КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Мышление и речь
Мышление – это высший познавательный процесс, обладающий рядом специфических свойств. Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но этого знания не достаточно для удовлетворительного существования. Человеку необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий, что обеспечивается мышлением. Мышление — есть обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредствованный характер. Обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, всегда строится на основе чувственного отражения мира и опосредовано словом. Знания, полученные в результате чувственного познания, существуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек. Знания же, полученные в мышления, существуют в виде понятий. Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки. Отличительными особенностями понятия от представления является то, что представление всегда есть образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Общая характеристика мышления схематично показана на рис. 14.
Рис. 14. Общая характеристика мышления как психического процесса
Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М.Теплова, состоит в том, что «Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»[31]. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление — это мышление, основанное оперировании понятиями. При решении умственных задач используются готовые знания, выраженные в форме понятий, суждений, умозаключений. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, извлеченные непосредственно из памяти или воссозданные воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей при осуществлении творческой деятельности. Эти два вида мышления постоянно дополняют друг друга. Наглядно-образное мышление - это мышление, осуществляемое только при непосредственном контакте с окружающей действительностью. Возникающие при этом образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления преобладает у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление — это мышление, суть которого заключается в практическом преобразовании объектов окружающего мира. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является, создание какого-либо материального продукта. Перечисленные виды мышления характеризуются различной степенью обобщения и потому соответствуют разным уровням развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Формирование умственных действий П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи и выяснил, что умственные действия формируются путем преобразования материальных действий в оперирование на уровне психических структур (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала во внешней речи (когда вслух описывают материальное действие), а затем и в речи внутренней. Последний уровень – высшая форма «чисто умственного», «идеального» действия[32]. Изменение объектов оперирования– предметов, образов, понятий, символов и пр. - приводит к изменению характеристик мыслительных операций. Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. В становлении мышления выделяются три стадии [33]. 1. Стадия допонятийного мышления, когда у ребенка неупорядоченное множество предметов может называться одним словом. 2. Стадия образования понятий-комплексов на основе отдельных объективных признаков. Выделяют четыре типа комплексов: · ассоциативный (любая замеченная связь может стать основанием для объединения предметов в один класс); · коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака); · цепной (переход в объединении предметов в одну и ту же группу так, что одни предметы объединяются на основании одних признаков, другие – на основании других); · псевдопонятие (объединение предметов в одну группу на основании поверхностных признаков, без выявления глубоких связей).
3. Стадия образования настоящих понятий. Эта стадия также включает в себя: · формирование потенциальных понятий (выделение группы по одному общему признаку); · формирование истинных понятий (выделение существенных признаков и объединение предметов на их основе).
Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |