Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая. Раздел I. Теория Пранаямы




Раздел I. Теория Пранаямы

Глава 1. Что есть Йога?

1. Никто не знает безвременного, изначального абсолютного Единого, никто не знает, когда мир начал существовать. Бог и природа существовали до появления человека, но по мере того как человек развивался, он совершенствовал себя и начинал осознавать свой потенциал. Таким путем возникла цивилизация В этот процесс были вовлечены слова, развились концепции Бога (Пуру-ша) и природы (пракрити), религии (дхарма) и йоги,

2. Так как очень трудно дать четкое определение этим концепциям, каждому человеку приходится интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. Когда человек пойман в паутину мирских удовольствий, он обнаруживает, что отстранен от Бога и природы. Он становится жертвой полюсов удовольствия и боли, добра и зла, любви и ненависти, постоянного и преходящего.

3. Захваченный этими противоположностями, человек почувствовал потребность в личном божестве (Пуруша), который есть высший, неподверженный страданиям, незатрагиваемый действиями и реакциями, свободный от переживания радости и печали.

4. Это привело человека к поискам высшего идеала, воплощенного в совершенном Пуруше, или Боге Таким образом, Сущность, которую человек назвал Ишвара, Господь, гуру всех гуру, стал центром его внимания, концентрации и медитации, В этом фундаментальном поиске достижения Его человек изобрел свод законов поведения, следуя которым он мог жить в мире и гармонии с природой, собратьями и собой.

5. Он научился разграничивать добро и зло, добродетель и порок, что морально, а что аморально. Затем возникла обширная концепция правильного действия (дхарма), или наука долга. Доктор С Радхакришнан писал, что «именно Дхарма защищает, поддерживает, является оплотом» и служит человечеству проводником к высшей жизни независимо от расы, касты, класса или вероисповедания.

6. Человек осознал, что ему следует сохранять тело здоровым, сильным и чистым для того, чтобы следовать Дхарме и испытать божественность в самом себе. Индийские провидцы в своих поисках света представили самую сущность Вед в Упанишадах и Дар-шанах (зеркалах духовного восприятия). Даршаны, или школы, следующие: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва миманса и ут-тара миманса.

7. Санкхья гласит, что все творение происходит как продукт двадцати пяти основных элементов (таттв), но не признает Создателя (Ишвару). Йога признает существование Творца. Ньяя делает акцент на логике и преимущественно занимается законами мышления, полагаясь на причину и аналогию. Она принимает Бога как результат логического заключения. Вайшешика делает ударение на таких представлениях как пространство, время, причина и материя и является дополнением к ньяя. Положения вайшешики подтверждают взгляд ньяи на Бога. Миманса берет свое начало в Ведах и имеет две школы — пурва миманса, которая занимается основной концепцией Божества, но делает акцент на важности действия (кармы) и ритуалах, и уттара миманса, которая принимает Бога на основе Вед, но делает специальное ударение на духовном знании (джнана)

8. Йога — это союз индивидуальной самости (дживатма) с Самостью (Параматма) Философия санкхьи — теоретическая, в то время как йога — это практика Санкхья и йога, соединенные, дают динамическое описание системы мышления и жизни Знание без действия и действие без знания не помогут человеку. Они должны быть слиты воедино. Потому санкхья и йога идут вместе.

9 В соответствии с йогой, Яджнавалкья Смрити, Творец (Брахма), выступающий как Хираньягарбха (Золотой Зародыш), был истоком системы йоги, направленной на здоровье тела, контроль ума и обретение мира Система впервые была детально изложена и записана Патанджали в его «Йога Сутре», или афоризмах. Они скорее директивные, чем логические и описательные, проливающие свет на средства и конечную цель. Когда все восемь дисциплин йоги собраны воедино и практикуются, йогин испытывает единство с Творцом и утрачивает свою тождественность с телом, умом и самостью. Это — йога слияния (самьяма)

10. «Йога Сутра» состоит из 195 афоризмов, разделенных на четыре главы. Первая рассматривает теорию йоги. Она предназначена для тех, кто уже достиг уравновешенного ума и определил, что он должен делать, чтобы поддержать эту уравновешенность. Вторая глава, посвященная искусству йоги, дает начинающему введение в практику. Третья глава описывает внутреннюю дисциплину и силы (сиддхи), которые он приобретает. Четвертая, и последняя глава рассказывает о свободе или освобождении от оков этого мира

11. Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает соединяться, переплетаться, приобщаться и впрягаться в ярмо, направлять и концентрировать внимание с целью использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое приводит непоследовательный и рассеянный ум к состоянию, в котором он способен отражать и мыслить согласованно. Это и есть причастность человеческой души к Божественности.

12. Наследие природы человеку — три характеристики, или качества (гулы), а именно: ясность (саттва), деятельность (раджас) и инерция (тамас). Установленный на колесе времени (калачакра: кала — время, чакра — колесо), подобно горшку на гончарном круге (кулалачакра), человек формируется и трансформируется в соответствии с изначальным соотношением этих трех фундаментальных взаимопереплетенных характеристик

13 Человек наделен умом (манас), интеллектом (буддхи) и это (ахамкара), вместе известными как сознание (читта), которое есть источник мышления, понимания и действия По мере того как поворачивается колесо жизни, сознание испытывает пять бедствий, порождаемых невежеством (авидья), эгоизмом (асмита), привязанностью (рага), отвращением (двеша) и любовью к жизни (абхинивеша). Это, в свою очередь, оставляет читту в пяти различных состояниях, которые могут быть следующими: вялость, тупость (мудха), волнение (кшипта), частичная стабильность (викшипта), однонаправленное внимание (экагра) и контролируемое состояние (нируддха) Читта подобна огню, топливом которого служат желания (васаны) и без которого огонь умирает Читта в этом чистом состоянии становится источником просветления.

14. Патанджали выделил восемь ступеней на пути реализации, которые описываются в следующей главе. Читта в состоянии вялости очищается через яму, нияму и асаны, посредством которых ум побуждается к активности, Асана и Пранаяма приводят колеблющийся ум к состоянию некоторой устойчивости. Дисциплина Пранаямы и Пратьяхары заставляют чипу быть внимательной и концентрировать свою энергию. Затем чипа удерживается в этом состоянии посредством дхьяны и самадхи. По мере прогресса высшие ступени йоги становятся доминирующими, но предыдущие ступени, которые составляют основу, никогда не следует игнорировать или пренебрегать ими.

15. Перед тем, как исследовать неведомую «Атму», садхака должен изучить известные ему тело, ум, интеллект и эго. Когда он знает «известное» во всей его целостности, все эти составляющие вливаются в «неведомое» подобно рекам, впадающим в море. В этот момент он испытывает высшее состояние блаженства (ананда).

16. Сначала йога занимается здоровьем, мощью и завоеванием тела. Затем она поднимает покров различия между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к миру и незамутненной чистоте.

17 Йога систематически учит человека стремиться к божественному в себе, и делать это следует тщательно и активно. Благодаря ей, он выводит себя из лабиринта собственного тела к внутренней самости Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств — в ум, который контролирует эмоции. От ума он проникает в интеллект, который является проводником причины. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (чит-те). Последняя ступень — от сознания к его Самости, к самому его существу (Атма).

18. Таким образом, йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти к бессмертию.

Глава 2. Ступени Йоги

1. Существуют восемь ступеней йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Все они связаны между собой, но ради удобства представлены как независимые компоненты.

2. У дерева имеются корни, ствол, ветви, листья, кора, сок, цветы и плоды. Каждая из этих частей обладает определенностью, но ни одна из них не может считаться деревом. Так же и йога. Как все части, соединенные вместе, составляют дерево, так и восемь ступеней, соединившись, составляют йогу. Универсальные принципы Ямы есть корни, а индивидуальные законы Ниямы образуют ствол. Асаны похожи на многочисленные ветви, расположенные в различных направлениях. Пранаяма, проводящая энергию в тело, подобна листьям, которые дают воздух всему дереву Пратьяхара препятствует истечению энергии через органы чувств, как кора защищает дерево от загнивания. Дхарана — сок дерева, который поддерживает тело и интеллектуальную устойчивость. Дхьяна — это цветы, созревающие в плод самадхи. Как плод есть высочайшая точка развития дерева, так реализация истинной самости (ат-мадаршана) есть кульминация практики йоги.

3. Проходя через восемь ступеней йоги, садхака развивает понимание собственной самости. Он шаг за шагом движется от известного — своего тела — к неизвестному. Он движется от наружной оболочки тела — кожи — к уму. От ума (манаса) он идет к разуму (буддхи), воле (самкальпа), различающему осознанию (ви-века-кхьяти или праджня), сознанию (сат-асат-вивека) и, в конечном итоге — к Самости (Атману).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.