Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и роль экологически значимой информации 2 страница




IX. Правовые основы информационного обеспечения

тайна регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 фев­раля 1996 г.)1.

Закон «Осанках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и 'корреспонден­тов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспон­дентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит закону.

Одновременно Закон определяет круг государственных орга­нов и лиц, которым такие сведения могут предоставляться. Так, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, выдаются кредитной организацией судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, орга­нам налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. При согласии прокурора такие сведения могут быть предоставле­ны органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Такие ситуации могут иметь место, к примеру, при нарушении правового требования о финансировании объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, лишь при наличии положительного заключения такой экспертизы.

При анализе и характеристике экологически значимой инфор­мации необходимо иметь в виду нормативные положения о вра­чебной тайне. Ее статус определяется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Врачебную тайну составляет ин­формация о факте обращения за медицинской помощью, состоя­нии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные све­дения, полученные при его обследовании и лечении. Очевидно, что такая информация может быть связанной с вредным воздей­ствием на здоровье человека загрязненной окружающей среды. Возникает вопрос: может ли гражданин быть заинтересован в со­крытии соответствующих сведений? При положительном ответе на него гражданину должна быть подтверждена гарантия конфи­денциальности передаваемых им сведений. В этом случае они не могут распространяться лицами, которым стали известны при

1 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (Ч. I). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.

5. Источники экологически значимой информации

обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Только с согласия гражданина или его законного представите­ля допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в ин­тересах обследования и лечения пациента, для проведения науч­ных исследований, публикации в научной литературе, использо­вания этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Законодательством предусмотрена гарантия сохранения в тайне сведений, отнесенных к тому или другому ее виду. За раз­глашение лицами, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие государственную, коммерчес­кую или иную тайну, с учетом причиненного ущерба они несут дисциплинарную, административную или уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Феде­рации.

Таким образом, информация экологического характера в ос­новном должна быть открытой, свободной, доступной.

5. Источники экологически значимой информации

При оценке источников экологически значимой информации важно подчеркнуть, что развитие отношений в сфере взаимодей­ствия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование, оценка воздействия на ок­ружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое ли­цензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

Одновременно в экологическом праве можно выделить ряд специфических источников. В их числе - - сами нормативные правовые акты, экологический мониторинг, государственные кадастры природных ресурсов, экологический паспорт предпри­ятия, радиационно-гигиенические паспорта организаций и терри­торий, декларация безопасности промышленного объекта, госу­дарственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

5. Источники экологически значимой информации

5.1. Источники нормативной экологически значимой информации

Законы и другие нормативные правовые акты содержат специ-фическую'информацию: их нормы несут информацию о должном поведении субъектов экологических правоотношений. Не обла­дая такого рода информацией, природопользователи и иные субъ­екты, которым адресованы нормативные требования, оказывают­ся в затруднительном положении. Незнание закона не освобожда­ет их от ответственности.

Одним из факторов эффективности права является облада­ние его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области приро­допользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должност­ные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, исполнять которые они обязаны, и по­тому не всегда знают, что должны делать в области охраны ок­ружающей среды.

Опубликование природоохранных нормативных актов — пер­вый шаг к доступу к правовой информации. Но в какой степени они свободно доступны для общественности, организаций, долж­ностных лиц и даже государственных органов? Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания «Собрания законодательства Россий­ской Федерации», «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов феде­ральных органов исполнительной власти» и некоторых других.

5.2. Государственный статистический учет и отчетность

Государственный статистический учет в области природополь­зования и охраны окружающей среды является одним из источ­ников экологически значимой информации. Ведется он как Госу­дарственным комитетом РФ по статистике (Госкомстат России), так и специальными государственными органами в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

Органам государственной статистики предоставляют инфор­мацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица — природопользовате­ли, так и специально уполномоченные государственные органы.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по следующим утверждае­мым постановлениями Госкомстата формам:

• форма № 2-тп (воздух) (годовая) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 2-тп-воздух (срочная) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 12-лх (годовая) «Сведения о лесозащите»;

• форма № 2-тп (радиоактивные вещества) (годовая) «Сведе­ния о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоак-.тивных веществ, радионуклидных источников»;

• форма № 2-тп (радиоактивность) (годовая) «Сведения о ра­диоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружаю­щую среду и загрязненных ими территориях»;

• форма № 4-ос (годовая) «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природо-ресурсных платежах»;

• форма № 2-ос (годовая) «Сведения о выполнении водоохран­ных работ на водных объектах»;

• форма № 2-тп (токсичные отходы) (годовая) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсич­ных отходов производства и потребления»;

• форма № 6-ос (полугодовая) «Сведения о загрязнении окру­жающей среды при авариях на магистральных трубопроводах»;

• форма № 5-лх (годовая) «Сведения о лесных пожарах»;

• а также по некоторым другим формам.

Практически не решены в российском экологическом законо­дательстве вопросы отчетности природопользователей о своей де­ятельности перед государственными природоохранительными ор­ганами. Ни в Законе об охране окружающей среды, ни в других актах экологического законодательства не предусматриваются требования об отчетности по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Являясь формой контроля, отчетность может играть сущест­венную роль в совершенствовании природоохранной деятельнос­ти. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в услови­ях развития рыночных отношений дирекции компаний, акцио-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

нированных предприятий представляли отчеты о своей природо­охранительной деятельности акционерам. Выделяя экологичес­кие аспекты, к примеру, в бухгалтерской и финансовой отчетнос­ти, просчитываются как объемы инвестиций экологического ха­рактера, так и достигнутый за их счет экономический эффект (на­пример, объем сэкономленных средств в результате внедрения энергосберегающих технологий, более высокой доли переработки вторичного сырья и т.д.).

5.3. Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды — это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогно­за изменений ее состояния под воздействием природных и антро­погенных факторов. В соответствии с законодательством прово­дится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов — земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Зако­ны об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о жи­вотном мире (ст. 15), о внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Зе­мельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социаль­но-гигиенического мониторинга (ст. 45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.

Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружаю­щей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Рос­сийской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечае­мой хозяйственной и иной деятельности.

Некоторые общие и основные положения о мониторинге окру­жающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружаю­щей среды осуществляется в соответствии с законодательством

5. Источники экологически значимой информации

РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружаю­щей среды, а также обеспечения потребностей государства, юри­дических и физических лиц в достоверной информации, необхо­димой для предотвращения и (или) уменьшения неблагопри­ятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного монито­ринга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, по­лученная при осуществлении государственного мониторинга ок­ружающей среды, используется органами государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и при­нятия соответствующих решений, разработки федеральных про­грамм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприя­тий по охране окружающей среды.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Пра­вительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государствен­ная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов.

Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным ор­ганом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 25 веществ.

Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, располо­женных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объек­тов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей1.

Получает развитие производственный экологический монито­ринг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К при­меру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газ-

Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Рос­сийской Федерации в 1998 году. М., 1999.

IX. Правовые основы информационного обеспечения

5. Источники экологически значимой информации

пром». При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаи­модействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.

Одним из основных результатов проведения мониторинга ок­ружающей среды является получение данных о ее состоянии. За­коном о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняе­мую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в ре­зультате деятельности Федеральной службы России по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их ор­ганизационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агромете­орологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), монито­ринга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и веде­ние единого государственного фонда данных о состоянии окру­жающей природной среды, ее загрязнении регулируется поста­новлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предо­ставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услу­гах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы усло­вия предоставления информации. Бесплатно информация в об­ласти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государствен­ной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций. Другим пользователям (потребителям) информация в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной

среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Данные мониторинга природной среды служат основой для ве­дения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений.

5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и техни­ческих показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воз­действий. На основе кадастров проводится денежная оценка при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстанов­лению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержа­щиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при при­нятии решения о предоставлении природного ресурса в пользо­вание.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательст­вом ведется государственный земельный кадастр, государствен­ный кадастр месторождений и проявлений полезных ископае­мых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр объектов животного мира, го­сударственный кадастр особо охраняемых природных террито­рий, государственный кадастр отходов. Как особую разновид­ность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объек­тов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Регулируется ведение государственных кадастров преимуще­ственно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными ак-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

тами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 68), Водным кодексом РФ (ст. 79), Законами о недрах (ст. 30), о животном мире (ст. 14), «Об особо охраняемых природ­ных территориях» (ст. 4), «Об отходах производства и потребле­ния» (ст. 20). Согласно этим законам порядок ведения соответст­вующего государственного кадастра устанавливается или специ­альными законодательными актами, или Правительством РФ.

Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным за­коном «О государственном земельном кадастре». Закон опреде­ляет полномочия органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного зе­мельного кадастра, состав сведений и документов государствен­ного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о: зе­мельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправле­ние; землях и границах субъектов РФ; землях и границах РФ.

На всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участ­ков, их площадях, местоположении, экономических и качест­венных характеристиках вносятся в документы государствен­ного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладате­лями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, земле­устроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каж­дой категории земель применяется определенный перечень све­дений о земельных участках.

Порядок ведения иных кадастров регулируется, в частности, Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г., постановлениями Правительства РФ от 10 нояб­ря 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государст­венного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения го-

5. Источники экологически значимой информации

сударственного кадастра особо охраняемых природных террито­рий», от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Важные экологически значимые характеристики содержатся в государственном градостроительном кадастре, предусмотрен­ном Градостроительным кодексом РФ. Государственный градо­строительный кадастр включает, в частности, сведения:

• об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмичес­ком, гидрологическом состоянии территорий;

• об объектах инженерной, транспортной и социальной ин­фраструктур и о благоустройстве территорий;

• о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

• о зонировании территорий и о градостроительных регламен­тах территориальных зон.

Ведутся кадастры соответствующими государственными орга­нами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

5.5. Экологический паспорт предприятия.

Радиационно-гигиенический паспорт организации

и территории. Декларация безопасности

промышленного объекта

Экологический паспорт предприятия, декларация безопаснос­ти промышленного объекта и радиационно-гигиенический пас­порт организаций и территорий — относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природо­пользования и охраны окружающей среды.

Экологический паспорт предприятия представляет собой ком-•плекс данных об уровне использования предприятием природ­ных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90, введенным в действие 15 октября 1990 г. Паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств и ут­верждается его руководителем после согласования с территори­альным органом Министерства природных ресурсов РФ.

В паспорте должны содержаться:

• общие сведения о предприятии и его реквизиты;

 

IX. Правовые основы информационного обеспечения

• краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

• краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

• cBefleHH»o6 использовании земельных ресурсов; о рекульти­вации земель;

• характеристика сырья, используемых материальных и энер­гетических ресурсов;

• характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отходов;

• сведения о транспорте предприятия;

• сведения об эколого-экономической деятельности предпри­ятия.

Радиационно-гигиенические паспорта организаций и терри­торий предусмотрены Законом о радиационной безопасности, со­гласно ст. 13 которого в радиационно-гигиенические паспорта ор­ганизаций, территорий заносятся результаты ежегодной оценки состояния радиационной безопасности. Оценка радиационной безопасности проводится органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления, а также организациями, осу­ществляющими деятельность с использованием источников иони­зирующего излучения, при планировании и проведении меро­приятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, ана­лизе эффективности указанных мероприятий.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

• характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

• анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопас­ности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

• вероятность радиационных аварий и их масштаб;

• степень готовности к эффективной ликвидации радиацион­ных аварий и их последствий;

• анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

• число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утвержден постановлением Правитель­ства РФ от 28 января 1997 г.

5. Источники экологически значимой информации

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологи­чески значимую информацию о промышленном объекте. Появле­ние этого документа обусловлено частыми авариями на промыш­ленных объектах, влекущими порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопас­ности призвана служить инструментом предупреждения и подго­товки к действиям в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.

Разработка декларации регулируется ст. 14 Федерального за­кона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Декларация разрабатывается предприятиями, учреж­дениями и организациями независимо от их организационно-пра­вовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вы­вода из эксплуатации и содержать:

а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

в) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий раз­вития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

т) характеристику систем контроля за безопасностью про­мышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций;

д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) характеристику мероприятий по созданию на промышлен­ном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к примене­нию сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвы­чайных ситуациях;

ж) характеристику мероприятий по защите персонала про­мышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных си-

IX. Правовые основы информационного обеспечения

туаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промыш­ленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышлен­ном объекте чрезвычайных ситуациях.

5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации

Доклад является официальным документом, подготавливае­мым в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналити­ческой информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Подготовка и распростра­нение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды предусмотрены ст. 5, Закона об охране окружающей среды. Он содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восста­новлению природных ресурсов. Доклад должен служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природо­охранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, кадастров природных сред и их монито­ринга, других материалов, а также аналитических разработок министерств и ведомств.

Разработка доклада осуществляется Министерством природ­ных ресурсов РФ с участием заинтересованных министерств, ве­домств, других государственных организаций и Российской ака­демии наук, предоставляющих для этого необходимую информа­цию, аналитические материалы и оценки, включая прогнозы и рекомендации по экологической безопасности.

Государственные доклады содержат обширный перечень раз­нообразной информации по следующим разделам:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.