Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Психология как научное понятие




Теоретический материал по теме

 

Термин «психология» образован из двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, изучение, осмысление.

Термин «психология» был введен в научный язык немецким ученым Христианом Вольфом в XVIII веке. Буквально «психология» означает знание о психике.

Психика [1] - это сложное свойство высокоорганизованной живой материи, которое проявляется в субъективном отражении окружающего мира. Данное свойство является результатом активной деятельности человека (или животного) и необходимо ему для построения внутренней картины мира и управления своим поведением.

Термином «психология» обозначают также комплексную характеристику наиболее типичных для человека (или групп людей) способов переработки информации, поведения и свойств личности.

По определению А.А.Леонтьева, объектом психологической науки является «процесс интегрированного развития и взаимодействия предметного мира, мира культурных или идеальных феноменов и отдельной личности в ее деятельности и развитии»[2].

По поводу предмета психологии в науке до сих пор мнения расходятся. Некоторые ученые полагают, что предметом изучения являются психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.). Другие утверждают, что предметом психологии является личность человека. Однако обе точки зрения не вполне корректны, поскольку выше названные аспекты изучаются не только психологией, но и многими другими науками.

Проблема предмета исследования является принципиальной, так как без ее решения психологию нельзя было бы считать самостоятельной сферой человеческого знания как не имеющую своего предмета изучения. По мере развития науки в психологии сложились различные представления об этом.

1. Предмет психологии - душа (до начала XVIII века).

Душа – первопричина всех процессов в теле и «душевных движений» в том числе. В древней Греции существовали две точки зрения на природу души - материалистическая (Гераклит и др.) и идеалистическая (Демокрит и др.)[3].

Ряд мыслителей выдвигали идею о единстве тела и души, контролирующей мысли и чувства. Аристотель, подчеркивая неотделимость души от тела, уточнял, что душа является проявлением деятельности тела, а не самостоятельным побудителем к активности. («Если бы глаз был живым существом, то его душой было бы зрение»[4], - рассуждает Аристотель).

 

2. Предмет психологии – сознание (XVIII – сер. XIX в.).

Явления сознания - бесспорные факты внутреннего опыта, фактически доступные для самонаблюдения человеком, как явления внешнего мира, поэтому они должны являться предметом изучения. Основоположником данной концепции считается Джон Локк. Душевная жизнь рассматривалась как результат образования и смены ассоциаций. Так возникла английская эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли) - прообраз науки психологии. Гартли считал все психические проявления результатом воздействия материального мира на нервную систему. К середине XIX века ассоциативная психология широко распространилась в научных кругах (Дж. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).

 

3. Предмет психологии - деятельность психики (XIX в).

Деятельность психики стала основным предметом исследований Г. Спенсера. Он рассматривал специфику взаимодействия организма со средой, какнаиболее объективно фиксируемый феномен. Однако основным методом исследований оставался метод самонаблюдения, то есть метод интроспекции.

 

4. Предмет психологии - функции психических процессов (конец XIX – начало XX в).

Основным постулатом функциональной психологии является необходимость изучения сознания в единстве физиологического и психического, разума и тела. Функциональная психология способствовала развитию прикладных областей психологии – педагогической, медицинской, инженерной. Функциональная психология сформировалась в США под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и идей У.Джеймса о биологической полезности психики[5].

Основателем функциональной психологии можно считать Г.Спенсера.

 

5. Предмет психологии - поведение (начало XX века).

Предметом психологического исследования, по мнению русского ученого И. М. Сеченова, должен стать процесс поведения, который можно зафиксировать экспериментально, получив объективные показатели. Зародилось новое направление – бихевиоризм (или «поведенческая психология»). В соответствии со взглядами бихевиористов, поведение является результатом научения, которое, в свою очередь, формируется под влиянием жизненного опыта.

Позднее исследователи вынуждены были признать, что реакция на стимул носит индивидуальный характер, то есть между воздействием стимула и появлением поведенческой реакции происходит активная переработка поступающей информации. Так возник необихевиоризм, который внес в схему «S – R» («стимул-реакция») важное дополнение - «промежуточные переменные»: «S - P – R».

В настоящее время бихевиористские постулаты нашли свое отражение в таком популярном направлении практической психологии как НЛП (NLP) – нейро-лингвистическое программирование.

 

6. Предмет психологии – бессознательное (XX в).

Австрийский ученый З. Фрейд разработал теорию психоанализа, в которой впервые ввел понятие бессознательного, как глубинные неосознаваемые побуждения, определяющие поведение человека. Эти глубинные побуждения и должны быть, по мнению ученого, предметом психологической науки. Основой предложенного ученым метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Основополагающую роль в процессе формирования, развития человека играют сексуальные влечения[6].

Ученик Фрейда К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков (так называемые «архетипы»), пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного»[7].

Большой вклад в данное направление внесли также А. Адлер, К.Хорни и др.)

 

7. Предмет психологии - процессы переработки информации.

Когнитивные теории основаны на утверждении, что мышление является основой психической деятельности человека, и знания являются не механической совокупностью полученной из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения информации, а результатом когнитивных процессов. В рамках этих теорий одним из основных понятий является когниция как единица знания.

Гештальт-психология делает центром изучения познавательные процессы как целостные структуры психики, а основой психической деятельности человека, его основным побудительным мотивом считают стремление к созданию завершенного, целостного образа действительности[8]. Основателями гештальт-психологии являются М.Вертгеймер, К.Кофка и В.Келер. «Гештальт» в переводе с немецкого языка означает «фигура, форма». Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже сенсорным полем (полем ощущений). По мнению Келера, в него должны быть включены также процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др.[9]

 

8. Предмет психологии - личный опыт человека.

Гуманистическая психология, у истоков которой стояли А.Маслоу, К.Роджерс и др., отходит от сложившейся традиции, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Идеи гуманистической психологии оказались полезными для психологической практики, поскольку позволили рассматривать личность не только в психотерапевтическом, но и в социальном контексте.

 

9. Предмет психологии в трудах отечественных психологов.

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли» [10].

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Для Рубинштейна предметом психологического исследования является личность, и как основная психологическая категория, и как методологический принцип.

В целом отечественная психология исходит из того, что предметом изучения являются психика человека: психические процессы, свойства, состояния и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Таким образом, психология как наука является уникальной по ряду причин[11]:

· в психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью того же сознания;

· психология является одновременно и естественной, и гуманитарной наукой;

· единой психологии не существует. А есть отдельные направления и научные школы, каждая из которых выделяет свои базовые категории для объяснения проявлений психики;

· психологический факт во многом зависит от интерпретации его исследователем.

· Помимо перечисленных уникальных свойств современная психология обладает и иными особенностями:

· нарастающая популярность среди специалистов разных областей знания и включение ее во многие междисциплинарные исследования;

· использование кибернетических, математических и информационных понятий и модели, а также современных информационных технологий в психологических исследованиях;

· возросшее влияния на процессы управления и развитие общества в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.