Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Эмоциональные и волевые процессы




Речь.

Мыслительные операции.

Операционными компонентами мышления является система мыслитель­ных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Анализ обеспечивает разделение целого на части, выделе­ние отдельных признаков целого. Синтез позволяет объединить отдельные элементы. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение объединяет предметы или явления по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация помогает разделить, а затем объединить группы объектов в классы. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект».

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Мышление часто связывают с качеством ума. В психологии обычно рассматривают такие качества ума, как его глубина, широта, гибкость, критичность, самостоятельность.

Своеобразное сочетание различных качеств ума, их проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Как метко подчеркнул Л.С. Выготский, «мысль совершается в слове».

На уровне восприятия речь создает условия для соотнесения воспринятой информации с прошлым опытом и ее оценки. Представление формируется с помощью слова и тесно с ним связано.

Слово оказывает эмоциональное воздействие в зависимости от оттенков смысла и от индивидуального опыта человека. Кроме того, звучание слова оказывает сенсорное воздействие (связанное с влиянием звука) на организм, вызывая определенные психофизиологические реакции. Современная отрасль психологии – психолингвистика изучает специфику воздействия речи на состояние и поведение человека.

Волевая сфера личности также проявляется в слове. Нейролингвистическое программирование (НЛП) предполагает применение на практике закономерностей взаимосвязи речи и волевой регуляции поведения человека.

Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь.

Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений.

Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления.

Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). В дальнейшем язык стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли [34].

Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Физиологические основы речи.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия).

Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.

В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения, а Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении.

В речи отображаются также морально-волевые качества личности. В содержании высказываний человека проявляются черты характера. Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека. Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой возбудительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психологами за показатель темперамента.

 

Вопросы темы:

1. Эмоциональные процессы.

2. Волевые процессы.

3. Деятельность как результат волевого акта.

Цели и задачи изученияданной темы: освоение знаний о закономерностях и механизмах эмоциональных и волевых процессов, а также о структуре деятельности человека.

В результате успешного изучения темы Вы:

узнаете:

· какие виды эмоциональных процессов существуют и какую роль они играют в жизни и деятельности человека;

· в чем отличие эмоций от чувств и как эмоции связаны с познавательными процессами;

· что такое эустресс и дистресс;

· какова структура волевого акта и каков механизм его реализации;

· какие существуют приемы организации деятельности, основанные на знаниях об

· эмоциональных и волевых процессах;

· какова структура деятельности человека;

· как осуществляется формирование умений и навыков;

и приобретете следующие профессиональные компетенции:

· знания о закономерностях эмоциональных и волевых процессов для организации эффективной деятельности;

· умение создавать необходимый эмоциональный фон для делового взаимодействия;

· умение мотивировать сотрудников и создавать самомотивацию;

· умение эффективно организовывать обучение и адаптацию сотрудников на рабочем месте с учетом психологических закономерностей протекания познавательных процессов.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Эмоциональные процессы - это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции - психические явления, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживания.

Чувства - психические состояния, проявляющиеся более ярко, чем эмоции, и имеющие четко выраженный предметный характер.

Аффект - наиболее краткая, но мощная эмоциональная реакция, которая длится секунды или минуты.

Настроения - самое длительное эмоциональное состояние (более устойчивое, чем отдельно взятый эмоциональный процесс), окрашивающее все поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.

Стресс - реакция неспецифической адаптации к изменениям окружающей среды.

Эмоциональный резонанс – это эмоциональная реакция, которая возникает у человека на определенное воздействие.

Воля - это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление препятствий при достижении цели, способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Мотив -побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов.

Для изучения темы:

Прочитайте:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.

Обратите внимание на:

· взаимосвязь эмоций с возможностью удовлетворения потребностей;

· на зависимость эмоциональной реакции от осуществления ожидаемого результата;

· на влияние эмоционального фона на мотивацию и качество выполняемой деятельности;

· на неразрывную связь волевых и эмоциональных процессов, волевых процессов и мотивации;

· на адаптационную роль стресса.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы функции эмоциональных процессов?

2. Чем эмоции отличаются от чувств и других видов эмоциональных процессов?

3. Каковы функции волевых процессов?

4. Каков механизм регуляции поведения человека?

5. Какова структура деятельности по А.Н.Леонтьеву?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.