Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии. 1 петр. Т. Е. камень - имя, данное апостолу Иисусом (мф




Глава 1

1 Петр. Т.е. "камень" - имя, данное апостолу Иисусом (Мф. 16,18; Ин. 1,42), предвидевшим его роль в ранней Церкви. Его еврейское имя было, вероятно, Симеон (Симон, см., напр., Деян. 15,14). "Кифа" (Ин. 1,42; 1 Кор. 1,12)- арамейское слово, также означающее "камень", "скала".

Апостол. См. ком. к 2 Кор. 1,1.

пришельцам. Христиане живут в мире как странники, настоящий же дом их на небесах (Флп. 3,20; Евр. 11,13-16).

избранным. Тема избранничества развивается в ст. 2.

рассеянным. Греч.: "диаспора". Представители народа, проживающие вне исторической родины (Ин. 7,35).

2 по предведению. Это понятие подразумевает изначальный замысел Божий и действенное избрание по любви.

при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику (2 Фес. 2,13), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу.

к послушанию. Первое дело послушания - вера во Христа (Ин. 6,28.29).

к... окроплению Кровию Иисуса Христа. Ветхозаветный образ. В новозаветном учении - распространение на избранного заслуг и очищающего действия Христовой смерти (Чис. 19,9; ср. Евр. 9,13.14); принятие благодати нового завета и выполнение налагаемых им обязательств.

благодать... и мир. Благодать - это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир - реальное состояние примиренности с Богом через Христа (Рим. 5,1.2).

3 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения - предваряющая любовь Божия.

возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1,23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин. 1,12.13; 3,3-8; Иак. 1,18; Тит. 3,5).

к упованию живому. "Упование" (надежда), ключевое для всего послания слово (1,13.21; 3,5.15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение "живое" указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования.

4 к наследству. Как дети Божий через рождение свыше, христиане - наследники Божий и сонаследники Христу (Рим. 8,16.17). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр. 1,14).

5 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5,8.9; Еф. 6,16; Флп. 2,12.13). В основе греческого слова, переведенного по-русски "соблюдаемых", лежит понятие "охранять", "сторожить", напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д.

ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1,9; 4,13.14; 5,1.4).

в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы.

6 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7).

7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим. 5,3.4; Иак. 1,2-4).

испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру (Иов 23,10).

к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний - получение венца славы (5,1.4).

в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4,13; 5,1; 1 Кор. 4,3-5).

9 достигая наконец верою вашею спасения душ. Верующие уже получили главное, в чем состоит спасение (т.е. мир и общение с Богом), но полнота спасения явится в пришествие Христа (ст. 5). "Душа" означает здесь всего человека (как и в 3,20).

11 на которое и на какое время. Пророки знали, что Мессия придет (Ис. 7,14; 9,6; 11,1), но время Его пришествия им было неведомо (ср. Дан. 12,6.8-10).

Дух Христов, Это выражение встречается еще только в Рим. 8,9 (ср. Деян. 16,6.7; Гал. 4,6; Флп. 1,19). Дух Святой назван так, потому что Его посылает Христос (Ин. 15,26), и потому что после Воскресения Христос вместе с Духом Святым совершает спасение верующих.

12 Им открыто было. Петр не указывает, как или когда это бывало открыто, но пророки знали, что в конечном итоге они служат грядущим поколениям.

что ныне проповедано вам. Т.е. страдания и прославление Христа (ст. 11), составляющие содержание благовестия (Лк. 24,25-27.45-47). Пророки предсказывали и предвидели события, исполнившиеся во Христе и возвещенные проповедниками Евангелия.

Духом Святым, посланным с небес. Здесь подчеркивается божественное происхождение благовестия. Один и тот же Дух вдохновлял пророков и вел проповедников Евангелия. Ветхий и Новый Заветы составляют одно целое, центр которого - Христос и принесенное Им спасение.

во что желают проникнуть Ангелы. Знание и опыт небожителей в сфере домостроительства искупления ограничен. Божий план они познают через Церковь (Еф. 3,8-10).

13 препоясав чресла ума вашего. Идиоматическое выражение, восходящее к ближневосточному обычаю препоясывать длинную верхнюю одежду и заправлять полы ее за пояс, чтобы она не стесняла в движениях. Это призыв приготовиться к напряженному и продолжительному духовному усилию, устранив все, что может мешать или отвлекать.

15 призвавшего вас. К новой жизни человека приводит предваряющая благодать Божия.

будьте святы. Как ветхозаветный Израиль был отделен Богом от окружающих народов и призван к святости, так Церковь должна быть отделена от греха и выделена на служение Богу (2,9; Лев. 19,2). Христианин стремится к святости, побуждаемый сознанием абсолютного нравственного совершенства Бога, на которое он должен сам равняться (ст. 16; Мф. 5,48; Еф. 5,1).

17 называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам. Христос взял на Себя грехи всего мира (2,24; Ис. 53,4.5), но это не освобождает людей от ответственности перед Богом за их греховную жизнь. Христиане буду судимы за свои дела по меркам христианства и соответственно вознаграждены (Рим. 14,10-12; 1 Кор. 3,12-15). Однако, строго говоря, обещанная награда не "заслужена", хотя и подается в меру дел; награда - это тоже милость. Блаженный Августин говорил, что ею Бог венчает Свои собственные дары.

со страхом. Поскольку Бог - Отец и Судия, верующие должны приближаться к Нему со смиренным почтением и благоговением (Пс. 33,12; Деян. 9,31).

время странствования вашего. Восприятие жизни как странствия подчеркивает временность пребывания христианина в этом мире.

18 искуплены. Освобождены от уз греха за выкуп (Рим. 8,2; Гал. 3,13; Еф. 1,7). Цена искупления - кровь Христова (ст. 19).

от суетной жизни, преданной вам. "Суетность" или "никчемность" язычества - частая тема у авторов книг Священного Писания (Иер. 2,5; Деян. 14,15). Хотя в НЗ встречаются осуждения иудейских преданий, дополнявших заповеди ветхозаветного закона (Мк. 7,8-13), здесь Петр, по-видимому, имеет в виду именно язычество (1,14; 4,3).

• 1,19 Агнца. См. Исх. 12,5; Лев. 3,6.7; Ис. 53,7; Ин. 1,29.

непорочного и чистого. Чтобы быть принятой, жертва должна быть без изъяна (Лев. 22,20-25). Безгрешный Христос был предназначен умереть за грехи других людей (Евр. 7,27).

20 прежде создания мира. Христос был предназначен стать Искупителем избранных еще прежде создания мира (Ин. 17,24; Еф. 1,4).

в последние времена. Это понятие обнимает весь период между Первым и Вторым пришествием Иисуса (Деян. 2,17; Евр. 1,2).

21 уверовавших чрез Него в Бога. Как Посредник между Богом и человеком, Христос - единственный путь к Богу (Ин. 14,6). Отец открывается во Христе (Ин. 1,18), и искупительная смерть Христова открыла доступ к Богу (3,18).

23 Нелицемерная и постоянная любовь к другим (ст. 22) возможна только благодаря тому, что сначала была явлена любовь Божия (Ин. 13,35; 1 Ин. 4,10-12).

возрожденные. См. ком. к 1,3.

не от тленного семени, но от нетленного. Петр сравнивает и противопоставляет человеческое деторождение и животворящую силу Слова Божия (Лк. 8,11; Ин. 1,12.13).

от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Посредством Слова Божия Дух Святой приводит грешников к познанию благодати Божией во Христе Иисусе (Иак. 1,18; Евр. 4,12).

Глава 2

2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1,23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока.

чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь - не христианское учение для новоначальных (в отличие от "твердой пищи" или зрелого учения, 1 Кор. 3,2), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1,22-25) как духовной пищи для всех христиан.

4 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение.

камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ "камня", "скалы" часто встречается в ВЗ (напр., Пс. 117,22; Ис. 8,14; 28,16); его употребляет и Сам Христос (Мф. 21,42). Слово "живому" указывает, что Христос - источник и податель жизни (Ин. 1,4; 1 Кор. 15,45).

5 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, "камню живому" (ст. 4).

дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь, в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий (2 Кор. 6,16-18; Еф. 2,19-22).

священство святое. Каждый верующий - священник (ст. 9) в ом смысле, что все могу равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично.

духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его (Евр. 10,1-18), однако "жертва" (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещее - венным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан (Рим. 12,1; Флп. 4,18; Евр.13,15;0ткр.8,3.4;ср. Пс. 50,18.19).

благоприятные Богу Иисусом Христом. Священство каждого верующего (ст. 9) обусловлено вечным Первосвященническим званием Христа. Посредством Его раз и навсегда принесенной жертвы и непрестанного Его ходатайства за них, и христиане, и приносимые ими жертвы (см. выше) приятны Богу (4,11; Евр. 13,15.16).

6 камень краеугольный. Большой камень, который кладется в основание там, где сходятся две стены; обеспечивает прочность всего здания. Основание Церкви покоится на пророках и апостолах, которых связывает "краеугольный камень" - Христос (Еф. 2,20).

7 главою угла. Т.е. краеугольным камнем.

8 на что они и оставлены. Подразумевается державный выбор Божий и Его предопределение (1 Фес. 5,9). Этот стих говорит и о Божественной власти, и о человеческой ответственности.

9.10 Сказанное Петром в этих стихах подчеркивает преемственность между ветхозаветным Израилем и новозаветной Церковью как народом Божиим.

9 Но вы - род избранный. Здесь показан контраст между судьбой неверующих (ст. 8) и положением избранных. В этом отрывке выделяется тема Божественного избранничества Христа и Церкви (ст. 6,9).

дабы возвещать. Народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению. Все верующие призваны нести радостное свидетельство о великих делах Божиих.

10 некогда не народ, а ныне народ Божий. Греч. слово "лаос" (народ) в Септуагинте применяется только к Израилю. Продолжая применять к Церкви ветхозаветные тексты об Израиле, Петр использует слова пророка Осии (1,6.9.10; 2,23). В контексте оригинала это пророчество о том, как Бог, отвергнув Израиль, снова возлюбит его. И Петр, и Павел (Рим. 9,25.26) толкуют это место пророчества Осии как указание на то, что в народ Божий войдут и избранные язычники. Такое толкование основано, возможно, на параллели между милостью Божией к недостойным иудеям и язычникам и на преемственности между Израилем и новозаветной Церковью.

11 от плотских похотей. Телесные желания не являются порочными сами по себе, но извращены греховной природой человека. Здесь подразумевается не одна только чувственность (Гал. 5,19-21), но и все другие влечения нашей падшей натуры.

12 за то, за что злословят вас, как злодеев. Во времена Петра христиан, среди прочего, обвиняли в нелояльности к императору (Ин. 19,12), распространении недозволенных обычаев (Деян. 16,16-21), непочитании богов (Деян. 19,23-27) и в нарушении общественного порядка (Деян. 17,7).

прославили Бога в день посещения. Божие "посещение" означает Его осуждение или милость.

13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству. Отсюда начинается тема добровольной покорности и послушания всякой власти (2,13 - 3,6).

для Господа. Т.е. чтобы принести доброе свидетельство о Христе и не навлекать укоров на Его имя, а также потому, что повиновение другим уже есть служение Христу (Еф. 6,7.8).

царю ли, как верховной власти. В первую очередь римскому императору, в то время - Нерону (54-68 гг. по Р.Х.). Царь - верховная власть по отношению к наместникам и другим правителям. Хотя здесь Петр не обсуждает природу царской власти (ср. Рим. 13,1-7), в других местах Священное Писание учит, что покорность власти хороша до тех пор, пока не приводит к нарушению закона Божия (Мф. 22,21; Деян. 4,19; 5,29).

16 как свободные. Подчинение не означает отказа от христианской свободы; в действительности оно является актом свободного человека.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Христианская свобода не должна служить предлогом для неповиновения (1 Кор. 7,20-24) или греха (2 Пет. 2,19.20; Гал. 5,13).

но как рабы Божий. В основе христианской свободы - не уход от своих обязанностей, но служение истинному Господину (Рим. 6,22).

17 Этот стих подводит итог общественным, в частности, гражданским обязанностям христианина.

Всех почитайте. Призыв признавать ценность каждого человека как носителя образа Божия, или, что более вероятно в этом контексте, призыв почитать всех, наделенных авторитетом власти.

Бога бойтесь. См. ком. к 1,17.

18 Слуги. Букв.: "домашняя прислуга". В большинстве это были рабы; с ними обращались, как с собственностью. Подобно другим новозаветным авторам, Петр не осуждает рабство, и рабам предписывается повиновение господам. Тем не менее, НЗ требует, чтобы к рабам относились с уважением, и хозяева не должны были дурно обращаться с ними (Еф. 6,9; Кол. 4,1). Более того, подчеркивается равенство в духовном отношении рабов и свободных людей внутри церковной общины (1 Кор. 12,13; Гал. 3,28; Кол. 3,11), а рабам предлагается добиваться свободы законными способами (1 Кор. 7,21-24). Такое учение, наряду с общим библейским взглядом на бедных и притесняемых (Притч. 22,22.23; Лк. 6,20.21), подтачивало сам институт рабства и в конечном итоге привело к его отмиранию.

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Страдание - элемент христианского призвания (2 Тим. 3,12), потому что первым через него прошел Христос (Ин. 15,18-20). Это призвание основано на том, что христиане едины со Христом в Его страдании, как и в Его воскресении (2 Кор. 1,5; 4,10; Флп. 3,10.11), и жизнь Христа представляет для христиан образец, с которым они должны соизмерять свою собственную жизнь (ст. 21,22).

22 См. статью "Безгрешность Иисуса".

24 Он грехи наши Сам вознес. См. Ис. 53,12. Христос - не просто пример. Как совершенная жертва (1,19; 2,22) Христос понес проклятие греха, принял наказание вместо грешников и принес им прощение и освобождение от уз греха.

на древо. На крест (Деян. 10,39). Здесь подчеркивается, что суть искупительной смерти Христа - в принятии на Себя проклятия (Втор. 21,22.23; Гал. 3,13).

25 к Пастырю. Распространенный ветхозаветный образ попечения Бога о Своем народе (см., напр., Пс. 22,1; Иез., гл. 34; 37,24) применяется ко Христу (5,4; Ин. 10,1-18; Евр. 13,20; Откр. 7,17).

Глава 3

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям. "Также" относится к общему принципу повиновения, выраженному в 2,13. Следует отметить, что подчиненность жены мужу уравновешена другим "также" (ст. 7), призывающим мужа проявлять особое внимание к жене (Еф. 5,25). Взаимоотношения мужчины и женщины подразумевают равенство в духовном плане (Гал. 3,28) и некоторое различие ролей и функций в домашнем быту и в церкви (Еф. 5,22-33; 1 Тим. 2,8-15).

без слова. Древнеримская культура предполагала, что жена принимает религию мужа. У некоторых христианок были, по-видимому, неверующие супруги. Петр призывает этих христианок не полагаться в деле обращения мужей на уговоры: уже настороженные по отношению к незнакомой им вере, мужья могли бы расценить это как непокорность. Пусть само поведение жен будет опорой Богу в деле явления истины.

3 не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде. Это не категорический запрет на украшения, а предупреждение против чрезмерного попечения о внешности (1 Тим. 2,9.10).

6 называя его господином. Общепринятое ближневосточное выражение уважения и подчиненности (ст. 1; Быт. 18,12).

Вы - дети ее. Т.е. подобны Сарре, если проявляете такую же покорность.

если делаете добро. Имеется в виду уже упомянутая покорность мужьям (ср. 2,15), но, вероятно, подразумевается и неизменная верность Христу.

и не смущаетесь ни от какого страха. Жены-христианки должны были соблюдать верность Христу, выказывая и должную почтительность неверующим супругам (ст. 1 и ком.).

7 как с немощнейшим сосудом. Немощь подразумевается физическая, а не нравственная, духовная или умственная. Различие в физической силе - одна из причин, чтобы муж оказывал особое внимание жене.

как сонаследницам благодатной жизни. Общность в вере - еще одна причина для оказания внимания. Здесь Петр рассматривает ситуацию, когда оба супруга - христиане (ср. ст. 1).

8.9 Ср. Рим. 12,9-21.

9 не воздавайте злом... благословляйте. Христиане не должны мстить, но, напротив, должны "благословлять" своих врагов (1 Кор. 4,12; 1 Фес. 5,15). Такое благословение может выразиться молитвой (Мф. 5,44).

13 И кто сделает вам зло..? Петр не отрицает, что малоазийских христиан могу ждать страдания за веру (4,12). Это высказывание можно истолковать либо как трюизм - будто примерным поведением иногда можно избежать дурного отношения, либо, что более вероятно, как утверждение: что бы ни случилось с христианином, никакая внешняя сила не может повредить ему духовно (Лк. 12,4-7; Рим. 8,31).

14 вы блаженны. Ассоциация с Мф. 5,10-12 и развитие темы ст. 13-17. Бог благословляет и награждает христиан, страдающих за правду, даже если непосредственные обстоятельства их жизни явно не свидетельствуют об этом.

15 будьте всегда готовы... дать ответ. Букв.: "апологию", "защиту" - т.е. ответ на обидные или насмешливые вопросы со стороны враждебно настроенных людей. Такой ответ должен заключаться в разъяснении основных принципов христианского учения.

17 если угодно воле Божией. Незаслуженное страдание попускается Богом и служит к пользе Его детей и к Его славе (1,6.7; 4,19).

18 однажды пострадал. Смерть Христа за людей - вполне достаточная жертва, и других искупительных жертв более не требуется (Евр. 7,27; 9,12.28).

но ожив духом. См. Рим. 1,4; 8,9-11.

19 находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Четыре основных толкования ст. 19,20.1. Проповедь Христа еще до Его воплощения, когда через Ноя Господь обращался к допотопному человечеству (ср. 2 Пет. 2,5). Он звал их к покаянию, но они не прислушались и теперь заключены "в темницу". В таком случае Петр проводит параллель: как Бог защитил Ноя среди неверующих, так Он защитит христиан в подобных же обстоятельствах. 2. Проповедь до воскресения, т.е. в период Христова "сошествия во ад" между Его смертью и воскресением. 3. Христос принес эту весть падшим ангелам, которых часто отождествляют с "сынами Божиими" из Быт. 6,2.4 (ср. Иов 1,6; 2,1), в место их заключения. 4. Проповедь после воскресения, т.е. что Христос возвестил Свою победу падшим ангелам во время Своего вознесения на небо.

21 подобное сему образу крещение. Физическое спасение Ноя в водах потопа - прообраз водного крещения.

спасает. Здесь подчеркивается, что крещение - знак и печать Божией благодати во Христе Иисусе. Утверждение спасительности крещения указывает на тесную связь между внешним знаком и обозначаемой им реальностью.

не плотской нечистоты омытие. Чтобы крещению не приписывали магической силы, Петр указывает, что спасение дается не посредством внешнего обряда, но тем, что он знаменует - соединением со Христом в Его смерти и воскресении.

22 одесную Бога. Самое почетное место и знак высшей власти во вселенной (Еф. 1,20-23; Евр. 1,3).

Глава 4

1 страдающий плотию перестает грешить. Некоторые толкователи видят здесь указание на то, что страдания полезны человеку и укрепляют его характер. Однако НЗ нигде не приписывает страданию такого благотворного действия.

3 Это перечисление грехов близко напоминает Рим. 13,13 и Гал. 5,19-21, и является убедительным доказательством того, что большинство адресатов послания происходят из языческой среды (см. 1,14.18; Введение: Время и обстоятельства написания).

предаваясь нечистотам. Необузданным вожделениям (Рим. 13,13; 2 Кор. 12,21; Еф. 4,19).

похотям. Этим словом обозначается греховное желание, часто связанное с половой распущенностью.

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо. Этот стих представляет дальнейшее развитие идеи всеобщего Суда Божия, выраженной в ст. 5. Некоторые толкователи усматривали связь этого места с 3,19.20, но вряд ли это так.

подвергшись суду по человеку плотию. Хотя Христос Своей смертью и воскресением победил телесную смерть (Рим. 6,9), эта победа еще не проявилась в полной мере в жизни народа Божия, и телесная смерть продолжает быть реальностью (Рим. 6,5-8).

7 близок всему конец. Неопределенность новозаветного учения о близости Второго пришествия Христова (Иак. 5,8.9; Рим. 13,11.12; 1 Фес. 5,1-4) проистекает из того факта, что Божие и человеческое видение времени различны (ср. 2 Пет. 3,8.9). В новозаветной перспективе весь период между воскресением Христовым и Его Вторым пришествием видится как "последние дни" (1,20; Деян. 2,17).

8 любовь покрывает множество грехов. См. статью "Любовь".

9 Будьте страннолюбивы. Это - один из плодов любви (ст. 8). Здесь могут подразумеваться самые различные ситуации, при которых требуется проявить гостеприимство: бездомность в результате преследования, деловые поездки христиан, странствующие миссионеры (3 Ин. 1,5-8; Рим. 12,13).

10 Служите друг другу, каждый тем даром. См. Рим. 12,3-8.

13 радуйтесь. Ср. 1,6.7.

но как вы участвуете в Христовых страданиях. Христианин причастен к совершенному Христом искуплению и, уподобляясь Христу и в единстве с Ним, также претерпевает страдания (ст. 14,16; Рим. 8,17; 2 Кор. 1,5; Флп. 1,29; Кол. 1,24).

17 Ибо время начаться суду с дома Божия. Петр подчеркивает, что страдания народа Божия - во власти Божией (1,6.7). Цель такого суда, возможно, очищение (Мал. 3,1-5; Евр. 12,1-13) или укрепление веры (1,6.7).

18 И если праведник едва спасается. Этот стих не выражает сомнение в конечном спасении; он указывает, что Бог ведет человека к окончательному спасению путем строгого воспитания (Мф. 7,14; Деян. 14,22).

Глава 5

1 сопастырь. Хотя Петр уже упоминал свое звание апостола (1,1), здесь, в поддержку руководителей малоазийских церквей, он подчеркивает свое с ними единодушие и общность.

2 пасите Божие стадо. Это выражение в общих чертах описывает обязанности пресвитера. Образ пастыря подразумевает заботу, защиту, управление и руководство. В ВЗ это слово служило метафорой для обозначения вождей Израиля (Иез. 34,1-10). Сам Иисус обрисовал им Свое отношение к Церкви (ср. 2,25; см. Лк. 15,3-7; Ин. 10,1-18). В устах Петра это слово заставляет вспомнить его вторичное призвание (Ин. 21,15-17).

надзирая. Греч.: "эпископунтес", того же корня, что и существительное "эпископос" - епископ, надзиратель, блюститель (2,25; Деян. 20,28; Флп. 1,1; 1 Тим. 3,1.2). "Епископ" употреблено как допустимый синоним слова "пресвитер" ("старейшина", "старший") в Деян. 20,17 и Тит. 1,6.7. Епископство подразумевает надзор, управление и руководство (Тит. 1,7 и ком.).

не для гнусной корысти. Осуждается корыстолюбие и алчность, но не продиктованная любовью благодарность за труд (1 Кор. 9,14; 1 Тим. 5,17.18).

4 Пастыреначальник. Христос (2,25). Такое именование выявляет связь пастырской заботы Христа с деятельностью церковных руководителей: они - помощники Пастыря, ответственные перед Ним.

5 пастырям. Это же греч, слово в ст. 1 употреблено в смысле "церковнослужители"; здесь это слово, вероятно, имеет более общее значение - "старшие" (ср. 1 Тим. 5,1).

8 противник ваш диавол ходит. Греч. слово, переведенное "противник", применялось к оппоненту на судебном разбирательстве; слово "диавол" (греч.: "диаволос") - перевод в Септуагинте еврейского слова "сатана", которое и означает "противник", "клеветник" или "обвинитель" (Иов 1,6-12; Зах. 3,1.2; ср. Откр. 12,9.10). Фраза указывает на первичный источник любых преследований.

как рыкающий лев. Образ, возможно, заимствован из псалмов (напр., Пс. 7,3; 9,30.31).

10 Бог же всякой благодати. Бог дарует помощь и силу соразмерно всякой нужде и потребности.

призвавший нас в вечную славу Свою. Цель извечного и действенного замысла Божия в отношении верующих - прославление их (Рим. 8,28-30; 2 Кор. 4,17).

во Христе Иисусе. Все дары Божией благодати подаются верующему через его единство со Христом. См. ком. к 2 Кор. 5,17.

12 чрез Силуана. Вероятно, Сила из Деян. 15,40, спутник Павла в его втором миссионерском путешествии. Выражение "чрез Силуана" не уточняет его роли. Может быть, он просто доставил послание, а может быть, служил секретарем (писцом).

13 Приветствует вас... церковь в Вавилоне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

Марк, сын мой. Иоанн Марк (Деян. 12,12.25; 13,5.13; 15,37-39). Согласно Папию (ок. 60-130 гг. по Р.Х.), Марк тесно сотрудничал с Петром и от него получил большую часть материала для своего Евангелия.

14 лобзанием любви. Поцелуй был и есть распространенная форма приветствия на Ближнем Востоке (Мф. 26,48.49; Лк. 15,20), соответствующая современному западному рукопожатию. Для христиан этот обычай должен быть внешним знаком их любви и единства. Ср.: "целование святое" (Рим. 16,16; 1 Фес. 5,26).


Второе послание апостола Петр




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.