Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертизы




Порядок проведения государственной экологической

Порядок проведения государственной экологической экспер­тизы регулируется как Законом об экологической экспертизе, так и Положением о порядке проведения государственной экологи­ческой экспертизы, утвержденным постановлением Правительст­ва РФ от 11 июня 1996 г., и включает следующие стадии:

а) представление материалов в Министерство природных ре­сурсов РФ или его территориальные органы на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых за­казчиком материалов требованиям названного Закона, установ­ленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

• документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 11 и 12 Закона, в объеме, опре­деленном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйст­венной и иной деятельности, подлежащей государственной эколо­гической экспертизе;

• положительных заключений и (или) документов согласова­ний органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательст­вом РФ порядке;

• заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общест­венной экологической экспертизы в случае ее проведения;

8. Порядок проведения государственной экологической экспертизы 241

• материалов обсуждений объекта государственной экологи­ческой экспертизы с гражданами и общественными организация­ми (объединениями), организованных органами местного самоуп­равления;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представ­ленных материалов. Проверку полноты и достаточности пред­ставленных материалов проводит экспертное подразделение МПР России (или его территориального органа);

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комис­сии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Ее состав, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы ут­верждаются приказом МПР России (или его территориального органа). Срок проведения государственной экологической экс­пертизы определяется сложностью ее объекта, устанавливае­мой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в облас­ти экологической экспертизы, но не должен превышать 6 меся­цев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материа­лов и документов в полном объеме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспер­тизы;

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее зада­нию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому спе­циально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифициро­ванным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобре­тает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологичес­кой экспертизы.

Наиболее значимой характеристикой государственной эколо­гической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия ре­шения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений — фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как

^

242 XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду

главного средства обеспечения учета и выполнения экологичес­ких требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в Зако­не словами: «Положительное заключение государственной эколо­гической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологи­ческой экспертизы». Это означает, что без положительного за­ключения запрещается реализация проекта и финансирование со­ответствующих работ.

9. Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в со­ответствии с российским законодательством являются самостоя­тельными, граждане и общественные формирования имеют воз­можность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законода­тельстве многих зарубежных государств), адекватно урегулиро­ванную, достаточно было бы участия заинтересованной общест­венности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффектив­ность таких слушаний может быть выше, чем общественной эко­логической экспертизы, так как слушания должны быть органи­зованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Законом об экологической экспертизе общест­венность может выразить свое отношение по поводу объекта эколо­гической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, ус­тановленных названным Законом. В частности, граждане и общест­венные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экс­пертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию и отражающие общественное мнение.

Проводится общественная экспертиза общественными органи­зациями (объединениями). Закон устанавливает определенные

9. Общественная экологическая экспертиза

требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экологической экспертизы; они должны быть зарегистри­рованы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона об экологичес­кой экспертизе о том, что общественная экологическая эксперти­за может проводиться в отношении объектов, по которым прово­дится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о кото­рых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объек­ту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписа­нию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объ­екту экспертизы, общественные организации (объединения), осу­ществляющие общественную экологическую экспертизу, наделя­ются специальными правами:

• получать от заказчика документацию, подлежащую экологи­ческой экспертизе, в объеме, установленном в названном Законе;

• знакомиться с нормативно-технической документацией, ус­танавливающей требования к проведению государственной эколо­гической экспертизы;

• участвовать в качестве наблюдателей через своих представи телей в заседаниях экспертных комиссий государственной эколо­гической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключе­ний общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть осущест­влена при условии государственной регистрации заявления обще­ственных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Законом об экологи­ческой экспертизе орган местного самоуправления в семиднев­ный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан зарегистрировать его или отка­зать в регистрации. Заявление о проведении общественной эколо­гической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

J

244 XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду

Закон устанавливает также требования по содержанию заяв­ления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы.-Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

В законодательстве предусматривается исчерпывающий пере­чень оснований для отказа в государственной регистрации заяв­ления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экс­пертизы;

• общественная экологическая экспертиза проводилась в от­ношении объекта, сведения о котором составляют государствен­ную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной регистрации общественной орга­низации (объединения) не соответствует установленному поряд­ку;

• устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Закона об экологической экспертизе;

• требования к содержанию заявления о проведении общест­венной экологической экспертизы, предусмотренные названным Законом, не выполнены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной реги­страции заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экс­пертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная — обязательной. Второе разли­чие связано с юридической силой экспертного заключения. О за­ключении государственной экологической экспертизы было ска­зано выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специаль­но уполномоченным государственным органом в области экологи­ческой экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направ­ляется специально уполномоченным государственным органам в

9. Общественная экологическая экспертиза

области экологической экспертизы, осуществляющим государст­венную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам,' принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может переда­ваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной эко­логической экспертизы, другим заинтересованным лицам. За-"лючение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при под­готовке своего заключения.

В случае несогласия общественных формирований или мест­ного населения с выводами государственной экологической экс­пертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологичес­кие права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.