Международный научный центр «Хоомей» РТ в содружестве с научными медицинскими учреждениями с 1995 года в целях сохранения будущими поколениями феномена национальной культуры и развития традиционного искусства как составной части социальной жизни тувинцев последние десять лет наряду с историей, музыкальной этнографией, в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовых инструментах, особое внимание уделил вопросу льготного пенсионного обеспечения профессиональных исполнителей хоомея. Итогом многолетних исследований в области его изучения и самих исполнителей – хоомейжи (горловиков) стала научная работа в госпитале им. Рузвельта (Нью-Йорк, США). Руководитель – доктор медицинских наук, директор лаборатории голоса департамента отоларингологии, хирургии головы и шеи – профессор Анат-Кейдор, доктор медицинских наук Антони Джан, автор этих строк (информанты – Борис Херлии, Иван Сарыглар, 1995 год, Аяс Данзырын). Исходя из данных обследований, были выявлены микро-кровоизлияния на слизистой оболочке голосовых щелей. Также проводились исследования в университете экспериментальной лаборатории Токио «Отоларингология, физиологический механизм гортани» (Япония). Руководи- тель – доктор медицинских наук, профессор Масса, автор этого материала (информанты: Аяс Данзырын, Начын Чооду, Шончалай Ооржак, Вадим Сарыглар, 2000 год). В певческом голосообразовании задействован весь организм певца. На основании экспериментов японских физиологов при интонировании горлового пения с «задержкой дыхания» главенствует техника «хоректээр», которая отличается от всех имитаций Саяно-Алтайских народов. Подчеркнем: имеющиеся в научно-медицинской литературе данные, касающиеся обычных вокальных нагрузок, невозможно перенести на исполнителей горлового пения в связи с принципиальными его особенностями. Отсутствие не только в международной литературе, но и в научной медицинской информации о специфике клинических проявлений на состояние здоровья исполнителей хоомея заставило заняться этим вопросом серьезно. С 2002 по 2008 год на базе Международного научного центра «Хоо- мей» Республики Тува велось исследование учеными–профпатологами ФГУН «Новосибирского научно-исследовательского института гигиены «Роспотребнадзора». Руководитель – профессор, доктор медицинских наук, проректор НГМУ Н.Л. Потеряева; исполнители: профессор, доктор медицинских наук И.А. Несина, доктор биологических наук Н.Г. Никифорова, врач-пульманолог С.Ы. Сарыглар, автор этих строк. Подключилась кафедра профессиональных патологий Новокузнецкого государственного института для усовершенствования врачей: руководи- тель – академик РАН, доктор медицинских наук, зав. кафедрой профессиональных патологий В.В. Разумов, кандидат медицинских наук, доцент В.Д. Осипова (врач-отоларинголог, 2001). Исследования ученых ставили целью выявление отрицательного влияния тувинского горлового пения на организм человека. В результате получены следующие данные. Наблюдалось нарушение ритмичности дыхания на фоне длительной его «задержки» при сжатии воздуха грудными мышцами, что приводит к нарушению функции кардиореспираторной системы, то есть: к изменению газового состава крови, нарушению ее гемодинамики, преходящей гипоксии и гиперкапнии органов и тканей. Перенапряжение внешнего дыхания у профессиональных исполнителей приводит к нарушению внутриальвеолярной вентиляции. Это способствует затруднению кровотока в прилегающих капиллярах. Интегральным следствием описанных выше механизмов является потеря эластичности, воспалительные, фиброзные изменения легочной ткани, которые определяют формирование альвеолярно-капиллярного блока с последующим развитием артериальной гипоксемии и гиперкапнии. Артериальная гипоксемия приводит к рефлекторному повышению давления в легочных сосудах с последующим формированием легочной гипертензии. Кроме того, в группе высоко стажированных профессиональных певцов по результатам определения пиковой скорости выдоха имеются снижения функции легких и явления полицитемического синдрома. Анализ изменения величины насыщения гемоглобина кислородом показал, что в целом, как в группе профессиональных певцов, так и в группе любителей после исполнения горлового пения наблюдалось достоверное снижение показателя насыщения крови кислородом. В группе профессиональных певцов со стажем работы более 20 лет наблюдалось более существенное снижение сатурации крови кислородом, отсутствие сил, а также не отмечено восстановление данного показателя через три минуты после исполнения пения в отличие от группы любителей. Выявлена тенденция к последовательному снижению насыщения гемоглобина кислородом после исполнения пения с увеличением возраста. Также констатировано, что в группе профессиональных певцов снижены адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы, о чем свидетельствуют величины частоты пульса и диастолического давления, которые не восстановились через три минуты после завершения пения и достоверно отличались от исходных значений. Это представляется крайне важным в связи с тем, что в данной группе лиц, представленной мужчинами молодого возраста (32,9±4,1 года) в среднем по группе отмечены цифры АД, относящиеся к высокому давлению. На сегодня, если взять у самых сильных профессиональных горловиков показатели артериального давления, они таковы: у Игоря К. – 220, Бады-Доржу О. – 200, Андрея М. – 160, трудно перечислить всех. Пожалуй, все, наверное, знают: чем дольше артериальное давление остается повышенным, тем выше риск поражения различных органов. Следовательно, можно констатировать, что у профессиональных исполнителей горлового пения исполнение хоомея создает высокую нагрузку на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, приводящее к повышенному риску, перенапряжению функции внешнего дыхания, которое требует значительных усилий, у профессиональных исполнителей с увеличением стажа работы приводит к формированию легочной гипертензии. К неблагоприятным факторам условий труда профессиональных исполнителей относятся высокая напряженность трудового процесса концертной деятельности, интенсивная нагрузка на голосовой аппарат со значительным нервно-эмоциональным напряжением. Все эти факторы вредного воздействия, в комплексе с перечисленными, оказывают негативное влияние на состояние здоровья артистов. Ведь каждый хоомейжи в отличие от свободного традиционного исполнения, как раньше пели в быту, является музыкальным инструментом и подвергается мощнейшему износу, истощению организма. В работе применены адекватные методы клинических, лабораторных и инструментальных исследований. Кроме того, защищена докторская диссертация в Новосибирской консерватории. Правительство Республики Тува с начала 1990-х годов неоднократно пытается решить вопрос о льготном пенсионном обеспечении профессиональных исполнителей горлового пения. Научные исследования служат здесь важным документом. Поскольку порядок установления и порядок выплаты пенсии регулируется федеральным законодательством, то результаты выявленных отрицательных влияний горлового пения на организм исполнителей и установление вредности в работе профессиональных исполнителей хоомея позволяют ходатайствовать перед Правительством РФ по внесению дополнений и изменений в соответствующие нормативно–правовые документы. С помощью научных исследований установлено: из-за высокого фактора риска вокального истощения, спустя полных 18 лет трудового стажа пребывания на профессиональной сцене, горловик нуждается в пенсии гораздо раньше, чем другие музыканты. На основании этого Правительство Республики Тува обратилось в компетентные органы Российской Федерации, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральное государственное учреждение науки. По указанию Президента РФ Д.А. Медведева все вопросы, связанные с научно-исследовательской работой, «освещены». Так как это специальность новая, многократно данные подлежали проверке. Все исследовательские работы МНЦ «Хоомей» сданы в министерство здравоохранения и минтруд России. Ждем результаты решений… Зоя КЫРГЫС, доктор искусствоведения, директор МНЦ «Хоомей» 09.02.2012 N13
Муниципальное автономное учреждение "Центр русской кульутры города Кызыла"
Первоочередными задачами центра являются: Создание коллективов художественной самодеятельности. Развитие и поддержка мастеров народных промыслов. Создание реестра нематериального наследия русского народа проживающего на территории республики. Изучение и распространения исконно русских традиций путем сбора и обощения материалов в старообрядческих поселениях республики. Развитие и поддержка православных традиций. Директор центра Лапшакова Вера Николаевна
Центр создан в 2009 году основная задача учреждения возрождение традиций и социальной активности русскоязычного населения республики.
Центр русской культуры отпразднует новоселье
Ремонт Центра русской культуры, расположившегося в бывшем кинотеатре «Отчугаш» завершается 15 сентября. В День города он распахнет свои двери для горожан и гостей столицы.
На новоселье Центра русской культуры, - а это именно новоселье, а не открытие, так как Центр существует с февраля 2009 года, - приглашены гости из Курагинского и Ермаковского районов. В рамках этого праздника горожан ждут праздничный концерт, ярмарки-подворья, мастер-классы от мастеров народного творчества.
«Особое приглашение на новоселье нашего Центра получил творческий коллектив из села Верхнеусинское, в котором проживает пятьсот этнических тувинцев, - говорит директор Центра русской культуры Вера Лапшакова. - Мы заключим с этим коллективом договор о сотрудничестве и культурном обмене. Из Курагино приедут два коллектива - ансамбль «Настроение» и трио «Гармония». Из Ермаковского района - хореографический коллектив «Ритм» и музыкальный ансамбль «Оюшка». Это самобытные творческие коллективы, и нам есть чему у них поучиться».
«Гвоздем» праздника, безусловно, станет ансамбль «Раздолье» - детище Центра русской культуры. Также перед гостями выступит ансамбль «Октай» и танцевальный коллектив «Яблонька». «Мы постарались уйти от стандартов, - говорит Вера Николаевна, - праздник будет проходить в необычной обстановке. Помимо концертов будут организованы ярмарки-подворья, где гости смогут попробовать блюда русской и украинской кухни, приобрести различные товары народного промыла, сувениры, а также принять участие в мастер-классах. В конце праздника будут подведены итоги конкурса «Цветущий Кызыл».
Планов у Центра русской культуры много - на ближайшие два месяца они уже расписаны. Первое из мероприятий пройдет 19 сентября - это презентация нового диска ансамбля «Октай». Билеты на презентацию уже можно приобрести, а праздничные мероприятия в день новоселья буду бесплатными, туда смогут прийти все желающие. «Это даст возможность горожанам близко соприкоснуться с русской культурой», - говорит Вера Лапшакова.
Фольклорный ансамбль "Октай" - давно не просто ансамбль, это культурный Центр, где дети учатся не только петь, танцевать и лепить из глины. Здесь идет, и уже долгие годы, изучение исконной русской культуры Тувы. Костюмы для выступлений не просто шьются, их буквально создают по моделям, в которых до сих пор ходят в старообрядческих селах Тувы - Ужепе, Эржее и Сизиме. Основатели культурного движения Юрий Ахпашев и Надежда Пономарева и их ансамбль известны далеко за пределами Тувы. Сегодня поздравления с Днем рождения принимает организатор и бессменный руководитель одного из самых именитых детских творческих коллективов Тувы – этнографического ансамбля «Октай» – Надежда Васильевна Пономарева. Тува «случилась» в ее судьбе магическим методом тыка. После того как 17-летняя выпускница школы в северном Архангельском крае, романтик и максималистка, решила так определить свое будущее – завязала глаза и ткнула в карту. Палец выбрал центр Азии. Туда и рванула.
В Туве поступила в Политехнический техникум (ныне Автодорожный) на отделение, где готовили геологов. Во время летней геологической практики судьба свела с сокурсником Юрием Ахпашевым (ныне известным художником, мастером-педагогом по лепке из глины), так и завязался этот семейный творческий союз, который продолжается и сегодня. В ее биографии была работа в геологии, руководство Художественными мастерскими тувинского отделения Союза художников, педагогическая деятельность. Но с 1990 года, с создания фольклорно-этнографического кружка в школе № 14 ее жизнь крепко связана с Верховьем и с «Октаем».
Каждый год коллектив в Рождество отмечает свой день рождения, за его более чем 20-летнюю жизнь у него появилось много друзей в самых разных уголках России. Гастрольный график ансамбля очень разнообразен, но в нем неизменно каждый год забита летняя поездка в Эржей, поселок староверов, туда, где ребята и их руководитель черпают идеи для творчества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление