КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления автоматизации управления
Автоматизация управления Как кибернетической системы Внутренняя среда Управляющая Входы Выходы Внешняя среда (информационные ресурсы внешней среды)
Информация Информация Информация Информация Информация о о маркетинговых о конкурентах о всех видах о законах политической исследованиях ресурсов ситуации
Отчетная информация
Управляющая подсистема Обратная информация связь Информация Управляемая подсистема Прямая связь о выполнении заданий (информационные ресурсы внутренней среды)
Рис. 2.6. Схема функционирования производственной организации Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой управление? 2. В чем состоит сущность и содержание понятия “объект управления”? 3. Каким образом осуществляется последовательность прохождения информационного процесса в производственных организациях? 4. В чем состоит сущность кибернетики как науки? 5. Из каких составляющих частей состоит кибернетика? 6. Какие основные принципы присущи системам живой и неживой природы? 7. Принцип “саморегулирования” и в чем его сущность? 8. Принцип “обратная связь” и каким образом он осуществляется? 9. Иерархичность управления и чем отличаются нижние уровни управления от системы в целом? 10. Каким образом делится целое на подсистемы? 11. В чем состоит сущность динамической локализации в кибернетических системах? 12. Какие признаки присущи кибернетическим системам? 13. Какая информация воздействует на входы управляющей подсистемы системы? 14. Что является выходом из управляющей подсистемы? 15. В чем состоит сущность производственной организации как кибернетической системы?
Литература
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. проф. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 1998. 2. Джордж Ф. Основы кибернетики. М.: Радио и связь, 1984. 3. Думлер С.А. Управление производством и кибернетика. М.: Машиностроение, 1969. 4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1958. 5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. М.: ДЕКА, 2000. 6. Мамиконов А.Г. Основы построения АСУ. М.: Высшая школа, 1981. 7. Маркс К. Капитал, т.1. М.: Госполитиздат, 1967. 8. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Сов. радио, 1980. 9. Утеуш Э.В., Утеуш З.В. Введение в кибернетическое моделирование. М.: Энергия, 1971. 10. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. Пер. с англ. Под. ред. В.А. Успенского. М.: ИЛ, 1962.
Глава 3
В диалектике развития человечества постоянно развивались и совершенствовались приемы и методы управления. На первом этапе общественного развития человек накапливал опыт управления и учился на собственных ошибках. Затем он обучался на основе опыта предыдущих поколений. При обучении стали использоваться здравый смысл и логические подходы. Тем не менее они находились вне среды точных наук, которых в свое время практически не было. Объективная необходимость повышения эффективности систем управления, с одной стороны, появление средств вычислительной техники (СВТ) и других технических средств, с одновременным развитием таких наук как кибернетика, исследование операций, теории массового обслуживания, теории игр, математического программирования, экономико-математического моделирования, с другой стороны, создали определенные предпосылки автоматизации процессов управления. Автоматизация управления заключается в замене физического и умственного труда человека, затрачиваемого на управление механизмами и машинами, обеспечивающих выполнение определенных управленческих работ с заданной производительностью и качеством, а также созданием систем автоматического управления. В настоящее время сложились три направления автоматизации управления. Первое направление связано с созданием систем автоматического управления (САУ), которые без участия человека выполняют измерение, контроль, регулирование и управление работой машин и технологических процессов. Такими САУ являются: · информационно-измерительные системы; · автоматического контроля; · автоматического управления машинами и технологическими процессами. Второе направление характеризуется созданием автоматизированных информационных систем управления (АИСУ), в которых процесс получения информации из внешней и внутренней среды объекта управления, ее переработки, принятия решений и выработки управляющих воздействий невозможен без участия человека. При создании АИСУ одной из главных задач является правильное распределение функций между человеком и техническими средствами. Окончательное принятие решения в таких системах управления остается за человеком. Совместное участие человека и технических средств в АИСУ приводит к тому, что их нельзя разрабатывать ни как технические системы, ни как организационные, состоящие только из людей. АИСУ - человеко-машинная система управления, обеспечивающая автоматизированный процесс получения и переработки информации, выработки управляющих воздействий, необходимых для оптимизации управления в различных сферах деятельности человека. Такие системы управления всегда создаются для конкретных управляемых объектов и носят на себе отпечаток их индивидуальности. К третьему направлению относится создание интегрированных автоматизированных информационных систем управления (ИАИСУ). ИАИСУ - человеко-машинные системы управления, реализующие комплексы задач на основе единого организационного, информационного, технического, математического и программного обеспечения для достижения поставленных целей. Теоретической основой автоматизации управления является совокупность базовых научных теорий, которые используются в той или иной мере при создании автоматических или автоматизированных информационных систем управления. В первую очередь к ним относятся кибернетика во всех ее видах и соприкасающиеся с ней математические теории. Наряду с применением кибернетики, математических и экономических методов, определяющим фактором создания эффективных автоматических и автоматизированных систем управления является этапность развития СВТ и автоматизированных информационных технологий. В нашей стране реальные попытки использовать СВТ и экономико-математические методы для автоматизации отдельных задач планирования и управления в промышленности относятся к 1956 г.[19], когда начался процесс автоматизации отдельных задач планирования и учета. 3.2. Классификация АИСУ Важной частью теоретических и практических основ создания АИСУ является их классификация. Классификация АИСУ представляет собой по существу систематику будущих систем управления, в которых выделяются основные определяющие звенья. Большая разноплановость управляемых объектов в государстве, народном хозяйстве и видов процессов управления делают задачу распределения АИСУ по классам достаточно сложной. Тем не менее построение стройной классификации АИСУ позволяет определить методы проектирования будущей системы управления, решения задач и их комплексов. Под задачей понимается предписанная работа, совокупность работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в установленные сроки. Задачи традиционно делятся на три категории. Первая категория – работа с людьми. Например, мастер на производственном участке управляет подчиненными ему людьми, используя плановые задания. Вторая – работа с предметами труда, машинами, инструментами. Рабочий в этом случае из сырья и материалов с помощью энергии под воздействием организации его труда осуществляет изготовление деталей и узлов будущей конечной продукции. Третья – работа с информацией. Например бухгалтер в своем отделе занимается переработкой финансовой информации. Комплексы задач – совокупность задач, сгруппированных по определенному признаку и направленных на достижение поставленных целей. Приведем классификацию АИСУ в зависимости от следующих признаков (рис. 3.1): · уровень иерархии управления; · объект управления; · процесс управления; · уровень автоматизации управления. По признаку " иерархия управления" АИСУ могут быть на уровне государства, народного хозяйства, территорий, отраслей, различных организаций, в том числе производственных. Государственная АИСУ – автоматизированная информационная система управления народным хозяйством, обороноспособностью страны, экосистемами. Ее создание связано с перспективой развития систем управления в отдаленном будущем.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |