Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Объект, предмет и методы психологии




ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ II

Учебно-методическое пособие по дисциплине

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки: математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Авторы-составители: Баландина Людмила Леонидовна, Богомягкова Оксана Николаевна, Вяткина Лада Брониславовна, Евтух Татьяна Викторовна, Попова Татьяна Ананьевна, Силина Елена Алексеевна, Соснина Ирина Григорьевна, Сороковикова Эмилия Геннадьевна, Харламова Татьяна Михайловна, Юдина Раиса Николаевна, Батуева Анна Генадьевна, Голдобин Евгений Станиславович, Краснов Алексей Витальевич

 

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 30.06.2011. Формат 60х90 1/16

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 6,88 Уч.-изд. л. 7,70

Тираж 50 экз.

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

 

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

 

Вопросы темы:

1. Психология как научное понятие.

2. Методы психологии.

Цели и задачи изученияданной темы: формирование общих представлений о психологии как об отрасли научного знания; ознакомление с направлениями психологических исследований; изучение классификации методов психологических исследований и прикладного значения.

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

· об объекте и разнообразных предметах исследовании в психологии на протяжении развития психологической науки;

· о специфике современной психологической науки;

· о принципах исследования личности в психологии;

· о разнообразных методах исследования и их содержании

и приобретете следующие профессиональные компетенции:

· сформируете представления о направлениях развития современной теоретической и практической психологии;

· научитесь классифицировать и отбирать необходимые методы исследования для практических целей (например, при проведении курсового или дипломного исследования, а также для диагностики персонала организации).

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Психология – это наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических явлений человека, а также психику животных.

Психика - это сложное свойство высокоорганизованной живой материи, которое проявляется в субъективном отражении окружающего мира

Психические явления - комплексная категория, включающая в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Объект исследования – 1) это область приложения сил исследователя; 2) нечто, существующее в реальной действительности, на что направлена предметно-практическая или познавательная деятельность субъекта.

Предмет исследования - это процесс, явление, аспект проблемы, часть объекта, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Метод исследования – совокупность способов получения новых знаний и решениязадач.

Методика – описание совокупности способов, приемов, алгоритмов решения каких-либо задач или выполнения каких-либо целенаправленных действий.

Интроспекция – метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики

Психоанализ- метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Гештальт-психология – направление в западной психологии, основой которого является представление о том, что основой психической активности человека является стремление к получению целостной информации о воспринимаемых объектах..

Когнитивная психология- раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческого сознания.

Экзистенциальная психология – одно изнаправлений гуманистической психологии, изучающие человеческую жизнь с точки зрения ее уникальности

Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития.

Бихевиоризм – направлениев психологии, в основанное на представлении о поведении человека как совокупностидвигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – направление психотерапии,подход к изучению поведения человека с точки зрения механизмов его коммуникаций и изучения накопленного опыта (как комплекса условных рефлексов).

Самоакутализация - процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой качественной информации в количественные показатели и ее статистической обработке.

Проективные методы исследования – методы изучения личности, основанные на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией.

Тестирование – метод измерения количественного показателя психофизических способностей, а также для прогноза психологических проявлений.

Анкетирование – психологический метод исследования, в котором в качестве средства сбора информации применяется специально оформленный список вопросов

Интервьюирование - процесс устного опроса респондента с целью получения информации о социальных фактах и явлениях.

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого.

Анализ продуктов деятельности – это количественно - качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.)), позволяющий изучить особенности исследуемой личности.

Наблюдение – направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения.

Для изучения темы:

Прочитайте:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

 

Обратите внимание на:

· специфику современных представлений о предмете психологии;

· прикладные аспекты разнообразных направлений психологической науки и сфере их возможного применения вHR-менеджменте;

· методы психологического исследования, наиболее применимые в сфере менеджмента (в частности, в сфере управления человеческими ресурсами)

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие основные аспекты человеческой психики изучает психология?

2. Что является центральной проблемой для изучения в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной, гуманистической, экзистенциальной, гештальт-психологии и в психологии деятельности?

3. В чем специфика психологической науки?

4. Какие принципы лежат в основе психологических исследований?

5. На какие группы делятся методы исследования в психологии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.