Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурсивное мышление 2 страница




25. Гаммерман А. Ф. «История тибетской медицины и степень ее изученно­сти», Владивосток 1966

26. Гаркави Л. X., Квашня Е. Б., Уколова Н. А. «Адаптационные реакции ор­ганизма и резистентность организма» Ростов-на-Дону 1972

27. Гурвич А. Г. «Теория биологического поля» 1947

28. «Дао и даосизм в Китае», М. 1982

29. Дхаршкирши «Обоснование чужой одушевленности», Пг 1922

30. Дубровин Д. А, «Трудные вопросы классической китайской медицины» Л. 1991

31. Дионосий Ареопагит «Мистическое богословие» Киев 1991

32. Зуев Е. И, «Древо целительства», М. 1995

33. Зайцев С. «Энергия и воля», ЦС №5 (17) '97

34. Игнатович А. Н. «Десять ступеней бодхисаттвы (по материалам сутры «Цзиньгуанмин цзуйшэ ваньцзин»)» - в ПАБ

35. Игнатович А. Н, «Трактовка «тел Будды» в «Сутре золотого века» - в кн. XV научная конференция «Общество и государство в Китае. Тексты и доклады» М. 1984

36. Игнатович А. Н. «Тяньтайская доктрина «чжигуань» в кн. XIV научная конференция «Общество и государство в Китае. Тексты и доклады» М. 1984

37. «Из истории традиционной китайской идеологи», М. 1984

38. «Иглоукалывание» / под общей редакцией Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниен, М. 1988

39. Кант И. «Сочинения» М. 1997

40. Конрад Н. Н. «Запад и Восток» М. 1972

41. Копылов В. А. «Физиология и время» в сб. «Вестник Академии» №6 СПб 1997

42. Куберген Н. Б., Капустин А. В. «Основы иглорефлексотерапии» М. 1984

43. Кривенко В., Потербня Г., Лисовенко Г., Сидро Т. «Нетрадиционные ме­тоды диагностики и терапии» Киев 1990

44. «Коран» М. 1999

45. Кастанеда К., «Собрание сочинений в 10 томах» Киев, 1996

46. Кратюк Н. «Достоинство во имя тела», ЦС №5 (17) '97

47. Колмогоров С. «Математическая логика. Интуитивная логика»

48. Лепехов С. Ю. «Психологические проблемы в Хридая-сутре» - в ПАБ

49. Лакуста В. Н., Гроссу Г. С, «Краткие основы рефлексотерапии», Кишинев 1980

50. «Литература и культура древней и средневековой Индии» М. 1979

51. Линь Хоушэн, Ло Гуанчжун «300 вопросов о цигун», Новосибирск, 1995

52. Лю Гуйчжэнь «Практический курс цигунотерапии» Шанхай 1958

53. Лю Шаобинь «Динамические упражнения тяньчжусской системы цигун» ЦиС №2'91

54. Лю Шаобинь «Искусство «внутренней пилюли» и тяньчжусская система цигун» ЦиС №3 '91

55. Лосский В. Н., «Догматическое богословие» - в кн. Дионисий Ареопагит, «Мистическое богословие», Киев 1991

56. Маслоу А. «Самоанализ» - в кн. «Психология личности. Тексты» М. 1982

57. Малая математическая энциклопедия, Будапешт, 1978

58. Мифологический словарь. М. 1998

59. «Махабхарата» перевод с санскрита Б. А. Смирнова, Ашхабад 1983

60. «Мудрость веков: древняя таджикская медицина о сохранении здоровья» Кишинев 1990

61. Мосолов Н. «Сверхсила «сверхслабого»» ЦС №4(16) - 5(17) '97

62. Минченков А. «Искусство работы с телом» ЦС №5(17), 1(19) '98

63. «Микке дайдзитэн» («Большой словарь эзотерического буддизма») Токио 1983

64. Налимов В. В. «Непрерывность против дискретности в языке и мышле­нии» Тбилиси 1978

65. Научная конференция «Общество и государство в Китае» М. 1978

66. Научная конференция «Общество и государство в Китае» М. 1981

67. XII-XVI научные конференции «Общество и государство в Китае». М. 1981-85

68. Очулов А. «Висцеральная хиропрактика в древнерусской медициной» М. 1992

69. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» YMCA-PRESS 1989

70. Попов Г. «Русская народно-бытовая медицина» СПб 1903

71. Первый международный конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излуче­ния в биологии и медицине» Сб. тезисов и докладов, СПб 1997

72. «Психическая саморегуляция», Алма-Ата, 1974

73. Радхакришнан С. «Индийская философия» М. 1956

74. Розенберг О. О. «Проблемы буддистской философии» Пг 1918

75. Розенберг О. О. «Введение в изучение буддизма по китайским и япон­ским источникам» Пг 1918

76. Рокотва Н. «Основы буддизма» Урга 1927

77. Рыбаков В. «Язычество древних славян» М. 1991

78. Рыбаков В. «Язычество древней Руси» М. 1993

79. Странден Д. «Герметизм и его происхождение» СПб 1914

80. «Современная буржуазная философия» Политиздат 1972

81. Серов И. «Аналитическое Программирование информационно-обменных процессов активных биологических фирм» www. airis.spb.ru 1998

82. Сипягин И., Борисов Н. «Подвижное равновесие. Очерки русской знахар­ской традиции» ЦС №3(15) - 5(17) '97

83. «Сюй цзан цин» Шанхай 1923

84. Табеева Д. М. «Руководство по иглорефлексотерапии» М. 1980

85. Табеева Д. М. «Иглотерапия» М. 1994

86. «Теория и практика иглорефлексотерапии» Л. 1974

87. Торчинов Е. А. «О психологических аспектах учения Праждненпарамиши» - в ПАБ

88. Толковая Библия (издание к 1000-летию Крещения Руси)

89. Тайсе синею дайдзоке - Токио, цикл публикаций

90. У Вейсинь «Пальмология» СПб 1995

91. У Вейсинь «Цигун-терапия» СПб 1992

92. У Вейсинь «Энергия ци и способы ее регулирования» СПб 1994

93. У Вейсинь «Плантология» СПб 1995

94. У Вейсинь «Носители информации» СПб 1994

95. «Философский словарь» М. 1987

96. Фор Р„ Кофман А. Дете-Палеи М. «Современная математика» М. 1966

97. Фрейд 3. «Лекции по психоанализу» М. 1997

98. Хэ Цзеньсинь «Перемещение «пилюли великого предела» в полночь и в полдень» ЦиС №1 '91

99. «Хуайнань цзи», ксерокс

100. «Хатха-йога прадитика», ксерокс

101. Холл М. «Иллюстрированная энциклопедия мистической, символической и герметической философии» Новосибирск 1989

102. Хуань Фань-чо «Зеркало просветленного-духа», «Наука» 1986

103. Халмурат Упур, Начатой В. Г. «Секреты китайской медицины» СПб 1992

104. Хуанди Нэцзин. Су Вен. Нгуен ван Нги. Отдел переводов торгово-промышленной палаты. СПб 1993

105. Цыбиков Г. Ц. «Лам-рим чэн-по» Владивосток 1913

106. Чжан Цзебинь «Атлас меридианов» Пекин 1958

107. Чжун Юань «Цигун. Беседа с мастером» ЦС №5(17) '97

108. Чубаров В. «Как звучит здоровье» ЦС №3(13) - 5(17) '97

109. Чубаров В. «Симметрия лица и традиционнная китайская медицина» СПб 1997

110. Чубаров В. «Биоритмологический профиль человека и традиционная ки­тайская медицина» СПб 1997

111. Чижевский А. Л. «Земное эхо солнечных бурь», М. 1973

112. Чаттопдхьяя «История индийской философии» М. 1966

113. Чугу Янь «Достижения древнекитайской медицины» М. 1958

114. Чэн Дань-Ань «Сборник материалов по современной чжэнь-цзю-терапии» Пекин 195

115. Шуцкий Ю. К. «Китайская классическая «Книга перемен»» М. 1960

116. Ягнутов Л. Е. «Психологические основы учения о «спасении» в китай­ском буддизме» - ПАБ

117. «Энциклопедия мистицизма» СПб 1997

118. Abhisamayalamkara - Prajnaparakamita Upadesa Sastra - Bibliotece Bud­dhism, Leningrad, 1930, vol. 23

119. Annik de Susenel Simbolism de corp human

120. Conze E. The Prajnaparamita Literature - L. 1960

121. Conze E. Prasastarasena'a Arya - Prajnaparamita-Hrdaya Tile In: Buddhist Studies in Honour of I.B. Horner - Dardrecht-Boston 1974

122. Conze E. Vajrachedlika Prajnaparamita Sutra. Edited and translated with intro­duction and glossary- Serie Oriental Roma, 1957, vol. 13

123. Caraka samhita (Cakara samhita sakira sthana) - Varanasi, s.a.

124. Dash B. Fundamentals of Aurvedic medicine - N. Delhi, s.a.

125. Favard J. Escape et dimenion. Albin Michel

126. Hakeda Y. The Awakening of Faith - N.Y. - L., 1967

127. Maslow A. Religions, Volues and Peak Experiences - 1964

128. Mall L. Teemansuntra Tallinn 1975

129. Obermiller E.E. The Doctrine of The Prajnaparamita as Exposed in Abhisama-yalankara of Maitraya - Acta Orientalia, Leiden, 1933, vol. 11

130. Pranov J. Pronksaratus Tallin 1975

131. Robinson R Early Maghyanika in India and China - Madison-Milwakee-L 1967

132. Suzuki D. Ajvaghosha's Discourse on the Awakening of Faith in the Maheyena -Chicago 1990

133. Soothil W. E. A Dictionary of Chinese Buddhist Terms - L. 1934

 

 


[1] Мы будем использовать термин «Универсум», имея в виду структурное и элемент­ное единство всей проявленной Вселенной, а «локус» - в отношении любой ее выделенной составляющей: объекта, феномена, процесса и т. д.

[2] Понятие стратегии было сформировано в НЛП: каждый навык представим в виде определенной бессознательной программы с четкой последовательностью шагов - визу­альных, аудиальных, кинестетических. Это и есть стратегия. Ее можно сравнить со сжа­тым, ускоренным в сотни раз фильмом, длительность которого не превышает нескольких секунд. Каждый кадр такого фильма - конкретная картинка, звук, ощущение, которые человек представляет совершенно определенным, стереотипным образом. Каждый такой шаг имеет свои параметры, или субмодальности: форму, размер, четкость, яркость, освещенность и т. д.; если речь идет о звуке, то он обязательно имеет определенную гром­кость, высоту тона, тембр, мелодичность и т. д.; каждое ощущение наделено собственной локализацией в теле, интенсивностью, может быть подвижным или статичным... Чело­веком осознаются только конечные, кинестетические шаги таких стратегий, а визуальные и аудиальные - находятся вне зоны его осознания.

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширенном смысле этот термин используется также в отношении всякого линей­ного отреагирования, всякой цепочечной программы, состоящей как из осознанных, так и бессознательных шагов.

Кроме того, структурная психосоматика, вообще не проводящая принципиальной границы между внутренней и внешней деятельностью и утверждающая психосоматиче­ское единство человеческого существа, обнаруживает, что стратегии на каждом шагу выражаются серией телесных проявлений, которые могут быть зафиксированы и истол­кованы.

[3] Мы уже вскользь упоминали о процессе отражения-отреагирования. Это одно из важнейших и универсальных явлений Мироздания, всегда имеющее три звена: центро­стремительную ветвь поступления внешнего сигнала (отражение), центробежную ветвь Реакции на сигнал (отреагироваиие) и центральный механизм, преобразующий сигнал во встречный ответ.

[4] Именно установление зависимости отражения времени от логического уровня осознания, на котором в данный момент находится человек (сегодня мы говорим: центр осознания), послужило отправной точкой психосоматических исследований (эта закомерность была выявлена в ходе семинаров, посвященных формированию стратегий эффективности, которые проводились в начале 90-х гг. А. Минченковым и Е. Диновым).

[5] По существу, это уже второй качественный скачок - первый наблюдается при переходе на третий логический уровень сознания, когда мы начинаем наблюдать «психосома­тическое» течение времени. Отметим, что оба скачка связаны с преодолением барьерных мембран, разделяющих проявления личности, собственно личность и ядро личности.

[6] Следует отметить, что какие-либо неравномерности потока «объективного» времени на этом этапе изложения могут не рассматриваться. Это могут быть колебания «плотности» глобальных природных процессов, связанные с цикличностью универсального уровня, а также релятивистские эффекты - и те, и другие действуют равно на «объективное» и «субъективное» время как некий регулярный фактор.

[7] Мы называем телесной метафорой целокупный образ, в который интегрируется ряд телесных ощущений - например, «ватные» ноги или «налитая свинцом» голова; глобаль­ная телесная метафора интегрирует в себе все ощущения психосоматического единства -например, можно услышать: «Тело такое легкое - будто крылья выросли, взял бы да поле­тел». Ниже на примерах мы увидим, что телесные метафоры поражают своим разнообразием и выразительной силой (это буквально «поэзия тела»). Следует также отметить, что в глобальную телесную метафору мастера, в зону его осоз­нания обязательно входят и его оружие, и обстоятельства места и времени боя, и даже противник (одному из авторов довелось услышать такое высказывание экс-чемпиона Вооруженных Сил по рукопашному бою: «Чтобы победить соперника, надо его полю­бить», - здесь речь идет, разумеется, об интеграции противника в собственную космограмму в качестве элемента собственной зоны осознания, о постижении его).

[8] Мы приводим линейную схему, но не менее популярна и другая, где миры и обра­зующие их сефироты изображаются в виде концентрических окружностей и точечным центром - Айн Соф.

[9] Структурно Древо Сефирот имеет и «поперечное» и «продольное» члене­ние. Здесь мы подробно останавливаемся только на первом и заметим лишь, что «три колонны» (как говорят каббалисты) продольного членения воплощают собой «тьму» и «свет», «покой» и «движение», «женское» и «мужское» начала (боковые «колонны»), интегрирующиеся в единство (центральная «колонна»).

[10] Традиция соотносит структуру Древа Сефирот с конкретным аналитическим и психологическим строением человека. Ниже мы рассмотрим это соотнесение.

[11] Примером ресурсного состояния можно считать вдохновение, примером нересурсного - скуку.

[12] Не следует забывать, что структура фрактальна. Наша модель тоже фрактальна (рис. 16).

[13] Zhang Mingwu, Sun Xingynan 'Chinese qigong therapy", Jinan, 85

[14] Саньмэй (или саньмоди) - китайская транслитерация санскритского «самадхи».

[15] «Это жизнь животного, растения или даже камня», - говорит г-н Сюй Минтан.

[16] Все традиции имеют экзотерическое («внешнее», «профаническое») и эзотерическое («внутреннее», доступное посвященным) учения. Речи о «бессмертии» и«Садах небожителей» носят экзотерический характер, т. е. предназначены для профанов; адепты же понимают, что говорится о следующей стадии развития Активного Сознания, которая лежит за пределами человеческой формы организации.

[17] Так вышло, что именно концепция Гурвича породила многочисленные современные спекуляции на тему «биополя», хотя большинство их авторов не знают ни имени Гурвича, ни сути его взглядов, ни даже о существовании митогенетических лучей. К сожалению, профа­нация и термина, и самой идеи биологических полей и излучений отнюдь не способствовала продвижению подобных взглядов в научный обиход - ведь шарлатаны пропагандировали (и пропагандируют) то, о чем сами имеют смутное представление.

[18] Излагая результаты проф А. Н. Мосолова, мы пользуемся, главным образом, его докладом на I Международном конгрессе «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине» (С.-Петербург, 1997 г.), а также частными беседами в кулуарах Конгресса и представленными А. Н. Мосоловым материалами.

[19] Исследования митохондриального РНК (митохондрии, «энергетические станции» клетки, имеют собственный генетический аппарат) показывают, что можно утверждать: все люди произошли от одного предка (по крайней мере, от одной матери). Так что точнее было бы говорить о «типе Евы».

[20] В этом «сотрудничестве» (синергии) свобода - атрибут человека (который создан свободным и одинаково волен идти как к жизни вечной, так и к смерти), а благодать -атрибут Бога, дарующего человеку «новую» природу в ответ на его стремление к ней.

[21] Сама де Сюзенель так поясняет этот термин в подстрочном комментарии: «Онтологи­чески здесь означает «природно». Далее я различаю «онтологию» или первую натуру человека, и «ризы кожаные» - его вторую натуру, наложившуюся на первую после грехопадения».

[22] В данном случае, определения «светлый» и «темный» лишены каких-либо мо­ральных оценок. Они означают лишь полюсность мира, нетварное и тварное в нем.

[23] Здесь, между прочим, мы напрямую сталкиваемся с «коллективным бессознательным Юнга - бессознательным, впрочем, лишь для сознания, пребывающего на внешних по отношению к ядру личности, уровнях.

[24] Понятие негэнтропии (3) было введено основателем синергетики Львом Пригожиным для описания характера ряда систем, в том числе и живых, имеющих свойство со временем сохранять неизменным или даже усложнять степень организации собственной структуры, т.е. действовать против направления энтропийного процесса разрушения структуры.

[25] Аксиома параллельных (точнее, ее формулировка) оказывается зависимой от кри­визны пространства - эвклидова геометрия соответствует нулевой кривизне, неэвклидо­ва-отрицательной (гиперболической) и положительной (сферической) кривизне.

[26] Еще древним было известно, что, например, употребление наркотиков порождает состояния, тождественные раскрытию «высших» чакр. Об этом же, по сути, пишет и Карлос Кастаиеда, однако традиция всегда утверждала, что такой суррогат развития не только бесполезен (ведь сознание, «заброшенное» в зоны, которые ему не подвластны, абсолютно беспомощно; оно подобно пещерному человеку за пультом управления космического ко­рабля - на корабль проще попасть, чем научиться им управлять), но и опасен, причем не только в физическом, но и в психологическом плане, закрывая для использующей ис­кусственные стимуляторы личности путь к глубинным уровням сознания.

[27] Насколько известно авторам, впервые такой способ классификации развития чело­веческого существа был предложен Альбертом Эйнштейном.

[28] В «примитивном» обществе такая формула тождественна понятию «рода», а в наше время может быть определением лиц «близкого круга общения», в отношении которых индивид испытывает некоторое чувство общности, единства (общее дело, единая цель и т. д.).

[29] Так же «Я и моя нация», «Я и моя страна», «Я и моя раса» и т. и.

[30] По известному определению Ф. Энгельса.

[31] Сейчас много разговоров о «родовой карме» ит. п. - большинство из них, по мет­кому выражению одной современной индусской религиозной писательницы, относятся к Разряду «карма-колы», поп-культурного суррогата по мотивам восточной эзотерики. То, о чем мы говорим здесь, тем не менее, можно интерпретировать именно как некий аналог «кармы рода», «родового проклятия» и т. п., изложенный в рамках современной парадигмы. В этом смысле такая «карма» требует определенной «отработки» в процессе Целенаправленной «личной эволюции».

[32] В первом части книга мы лишь бегло затронули вопросы, связанные с проблемами Цикличности и этапами личной эволюции, - объем издания не позволяет это сделать. Это тема большой отдельной публикации. Тем не менее, при анализе конкретных случа­ев мы будем пользоваться полученными нами результатами исследований. Это, в пер­вую очередь, относится к вопросам «развертывания» чакровой системы и связанными с ним этапами личной эволюции.

[33] Понятия «конгруэнтности» и «неконгруэнтности»(структурного соответствия и несоответствия отдельных частей, проявлений, реакций и т. д.) являются одними из центральных в структурной психосоматике. Они в какой-то мере связаны с теорией НЛП, но имеют совершенно другую окраску и значение. Мы посвятим разбору неконгруэнтностей отдельную главу.

[34] В процессе «личной истории» психосоматическая конституция может меняться. Так было с участником двух учебных семинаров И., который до определенного возраста склонялся к аудиальному типу, а затем «преобразовался» - в типичного кинестетика. Этот случай сопровождался рядом характерных феноменов и был подвергнут анализу, который будет нами разобран ниже.

[35] Мы уже говорили о том. что человек одновременно существует в самых разных контекстах. Кроме того, в разные моменты «личной истории» возникают тематически схожие жизненные ситуации, контексты. Наконец, операционное взаимодействие карт возникает в тех случаях, когда для решения задач, лежащих в «зоне ответственности» одной карты, привлекается опыт, связанный с другой каргой. Существуют и другие причины смежности карт. Эффективное взаимодействие карт возможно лишь на базе структурированной коемограммы.

[36] Это хорошая метафора: с одной стороны, конфликт лежит в зоне раздела рацио­нального (головы) и иррационального (тела), рассудочного и чувственного и т. д., с другой стороны, он и телесно проявляется соответствующим образом.

[37] Библейская традиция указывает на Божественную волю как на первоисточник акта Творения. Однако, человек, созданный по образу и подобию Божиему, наделен свобод­ной волей - свободной до такой степени, что Бог добровольно «умаляется» в отношении нее, допускает человеку поступать соответственно собственным волениям, как добрым, так и злым (это «умаление» известно как «кенозис» в богословствовании Отцов Восточ­ной Церкви).

«Цель свободы, - объясняет св. Григорий Богослов, - в том, чтобы добро действи­тельно принадлежало тому, кто его избирает. Бог не хочет оставаться собственником созданного им добра. Он ждет от человека большего, чем чисто природной слепой при­частности. Он хочет, чтобы человек сознательно воспринял свою природу, чтобы он владел ею - как даром - свободно, чтобы он с благодарностью принимай жизнь и все­ленную как дары Божественной любви».

Замечательно, что в один ряд здесь ставятся свобода, ответственность и любовь. Они действительно не существуют раздельно. Соответственно, неразделимы судьба и воля.

Таким образом, мы можем сказать, что формулировка первичного воления творя­щего Бога: «Да будет!» - соответствует человеческому: «Я хочу быть!». Их примиряет лишь любовь, объединяющая начальное Слово и слово человеческого устремления к жизни и совершенству.

[38] Говоря здесь о патологии, мы имеем в виду не только болезнь в медицинскомсмысле слова, но и всевозможные социальные и социально-психологические отклоне­ния, которые, во-первых, не позволяют человеку быть успешным в культурной, соци­альной и природной среде, а во-вторых, не позволяют совершиться «личной эволюции» индивида. Давая подобное, достаточно нечеткое определение, мы должны иметь в виду два обстоятельства: понятия «успешность» и «неуспешность» весьма относительны, ичеловек может представляться вполне успешнымпо меркам окружающих и того социального слоя, к которому принадлежит, но при этом являться «патологической» лично­стью. Успешность должна здесь пониматься с точки зрения реализации задач ядра лич­ности (дхармы) и, в какой-то степени, может ассоциироваться с категориями «гармо­нии», «смысла жизни» и «счастья». Второе: мы должны констатировать, что часто «не­полноценные» по меркам бытовой морали люди, например, инвалиды, вполне «успеш­ны» в том смысле слова, который мы очертили. Они часто успешны и по житейским меркам. Примером может служить выдающийся психолог и психотерапевт Эриксон, инвалид с детства. Другой пример - Лаплас, у которого, вследствие перенесенного в Детстве менингита, нормально функционировало только одно полушарие.

[39] Мы понимаем под этими терминами следующие тенденции: терпимость к иным идеологиям и убеждениям, признание множественности истины, или, точнее, множест­венности возможных способов описания реальности (плюрализм), ориентациюна тра­дицию и признание, что достижения сегодняшнего дня обусловлены всей суммой опыта человечества (консерватизм), неприятие революционных путей развития (эволюцио­низм). Все эти тенденции неизбежно ведут к стабилизации, однако не имеют с застоем ничего общего. Эволюционизм, в частности, предполагает возможность развития, но только консервативными методами и при обязательном плюралистическом отношения­ми к элементам системы, которые «отстают» или «опережают» средний градиент эво­люционных перемен.

[40] Телесной символике отведено большое место в библейских текстах: Ева ранена в пятку, Иаков ранен в бедро в таинственной ночной битве с ангелом, сила Самсона коре­нится в его волосах. «Песнь Песней» и «Книга Иова» обращаются к телу как к символу счастья и страдания, тончайшей мистикой тела - а не только духа - исполнены все Еван­гелия...

Почему Священное Писание говорит постоянно о теле и его отдельных частях? Или (только на первый взгляд этот вопрос не имеет отношения к предыдущему, на самом деле это тот же самый вопрос) почему нас преследуют те или иные телесные недуги?

С точки зрения глубинной Ветхозаветной и раннехристианской традиции ответ прост: человек - образ Божий. Секрет этого образа - ядро, Божественный зародыш — в глубинах человеческого существа. Человеческое тело - проявление этой сути, отражение живого Бога. Здесь заключена программа нашей дальнейшей эволюции. Вот почему каждый орган и каждая часть тела несут помимо физиологической функции еще и ду­ховную - для того, чтобы мы могли воплотить в себе образ Божий и. преобразившись, стать подобием Божиим.

Если мы не выполняем эту программу, то предназначенные для ее осуществления силы, содержащиеся в том или ином органе или части тела, блокируются. Они не могут найти своего воплощения - и возникает болезнь. Таким образом, болезнь - это язык, посредством которого с нами говорит тело, повествуя о духе. Иногда наша болезнь пря­мо указывает нам путь, по которому мы должны идти. И если мы лечим внешние прояв­ления болезни, то отвергаем послание Бога, которое Он хочет нам передать через тот или иной телесный недуг.

[41] Именно монахи, в особенности монахи-бенедиктинцы ирландских и северо­итальянских монастырей, сохранили для нас те античные тексты, которые ныне нахо­дятся в нашем распоряжении, и. отчасти, самый дух античной учености. Сохранение и переписка книг были важнейшими целями бенедиктинскою ордена. Возникший позднее францисканский орден также знаменит утонченной ученостью многих своих членов. Францисканцами были и Роджер Бэкон, и Оккам.

[42] Еще двумя оазисами античной учености были арабский мир и британские земли (Англия, Корнуэлл, континентальная Бретань и Уэльс). Университеты Магриба и маври­танской Испании, монастыри иправящая элита Бретани. Прованс, Лангедок и Оверн, позаимствовавшие многое от арабов (в частности, поэзию в духе трубадуров) и, кроме того, расположенные вблизи античных колонии, основанных еще греками (таков Мар­сель - древняя Марсала), не испытали такого «слома» эпох, как прочие области Старого Света. Бретань представляет собой особую зону - здесь очень сильное влияние Рима смешалось с местными глубокими и интересными кельтскими традициями - они ощу-Щаются в ткани европейской культуры исегодня (достаточно вспомнить Круглый Стол короля Артура, фей, магов и друидов - все это кельтские элементы).

[43] У врожденных левшей глазодвигательные реакции зеркально симметричны. Эта закономерность носит универсальный характер с одним исключением: установлено, что у врожденных правшей-басков они соответствуют реакциям врожденных левшей других национальностей, и наоборот. Причина такой аномалии остается загадкой.

[44] Таким образом, кинестетические ощущения оказываются подобными конструк­там, а «внутренний диалог» - воспоминаниям других модальностей, что, в частности, говорит о не меньшей сложности организации «телесного чувства» (ощущение в этой модальности оказывается аналогией конструирования, т. е. несет в себе черты не просто регистрации «внутренних» параметров, а сложной деятельности, связанной, в том числе с построением моделей, экстраполируемых в будущее или в фантазийный контекст) и родства «внутреннегодиалога» с кинестетическими ощущениями (в обоих случаях активной составляющей выступает существо человека, на которого и направлен «вектор внимания»)

[45] Преобладание в общении людей второй сигнальной системы (по И П. Павлову) не отменяет важной роли первой. Не впадая в зооморфизм, интересно, тем не менее, вспомнить роль невербальных сигналов в поведении животных (позы, движения, сиг­нальные действия и т. д.). Прекрасными калибровщиками оказываются домашние жи­вотные и маленькие дети, понимающие без слов. Но и в жизни каждого человека бессоз­нательная калибровка играет огромную роль - именно ей мы обязаны впечатлениями от того или иного человека в целом, которые вербализуются примерно следующим обра­зом: «Не знаю почему, но мне этот человек симпатичен». Или: «Он мне ничего не сделал плохого, даже ничего не сказал, но, тем не менее, я ему не доверяю» и т. д.

[46] Присоединение и ведение, подобно калибровке, на несознательном уровне широ­ко используются людьми в процессе повседневного общения. «Я чувствовал ситуацию» - говорим мы. Или: «Я сразу понял, что он хочет сделать». Говоря более определенно, без присоединения невозможна никакая подлинная общность между людьми, именно оно объединяет хорошо спаянные малые коллективы, составляет психосоматическую суть «чувства локтя» и т. д. (показательно, что и метафоры, использующиеся для опре­деления таких феноменов, включают соответствующие понятия из рода категорий те­лесности, психофизики и обобщения поля осознания). Полным отсутствием присоеди­нения характеризуются случаи обособленности, разобщенности, «одиночества в толпе», «белой вороны» в семье или коллективе, неуспешной деятельности по принципу «ле­бедь, рак и щука», когда люди могут иметь и общую цель, и даже объединяться общим чувством, но не способны к общему действию, общему бытию (последний случай мы часто наблюдаем в семьях, где супруги, казалось бы, вступили в брак по любви, но се­мьи не возникает). Что препятствует присоединению? Как мы видим, оно требует согла­сования структур на всех уровнях - от духовного до базовой физиологии. Часто мы просто не хотим этого делать, а иногда, но внутренним структурным причинам, и не можем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.