Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающей среды 2 страница




Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных на-

Далее — Закон о плате за землю.

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

родов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавлива­ются органами законодательной (представительной) власти субъ­ектов РФ, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Законом о плате за землю предусмотрено целевое использова­ние средств, полученных от земельного налога и арендной платы. Согласно ст. 24 Закона земельный налог и арендная плата учиты­ваются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдель­ной строкой и используются исключительно на цели финансиро­вания мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодоро­дия, освоения новых земель, на компенсации собственных затрат землепользователя на эти цели и погашения ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Сред­ства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам. Однако, начиная с 1999 г., действие данной статьи приостановле­но федеральными законами о государственных бюджетах на соот­ветствующий год.

Платежи при пользовании недрами регулируются в разд. V За­кона о недрах. При пользовании недрами уплачиваются следую­щие платежи:

• разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

• регулярные платежи за пользование недрами;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• сбор за участие в конкурсе (аукционе);

• сбор за выдачу лицензий (ст. 39).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Правила уплаты регулярных платежей за пользование недра­ми утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 9261. Регулярные платежи за пользование недрами взи­маются в денежной форме и зачисляются в федеральные, регио­нальные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным зако­нодательством РФ.

Система платежей, связанных с пользованием водными объек­тами, определяется Водным кодексом РФ и включает плату за

4. Плата за природопользование

пользование водными объектами (водный налог) и плату, направ­ляемую на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водополь­зование.

Детальное регулирование платы за водопользование осущест­вляется Федеральным законом от 6 мая 1993 г. «О плате за поль­зование водными объектами» (с изм. и доп.). Закон определяет круг плательщиков. Ими являются организации и предпринима­тели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых со­держат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресур­сы (минеральные воды) либо используются для получения тепло­вой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установ­ленном законодательством РФ.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

• осуществления забора воды из водных объектов;

• удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;

• использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и коше­лях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

• осуществления сброса сточных вод в водные объекты (ст. 2). Минимальные и максимальные ставки платы за пользование

водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономи­ческим районам утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г.1

Платежи за пользование лесным фондом в виде лесных пода­тей или арендной платы регулируются Лесным кодексом РФ. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участ­ками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лес­ного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускае­мую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.2

СЗ РФ. 2002. № 2 (Ч. II). Ст. 46.

СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4734. 2 СЗ РФ. 2001. № 10. Ст. 958.

J

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Законом о животном мире. Система таких платежей включает плату за пользование и штрафы за сверхли­митное и нерациональное пользование животным миром. Отнесе­ние штрафов к разновидности платежей за пользование природ­ным объектом является новацией данного Закона.

Плата за пользование животным миром поступает в федераль­ный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Федераль­ным законом «О континентальном шельфе Российской Федера­ции» плата за пользование живыми ресурсами континентального шельфа поступает в федеральный бюджет.

4.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредно­го воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономичес­ких стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, де­ятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, неза­интересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное за­грязнение, могут усовершенствовать технологию производства, по­строить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Нако­нец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения при­родной среды может достигаться предприятиями за счет повыше­ния требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Некоторые общие требования относительно платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду определяются в Законе об охране окружающей среды (ст. 16). К видам негативного воздей­ствия на окружающую среду, за которые взимается плата, отно­сятся:

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных ве­ществ;

• сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

4. Плата за природопользование

• загрязнение недр, почв;

• размещение отходов производства и потребления;

• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электро­магнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

• иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Закон не определил формы платы за негативное воздействие

на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. Этот вопрос был более правильно решен в предшествующем законодательстве — Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который предусматривал два вида платежей за:

• выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и другие виды загрязнения в пределах установленных лими­тов;

• выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

При этом под лимитами понимаются установленные предпри-ятиям-природопользователям на определенный срок объемы вы­бросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и разме­щения отходов производства.

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окру­жающей среды регламентировалось на федеральном уровне доста­точно подробно документом, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 28 августа 1992 г., который назывался Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В настоящее время оно действует в редакции постановления Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 463.

Исходными при определении платы за загрязнение являлись базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учи­тывающие экологические факторы.

Устанавливались два вида базовых нормативов платы:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение от­ходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение от­ходов, другие виды вредного воздействия в пределах установлен­ных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом ба-

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

зовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пре­делах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допусти­мых нормативов.

Базовые нормативы были разработаны Минприроды РФ с при­влечением Госкомсанэпиднадзора, других заинтересованных ми­нистерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и по согласованию с Министерством экономики РФ и Минис­терством финансов РФ. Действующие на момент подготовки учеб­ника Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов были утверждены Минприродой России 27 ноября 1992 г. (с изм. от 18 августа 1993 г.).

В соответствии с существовавшей концепцией платы за за­грязнение базовые нормативы платы устанавливались по каждо­му ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей при­родной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливались коэффициенты к базовым норма­тивам платы, учитывающие экологические факторы — природ­но-климатические особенности территорий, значимость природ­ных и социально-культурных объектов. К примеру, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосфер­ного воздуха в северном экономическом районе РФ — 1,4, цент­ральном — 1,9, уральском — 2, дальневосточном — 1. Коэффи­циенты экологической ситуации и экологической значимости ат­мосферного воздуха, водных объектов и почвы могли увеличи­ваться. Для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории нацио­нальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, включен­ных в международные конвенции, они могли быть увеличены до двух раз; для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промыш­ленных центров, — на 20%.

При этом дифференцированные ставки платы определялись умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учи­тывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не пре­вышающих установленные природопользователю предельно до­пустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ,

4. Плата за природопользование

объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, опре­делялась путем умножения соответствующих ставок платы за ве­личину указанных видов загрязнения и суммирования получен­ных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установ­ленных лимитов определялась путем умножения соответствую­щих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объ­емами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природ­ной среды определялась путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лими­тов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязне­ния и умножения этих сумм на пятикратный повышающий ко­эффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих ве­ществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывалась как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязня­ющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздейст­вия осуществлялись за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, оставав­шейся в распоряжении природопользователя.

Важным был вопрос о том, куда поступают платежи за загряз­нение окружающей среды. Ранее, когда существовал федераль­ный экологический фонд, в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечислялись природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологичес­ких фондов и 10% в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов госу­дарственного управления в области охраны окружающей природ­ной среды.

Позже согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размеще-

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

 

ние отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду зачислялись в бюджеты субъектов РФ и бюджеты закры­тых административно-территориальных образований (ЗАТО) в 2002 г. в размере 81% доходов, а в доход федерального бюдже­та — в размере 19%.

Такая система платежей за загрязнение окружающей среды существовала до решения Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. № ГКПЙ 2002-1781, признавшим постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка опре­деления платы и ее предельных размеров за загрязнение окру­жающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции от 14 июня 2001 г. № 463) не­законным (недействительным). Решение было принято по иску ОАО «Кольская Горно-Металлургическая Компания». Истец об­ратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незакон­ным указанного постановления Правительства РФ, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, по­скольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.

Определением Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. № КАС 02-232 указанное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства РФ — без удовлетворения.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить за­конно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюд­жет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в фе­деральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ и сохраняющими юридическую силу положениями Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации».

В силу п. 5 ст. 3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанав­ливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и. платежи, обладающие установлен­ными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотрен­ные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.

Налоги и платежи. 2002. № 7.

4. Плата за природопользование

Из содержания ст. 17 НК РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложе­ния, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что плата за за­грязнение окружающей природной среды по своей правовой при­роде обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финанси­рования государства).

То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей при­родной среды относится к федеральным налогам, представители Правительства РФ признали в письменном отзыве на иск (заявле­ние). Ниже будет дана научная аргументация несовпадения пла­тежей и налогов как правовых категорий.

Кроме того, это подтверждается приложением 2 к Федераль­ному закону от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (с изм. и доп. от 7 мая 2002 г.) «О бюджетной классификации Российской Феде­рации»1, где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых дохо­дов, а также приложением 2 к Федеральному закону «О феде­ральном бюджете на 2002 год», в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федераль­ных налогов и сборов.

Между тем, констатировалось в решении Верховного Суда РФ, в нарушение ст. 17 НК РФ все существенные элементы указанно­го налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ и нормативными актами фе­деральных органов исполнительной власти.

Так, п. 1 Порядка определения платы и ее предельных разме­ров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного оспа­риваемым постановлением, установлены плательщики налога -предприятия, учреждения, организации, иностранные юридичес-

1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030; 2002. № 19. Ст. 1796; 2003. № 19. Ст. 1751.

 

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

кие и физические лица, осуществляющие любые виды деятель­ности на территории России, связанные с природопользованием.

Таким образом, на сегодняшний день платежи за негативные воздействия на окружающую среду воспринимаются в государст­ве как инструмент налогового законодательства. Такой подход су­щественно снижает его потенциал в достижении целей охраны окружающей среды. В науке, не только эколого-правовой, но и экономической, достаточно обосновано различие между налогами и платежами. «Хотя внешне по воздействию на предприятие на­логи и платежи эквивалентны, необходимо все же провести грань между этими инструментами. Когда мы произносим слово «налог», то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет никаких особых причин, кроме попол­нения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В дан­ном случае платеж за загрязнение — это плата за право пользова­ния ассимиляционным потенциалом окружающей природной среды, пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.д.»1.

Т.В. Петрова приводит убедительную теоретическую аргумен­тацию в пользу неналогового характера платы за загрязнение ок­ружающей среды. Эта аргументация базируется на следующих положениях:

• компенсационном характере платы за загрязнение окру­жающей среды, ее соотнесении (хотя и неполном) с размерами вреда, причиняемого окружающей среде выбросами, сбросами за­грязняющих веществ, размещением отходов, иными видами вредного воздействия. Данная функция платы обеспечивается путем установления целевого характера ее использования на осу­ществление мероприятий природоохранного характера;

• возмездном характере отношений, связанных со взиманием данной платы, что отличает ее от налоговых, индивидуально без­возмездных отношений. Субъект платит за природопользование, выражающееся в предоставлении возможности привнесения в ок­ружающую среду (размещение в ней) определенного количества вредных веществ. Плату за нормативное загрязнение поэтому от­носят на себестоимость, как один из видов производственных из­держек (как относят на себестоимость плату за землю, за водо­пользование и пр.). Данному пониманию платы соответствует

Голуб АЛ.., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М., 1995. С. 103—104.

4. Плата за природопользование

экономический подход к ее содержанию как форме компенсации вреда, возникающего в результате природопользования;

• понимании платы за загрязнение как элемента экологичес­ких, а не налоговых отношений. На наш взгляд, она представляет собой оригинальную правовую форму, сложившуюся (хотя и не окончательно) в рамках экологического законодательства, анало­гов которой нет ни в налоговом, ни в гражданском, ни в ином законодательстве. Представляется, что ее дальнейшее развитие должно происходить также в общем контексте развития экологи­ческого, а не налогового законодательства, цели которого в этом смысле могут быть принципиально иными1.

Правительство РФ, используя конституционное полномочие, предоставленное ему ст. 125 Конституции РФ и конкретизиро­ванное Федеральным конституционным законом «О Конституци­онном Суде Российской Федерации» (ст. 3, 36, 84, 85), направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционнос­ти постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ок­ружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Как утверждается в запросе, платежи за загрязнение окружающей среды не являются налоговыми плате­жами, не обладают необходимыми признаками налоговых обяза­тельств в их конституционно-правовом смысле и, следовательно, не включаются в систему платежей, которые согласно ст. 57 и 75 (ч. 3) Конституции РФ должны устанавливаться законом. По мне­нию заявителя, названное постановление принято в соответствии с конституционными полномочиями Правительства РФ и не на­рушает предписаний федеральных законов, а потому — вопреки решению Верховного Суда РФ — подлежит действию.

Определением от 10 декабря 2002 г. № 284 Конституционный Суд РФ2 постановил следующее. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка опре­деления платы и ее предельных размеров за загрязнение окру­жающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. постановления Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 463) — поскольку оно принято Правитель­ством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему феде­ральным законом, и предусматривает взимание платежей ненало-

См.: Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М., 2000. С. 115. Российская газета. 2002. 25 дек.

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

гового характера — сохраняет силу и подлежит применению су­дами, другими органами и должностными лицами как не проти­воречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения ком­петенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.

t

5. Экологическое страхование

Экологическое страхование -- новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г., с изм. и доп.). Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 18).

Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организа­ций на случай экологических рисков за счет средств специаль­ных страховых фондов.

Объектами- экологического страхования могут быть не проти­воречащие законодательству РФ имущественные интересы:

• связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахо­ванного лица (личное страхование);

• связанные с владением, пользованием, распоряжением при­родными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхо­вание);

• связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответст­венности)1.

В Российской Федерации может осуществляться обязатель­ное государственное экологическое страхование в соответствии с законодательством РФ. Так, согласно Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» опреде­ленный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхова­нию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хране-

5. Экологическое страхование

См.: Моткин ГА. Основы экологического страхования. М., 1996; Бажай кин АЛ. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 2002.

ния, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или про­ходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной без­опасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей при­родной среде в случае аварии на опасном производственном объ­екте.

Минимальный размер страховой суммы страхования ответст­венности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

а) опасного производственного объекта в случае, если на нем: получаются, используются, перерабатываются, образовывают­ся, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещест­ва в количествах, равных количествам, указанным в приложении к данному Федеральному закону, или превышающих их, -

7 000 000 руб.;

получаются, используются, перерабатываются, образовывают­ся, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещест­ва в количествах, меньших, чем количества, указанные в прило­жении к данному Федеральному закону, — 1 000 000 руб.;

б) иного опасного производственного объекта — 100 000 руб. В Российской Федерации осуществляется также добровольное

экологическое страхование. Основным документом в области добровольного страхования является Типовое положение о поряд­ке добровольного экологического страхования в Российской Фе­дерации, утвержденное Минприроды РФ и Российской государст­венной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее — Типовое положение). На основании этого Положения страховая организация (страховщик) предо-

XV. Экономико-правовой механизм природопользования

ставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответ­ственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожидан­ного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собст­венности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие про­изводственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск граж­данской ответственности, выражающийся в предъявлении стра­хователю имущественных претензий физическими или юриди­ческими лицами в соответствии с нормами гражданского законо­дательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных уго­дий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непредна­меренное нанесение ущерба окружающей среде в результате ава­рий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих ве­ществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возме­щению, оговариваются в каждом конкретном случае при заклю­чении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по ко­торым страховщик не несет ответственности. Это события:

• прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспоряд­ков, боевых действий;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.