Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления автоматизации управления




Автоматизация управления

Как кибернетической системы

Внутренняя среда

Управляющая

Входы Выходы

Внешняя среда

(информационные ресурсы внешней среды)

 

Информация Информация Информация Информация Информация о

о маркетинговых о конкурентах о всех видах о законах политической

исследованиях ресурсов ситуации

 

 

Отчетная информация

 

 

Управляющая подсистема

Обратная информация

связь

Информация Управляемая подсистема Прямая связь

о выполнении

заданий

(информационные ресурсы внутренней среды)

 

Рис. 2.6. Схема функционирования производственной организации

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой управление?

2. В чем состоит сущность и содержание понятия “объект управления”?

3. Каким образом осуществляется последовательность прохождения информационного процесса в производственных организациях?

4. В чем состоит сущность кибернетики как науки?

5. Из каких составляющих частей состоит кибернетика?

6. Какие основные принципы присущи системам живой и неживой природы?

7. Принцип “саморегулирования” и в чем его сущность?

8. Принцип “обратная связь” и каким образом он осуществляется?

9. Иерархичность управления и чем отличаются нижние уровни управления от системы в целом?

10. Каким образом делится целое на подсистемы?

11. В чем состоит сущность динамической локализации в кибернетических системах?

12. Какие признаки присущи кибернетическим системам?

13. Какая информация воздействует на входы управляющей подсистемы системы?

14. Что является выходом из управляющей подсистемы?

15. В чем состоит сущность производственной организации как кибернетической системы?

 

Литература

 

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. проф. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Джордж Ф. Основы кибернетики. М.: Радио и связь, 1984.

3. Думлер С.А. Управление производством и кибернетика. М.: Машиностроение, 1969.

4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1958.

5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. М.: ДЕКА, 2000.

6. Мамиконов А.Г. Основы построения АСУ. М.: Высшая школа, 1981.

7. Маркс К. Капитал, т.1. М.: Госполитиздат, 1967.

8. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Сов. радио, 1980.

9. Утеуш Э.В., Утеуш З.В. Введение в кибернетическое моделирование. М.: Энергия, 1971.

10. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. Пер. с англ. Под. ред. В.А. Успенского. М.: ИЛ, 1962.

 

 

Глава 3

 

В диалектике развития человечества постоянно развивались и совершенствовались приемы и методы управления. На первом этапе общественного развития человек накапливал опыт управления и учился на собственных ошибках. Затем он обучался на основе опыта предыдущих поколений. При обучении стали использоваться здравый смысл и логические подходы. Тем не менее они находились вне среды точных наук, которых в свое время практически не было.

Объективная необходимость повышения эффективности систем управления, с одной стороны, появление средств вычислительной техники (СВТ) и других технических средств, с одновременным развитием таких наук как кибернетика, исследование операций, теории массового обслуживания, теории игр, математического программирования, экономико-математического моделирования, с другой стороны, создали определенные предпосылки автоматизации процессов управления.

Автоматизация управления заключается в замене физического и умственного труда человека, затрачиваемого на управление механизмами и машинами, обеспечивающих выполнение определенных управленческих работ с заданной производительностью и качеством, а также созданием систем автоматического управления. В настоящее время сложились три направления автоматизации управления.

Первое направление связано с созданием систем автоматического управления (САУ), которые без участия человека выполняют измерение, контроль, регулирование и управление работой машин и технологических процессов. Такими САУ являются:

· информационно-измерительные системы;

· автоматического контроля;

· автоматического управления машинами и технологическими процессами.

Второе направление характеризуется созданием автоматизированных информационных систем управления (АИСУ), в которых процесс получения информации из внешней и внутренней среды объекта управления, ее переработки, принятия решений и выработки управляющих воздействий невозможен без участия человека. При создании АИСУ одной из главных задач является правильное распределение функций между человеком и техническими средствами. Окончательное принятие решения в таких системах управления остается за человеком. Совместное участие человека и технических средств в АИСУ приводит к тому, что их нельзя разрабатывать ни как технические системы, ни как организационные, состоящие только из людей.

АИСУ - человеко-машинная система управления, обеспечивающая автоматизированный процесс получения и переработки информации, выработки управляющих воздействий, необходимых для оптимизации управления в различных сферах деятельности человека. Такие системы управления всегда создаются для конкретных управляемых объектов и носят на себе отпечаток их индивидуальности.

К третьему направлению относится создание интегрированных автоматизированных информационных систем управления (ИАИСУ). ИАИСУ - человеко-машинные системы управления, реализующие комплексы задач на основе единого организационного, информационного, технического, математического и программного обеспечения для достижения поставленных целей.

Теоретической основой автоматизации управления является совокупность базовых научных теорий, которые используются в той или иной мере при создании автоматических или автоматизированных информационных систем управления. В первую очередь к ним относятся кибернетика во всех ее видах и соприкасающиеся с ней математические теории.

Наряду с применением кибернетики, математических и экономических методов, определяющим фактором создания эффективных автоматических и автоматизированных систем управления является этапность развития СВТ и автоматизированных информационных технологий. В нашей стране реальные попытки использовать СВТ и экономико-математические методы для автоматизации отдельных задач планирования и управления в промышленности относятся к 1956 г.[19], когда начался процесс автоматизации отдельных задач планирования и учета.

3.2. Классификация АИСУ

Важной частью теоретических и практических основ создания АИСУ является их классификация. Классификация АИСУ представляет собой по существу систематику будущих систем управления, в которых выделяются основные определяющие звенья. Большая разноплановость управляемых объектов в государстве, народном хозяйстве и видов процессов управления делают задачу распределения АИСУ по классам достаточно сложной. Тем не менее построение стройной классификации АИСУ позволяет определить методы проектирования будущей системы управления, решения задач и их комплексов.

Под задачей понимается предписанная работа, совокупность работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в установленные сроки. Задачи традиционно делятся на три категории. Первая категория – работа с людьми. Например, мастер на производственном участке управляет подчиненными ему людьми, используя плановые задания. Вторая – работа с предметами труда, машинами, инструментами. Рабочий в этом случае из сырья и материалов с помощью энергии под воздействием организации его труда осуществляет изготовление деталей и узлов будущей конечной продукции. Третья – работа с информацией. Например бухгалтер в своем отделе занимается переработкой финансовой информации.

Комплексы задач – совокупность задач, сгруппированных по определенному признаку и направленных на достижение поставленных целей.

Приведем классификацию АИСУ в зависимости от следующих признаков (рис. 3.1):

· уровень иерархии управления;

· объект управления;

· процесс управления;

· уровень автоматизации управления.

По признаку " иерархия управления" АИСУ могут быть на уровне государства, народного хозяйства, территорий, отраслей, различных организаций, в том числе производственных.

Государственная АИСУ – автоматизированная информационная система управления народным хозяйством, обороноспособностью страны, экосистемами. Ее создание связано с перспективой развития систем управления в отдаленном будущем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.