Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федор Романович Дунаевский (1887—1960)




ТЕМА 8. РАЗРАБОТКИ ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОТЕХНИКА

Наиболее крупные школы НОТ сложились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге. Одной из самобытных научных школ того времени являлась харьков­ская школа управления.

Вопросами управленческого контроля, коллегиаль­ности и единоначалия, совершенствования организа­ционной структуры, психологии авторитарного руко­водства и стилей управления занимался Всеукраинский институт труда (г. Харьков), директором которого являлся крупный специалист по методологии принятия управ­ленческих решений Дунаевский Ф.Р. (1887—1960).

Цель института, сформулированная в положении об институте, заключалась в систематическом изучении вопросов организации и охраны труда и внесении начал научной целесообразности в организацию труда.

Им был определен состав организационного целого в виде классификации ос­новных организационных функций.В основу своей классификации Дунаевский Ф.Р. положил принцип структурной роли функций в системе целого (табл.8.1).

 

Таблица 8.1 - Фазы и основные функции организационного процесса (по Ф. Дунаевскому)

 

 

 

 

 

 

Основные фазы организационного процесса Соответствующие функции
1. Фаза починная (инициация) — протекающая от первого замысла организации до приступа к реальному формированию аппарата организации 1. Установление задачи организации
2. Определение способов решения задачи
3. Обеспечение осуществительной силы
II. Фаза устроительная (ординация) — протекающая от самого начала формирования организации до приступа к ее текущей деятельности 4. Установление состава потребных активностей
5. Определение состава исполнителей
6. Обеспечение стимуляции исполнителей
III. Фаза распорядительная (администрация) — протекающая в сложившемся аппарате и по определившемся руслам, как текущее руководство всей деятельностью организации 7. Установление оснований распоряжений
8. Определение содержания распоряжений
9. Обеспечение исполнения распоряжений

 

Были выделены три основные фазы организационного процесса:

1) инициация, т.е. воплощение проекта административной структуры в первых реальных действиях;

2) ординация, т.е. период отладки деятельности управленческого аппарата до нормального его функционирования;

3) администрация, т.е. оперативная работа по решению управленческих проблем в сложившейся системе руководства.

Соответственно выделяются и три типа функций: починные, устроительные и распорядительные.

Характерная особенность его теории — стремление повысить обоснованность управленческих решений. Понятно повышенное внимание, которое уделялось в институте Дунаевского анализу распоряжений, приказов, отчетов и другой объективной информации

Другим достижением Ф.Р. Дунаевского в развитии взглядов на управление явилась разработанная им концепция «админист­ративной емкости», под которой он понимал способность непо­средственно руководить определенным числом лиц. Для разрешения проблемы роста так называемого «промежуточного звена» руко­водителей и органов управления, возникающего при увеличении «управляемого населения», Дунаевский предлагал две меры:

во-первых, работа с персоналом — тщательный подбор персо­нала, специальная его подготовка, планирование персонала, сти­мулирование персонала и т. д.;

во-вторых, расширение границ «административной емкости» с помощью техники управления, передачи машинам рутинной, механической работы, автоматизации управления.

Дунаевский Ф.Р. одним из первых в советской России призы­вал к формированию особой науки организации и управления, или организационной технологии, которая должна базироваться на двух основаниях — рациональной системе учета и теории распо­ряжения.

Рационализацию организации труда и управления он понимал прежде всего как процесс соци­альный.

Важнейшее условие рационализации производства — учет его социальных масштабов. Так, например, с точ­ки зрения отдельного предприятия было бы наиболее «продуктивным» загрузить данный завод заказами на 100 % его производственных мощностей, хотя в инте­ресах государства целесообразнее его вовсе закрыть. Поэтому на практике руководящие работники должны всесторонне проанализировать сложившуюся ситуа­цию, преждечем принять окончательное управленчес­кое решение.

Главное в деятель­ности руководителя — не просто отдать приказ, а обес­печить его исполнение. «Распоряжение, — писал Ф.Дунаевский, — которое не обеспечено исполнением, нельзя считать подлинным распоряжением. Это — пожелание, высказанное лицом, занимающим административный пост, но не распоряжение» [38,с.18]. Если раньше каче­ственное решение зависело целиком от личности самого руководителя, то теперь это вопрос рациональных мето­дов администрирования (идея, напоминающая тейлоров­ский принцип «система вместо личности»).

Дунаевский Ф.Р. связывал вопрос о подборе руководителей с организацией всего админист­ративного дела. Что он предлагал в практическом плане?

1. Построить самим или выбрать из реально существу­ющих несколько однородных управленческих систем.

2. Точно измерить эффективность их функциониро­вания.

3. Разработать методы сравнения конечных результатов.

4. Достаточно полно протестировать всех руководи­телей в этих учреждениях.

5. Установить, какие тесты дают «наибольшую корре­ляцию с установленной объективной успешностью». Так строилась процедура прикладного исследования в украинском институте.

К середине 20-х годов в промышленности наблюдалось ухудшение качества продукции, падение трудовой дисцип­лины, возросло число прогулов, велики были простои обо­рудования и рабочей силы. Ученые проводили специаль­ные исследования, выясняя причины этих явлений.

Ф.Р.Дунаевский полагал, что трудовая дисциплина является непременным условием нормального функцио­нирования любой организации. Он различал «дисципли­ну ободряющую», которая прививается лишь в хорошо организованном деле, и «дисциплину устрашающую» — признак беспорядка и бессилия руководства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 8061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.