-бенедиктинцы ирландских и североитальянских монастырей, сохранили для нас те античные тексты, которые ныне находятся в нашем распоряжении, и. отчасти, самый дух античной учености. Сохранение и переписка книг были важнейшими целями бенедиктинскою ордена. Возникший позднее францисканский орден также знаменит утонченной ученостью многих своих членов. Францисканцами были и Роджер Бэкон, и Оккам. [42] Еще двумя оазисами античной учености были арабский мир и британские земли (Англия, Корнуэлл, континентальная Бретань и Уэльс). Университеты Магриба и мавританской Испании, монастыри иправящая элита Бретани. Прованс, Лангедок и Оверн, позаимствовавшие многое от арабов (в частности, поэзию в духе трубадуров) и, кроме того, расположенные вблизи античных колонии, основанных еще греками (таков Марсель - древняя Марсала), не испытали такого «слома» эпох, как прочие области Старого Света. Бретань представляет собой особую зону - здесь очень сильное влияние Рима смешалось с местными глубокими и интересными кельтскими традициями - они ощу-Щаются в ткани европейской культуры исегодня (достаточно вспомнить Круглый Стол короля Артура, фей, магов и друидов - все это кельтские элементы). [43] У врожденных левшей глазодвигательные реакции зеркально симметричны. Эта закономерность носит универсальный характер с одним исключением: установлено, что у врожденных правшей-басков они соответствуют реакциям врожденных левшей других национальностей, и наоборот. Причина такой аномалии остается загадкой. [44] Таким образом, кинестетические ощущения оказываются подобными конструктам, а «внутренний диалог» - воспоминаниям других модальностей, что, в частности, говорит о не меньшей сложности организации «телесного чувства» (ощущение в этой модальности оказывается аналогией конструирования, т. е. несет в себе черты не просто регистрации «внутренних» параметров, а сложной деятельности, связанной, в том числе с построением моделей, экстраполируемых в будущее или в фантазийный контекст) и родства «внутреннегодиалога» с кинестетическими ощущениями (в обоих случаях активной составляющей выступает существо человека, на которого и направлен «вектор внимания») [45] Преобладание в общении людей второй сигнальной системы (по И П. Павлову) не отменяет важной роли первой. Не впадая в зооморфизм, интересно, тем не менее, вспомнить роль невербальных сигналов в поведении животных (позы, движения, сигнальные действия и т. д.). Прекрасными калибровщиками оказываются домашние животные и маленькие дети, понимающие без слов. Но и в жизни каждого человека бессознательная калибровка играет огромную роль - именно ей мы обязаны впечатлениями от того или иного человека в целом, которые вербализуются примерно следующим образом: «Не знаю почему, но мне этот человек симпатичен». Или: «Он мне ничего не сделал плохого, даже ничего не сказал, но, тем не менее, я ему не доверяю» и т. д. [46] Присоединение и ведение, подобно калибровке, на несознательном уровне широко используются людьми в процессе повседневного общения. «Я чувствовал ситуацию» - говорим мы. Или: «Я сразу понял, что он хочет сделать». Говоря более определенно, без присоединения невозможна никакая подлинная общность между людьми, именно оно объединяет хорошо спаянные малые коллективы, составляет психосоматическую суть «чувства локтя» и т. д. (показательно, что и метафоры, использующиеся для определения таких феноменов, включают соответствующие понятия из рода категорий телесности, психофизики и обобщения поля осознания). Полным отсутствием присоединения характеризуются случаи обособленности, разобщенности, «одиночества в толпе», «белой вороны» в семье или коллективе, неуспешной деятельности по принципу «лебедь, рак и щука», когда люди могут иметь и общую цель, и даже объединяться общим чувством, но не способны к общему действию, общему бытию (последний случай мы часто наблюдаем в семьях, где супруги, казалось бы, вступили в брак по любви, но семьи не возникает). Что препятствует присоединению? Как мы видим, оно требует согласования структур на всех уровнях - от духовного до базовой физиологии. Часто мы просто не хотим этого делать, а иногда, но внутренним структурным причинам, и не можем.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |