КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XIV. Правовые основы экологического аудита 2 страница
^ XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования На этой стадии Закон требует опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте, принятого Государственной Думой в первом чтении, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме, а позже поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте — в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Перед вторым чтением проекта федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв о нем. Такой отзыв подготавливается с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством РФ. Персональный состав комиссий утверждается и их деятельность обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона об экологической экспертизе проекты технических регламентов являются объектом обязательной государственной экологической экспертизы. О важности технических регламентов как инструментов регулирования охраны здоровья людей и охраны окружающей среды свидетельствует законодательный уровень их утверждения. Можно предположить, что одновременно такой подход стимулирует прогрессивное развитие всей технической сферы в России, повысит уровень подготавливаемых и принимаемых экологически значимых технических решений. Одновременно Закон предусматривает особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Закон допускает принятие технического регламента указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и международным договором. 3. Экологическая стандартизация В исключительных случаях технический регламент без его публичного обсуждения может быть утвержден указом Президента РФ. К таким случаям Закон относит: • возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; • если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. Допускается возможность принятия постановления Правительства РФ о техническом регламенте. Такое постановление может быть принято, если готовится проект федерального закона по техническому регламенту, до его принятия. При этом Правительство должно подготавливать проект постановления в соответствии с изложенными выше требованиями по процедуре подготовки технического регламента, в частности, касающихся уведомления, опубликования, проведения экспертизы комиссией по техническому регулированию. Как только вступает в силу федеральный закон о техническом регламенте, соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу. Технический регламент может быть принят международным договором, в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Такой договор действует на территории Российской Федерации после его ратификации в порядке, установленном законодательством РФ. И в этом случае проект технического регламента разрабатывается в порядке, изложенном выше. 3. Экологическая стандартизация На современном этапе экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования. Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования В соответствии с Законом о техническом регулировании стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • обеспечения научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; •взаимозаменяемости продукции. По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: • добровольного применения стандартов; • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации; • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; • обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Концептуально новым является принцип добровольного применения стандартов. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются 3. Экологическая стандартизация характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. До принятия Закона о техническом регулировании значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направленные на детализацию положений регламентов, не обязательны, исполняются добровольно. Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в области стандартизации. К ним относятся: • национальные стандарты; • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • стандарты организаций. Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган. В настоящее время — это Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации: • утверждает национальные стандарты; • принимает программу разработки национальных стандартов; • организует экспертизу проектов национальных стандартов; • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; • организует опубликование национальных стандартов и их распространение; • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации, в состав которых на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Национальную систему стандартизации образуют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. К национальной системе стандартизации относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Ими являются нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ. Работа по подготовке национальных стандартов ведется в соответствии с программой разработки национальных стандартов, разрабатываемой и утверждаемой национальным органом по 3. Экологическая стандартизация стандартизации. При этом программа разработки национальных стандартов должна быть доступной заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта, как и технического регламента, может быть любое лицо. Процедура разработки национальных стандартов схожа с процедурой разработки проектов технических регламентов и включает: • направление уведомления о разработке национального стандарта в национальный орган по стандартизации и публикация его в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию; • обеспечение разработчиком национального стандарта доступности проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления; • доработку разработчиком проекта национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц; • проведение публичного обсуждения проекта национального стандарта и составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения; • публикацию уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе -общего пользования в электронно-цифровой форме; • представление разработчиком проекта национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта; • подготовку техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направление его в национальный орган по стандартизации; • принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта; • публикацию уведомления об утверждении национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнитель-
XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования ной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта; • в случ'ае отклонения проекта национального стандарта направление национальным органом по стандартизации мотивированного решения разработчику проекта национального стандарта; • утверждение национальным органом по стандартизации стандарта и публикация информации о нем в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Закон о техническом регулировании предусматривает также стандарты организаций. Для достижения целей стандартизации, о которых говорилось выше, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Разработчик проекта стандарта организации может представлять его в технический комитет по стандартизации на экспертизу. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Очевидно, речь идет о продукции и услугах, касающихся организации, разработавшей и утвердившей свой стандарт, при заключении как внутренних (национальных), так и международных сделок. 4. Экологическая сертификация 4. Экологическая сертификация Если экологическая стандартизация интенсивно развивалась в Российской Федерации и бывшем СССР в последние 30 лет, то экологическая сертификация находится в зародышевом состоянии. Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме экологического права. Как мера охраны природы и экологических прав граждан она имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы -- проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации являются новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с Законом об экологической экспертизе служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы. С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует: • предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда; • внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; • производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; • созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования
• совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий,отходов, услуг; • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Согласно Закону о техническом регулировании, сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям. Особенностью правового регулирования экологической сертификации является то, что в новейшем экологическом законодательстве требования о ней предусмотрены в ряде актов. Так, требования обязательной экологической или экологически значимой сертификации применительно к некоторым видам объектов установлены законодательством. В соответствии с Законом о защите прав потребителей обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством России. Во исполнение этого Закона Правительством РФ 13 августа 1997 г. утверждены перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии со ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха на территории Российской Федерации только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, допускаются производство и использование топлива. Производство и использование технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок также допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Такие сертификаты выдаются в порядке, определенном Правительством РФ. 4. Экологическая сертификация Требования обязательной экологической сертификации предусмотрены Федеральными законами от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.), от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изм.), от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп.). В общем виде положения об экологической сертификации сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Закон о техническом регулировании является специальным законом в области сертификации и принят позже названных законов, а потому его положения в случае их противоречия ранее принятым законам обладают большей юридической силой. В соответствии с этим Законом подтверждение соответствия осуществляется в целях: ' удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. В основе подтверждения соответствия лежат принципы: • доступности заинтересованным лицам информации о порядке осуществления подтверждения соответствия; • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; • установления перечня форм и схем; обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Сертификация, или подтверждение соответствия, на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: • принятия декларации о соответствии; • обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях: • установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента; • объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. При этом форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Субъектами декларирования соответствия могут быть: • зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя; • лица, являющиеся изготовителем или продавцом; • лица, выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия 4. Экологическая сертификация поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам: • включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); • предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. Законом установлены требования к содержанию декларации о соответствии. Она должна содержать: • наименование и местонахождение заявителя; • наименование и местонахождение изготовителя; • информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать его; • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; • указание на схему декларирования соответствия; • заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; • сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, XIII. Эколого-правовые основы технического регулирования 4. Экологическая сертификация послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; • срок действия декларации о соответствии; • иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок ее действия определяется техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Проводится она на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает: • наименование и местонахождение заявителя; • наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; • наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; • информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать его; • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; • информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; • информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; • срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Орган по сертификации наряду с проведением сертификации осуществляет ряд иных функций: • привлекает на договорной основе для проведения исследований" (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ; • осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |