КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Эмоциональные и волевые процессы
Речь. Мыслительные операции. Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Анализ обеспечивает разделение целого на части, выделение отдельных признаков целого. Синтез позволяет объединить отдельные элементы. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение объединяет предметы или явления по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация помогает разделить, а затем объединить группы объектов в классы. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк. Мышление часто связывают с качеством ума. В психологии обычно рассматривают такие качества ума, как его глубина, широта, гибкость, критичность, самостоятельность. Своеобразное сочетание различных качеств ума, их проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека. Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Как метко подчеркнул Л.С. Выготский, «мысль совершается в слове».
На уровне восприятия речь создает условия для соотнесения воспринятой информации с прошлым опытом и ее оценки. Представление формируется с помощью слова и тесно с ним связано. Слово оказывает эмоциональное воздействие в зависимости от оттенков смысла и от индивидуального опыта человека. Кроме того, звучание слова оказывает сенсорное воздействие (связанное с влиянием звука) на организм, вызывая определенные психофизиологические реакции. Современная отрасль психологии – психолингвистика изучает специфику воздействия речи на состояние и поведение человека. Волевая сфера личности также проявляется в слове. Нейролингвистическое программирование (НЛП) предполагает применение на практике закономерностей взаимосвязи речи и волевой регуляции поведения человека. Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь. Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления. Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). В дальнейшем язык стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли [34].
Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней. В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Физиологические основы речи. Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные. К центральным относятся структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха. В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия). Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения, а Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении. В речи отображаются также морально-волевые качества личности. В содержании высказываний человека проявляются черты характера. Важным моментом является волевая саморегуляция речи. На речь влияют чувства человека. Темп речи и относительная сила голоса связаны с силой возбудительного процесса. Ритм речи свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается психологами за показатель темперамента.
Вопросы темы: 1. Эмоциональные процессы. 2. Волевые процессы. 3. Деятельность как результат волевого акта. Цели и задачи изученияданной темы: освоение знаний о закономерностях и механизмах эмоциональных и волевых процессов, а также о структуре деятельности человека. В результате успешного изучения темы Вы: узнаете: · какие виды эмоциональных процессов существуют и какую роль они играют в жизни и деятельности человека; · в чем отличие эмоций от чувств и как эмоции связаны с познавательными процессами; · что такое эустресс и дистресс; · какова структура волевого акта и каков механизм его реализации; · какие существуют приемы организации деятельности, основанные на знаниях об · эмоциональных и волевых процессах; · какова структура деятельности человека; · как осуществляется формирование умений и навыков; и приобретете следующие профессиональные компетенции: · знания о закономерностях эмоциональных и волевых процессов для организации эффективной деятельности; · умение создавать необходимый эмоциональный фон для делового взаимодействия; · умение мотивировать сотрудников и создавать самомотивацию; · умение эффективно организовывать обучение и адаптацию сотрудников на рабочем месте с учетом психологических закономерностей протекания познавательных процессов. В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях: Эмоциональные процессы - это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции - психические явления, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживания. Чувства - психические состояния, проявляющиеся более ярко, чем эмоции, и имеющие четко выраженный предметный характер.
Аффект - наиболее краткая, но мощная эмоциональная реакция, которая длится секунды или минуты. Настроения - самое длительное эмоциональное состояние (более устойчивое, чем отдельно взятый эмоциональный процесс), окрашивающее все поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Стресс - реакция неспецифической адаптации к изменениям окружающей среды. Эмоциональный резонанс – это эмоциональная реакция, которая возникает у человека на определенное воздействие. Воля - это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление препятствий при достижении цели, способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Мотив -побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов. Для изучения темы: Прочитайте: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. Обратите внимание на: · взаимосвязь эмоций с возможностью удовлетворения потребностей; · на зависимость эмоциональной реакции от осуществления ожидаемого результата; · на влияние эмоционального фона на мотивацию и качество выполняемой деятельности; · на неразрывную связь волевых и эмоциональных процессов, волевых процессов и мотивации; · на адаптационную роль стресса. Ответьте на следующие вопросы: 1. Каковы функции эмоциональных процессов? 2. Чем эмоции отличаются от чувств и других видов эмоциональных процессов? 3. Каковы функции волевых процессов? 4. Каков механизм регуляции поведения человека? 5. Какова структура деятельности по А.Н.Леонтьеву?
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |