Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы восприятия




Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. В результате взаимодействия системы анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных и др, разрозненные ощущения объединяются в целостный образ предмета или явления.

Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей.

 

Свойства восприятия.

1. Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, (расстояния до предмета, условий освещенности, угла восприятия и т. д.), благодаря которой человек способен распознавать знакомые предметы в разнообразных меняющихся обстоятельствах

2. Предметность – восприятие объекта как обособленного в пространстве и времени, как отдельного физического тела.

3. Целостность – внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе..

4. Структурность способность выделять в потоке связанных сигналов или в целостном образе отдельные элементы (например, слышать отдельные звуки в мелодии).

5. Осмысленность восприятия – способность понимать сущность предмета.

6. Категориальность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

 

Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы М. Вертхаймером[22].

1. Правило сходства: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выс­тупать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.

2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются це­лостно, как единый движущийся объект. (или когда эти объекты не­подвижны но движется наблюдатель).

3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.

4. Правило «вхождения без остатка». При восприятии совокупности объектов проявляется тенденция к включению всех без исключения элементов в общую картину.

5. Правило з амкнутости. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых или разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (рис. 10).

Рис. 10. Замкнутые и разомкнутые фигуры

 

6. Правило влияния установки и поведения наблюдателя. В зависимости от установки, то есть от фокуса внимания, наблюдатель воспринимает, в первую очередь, те объекты, которые соответствуют его актуальному интересу.

7. Правило влияния прошлого опыта. В незнакомых объектах наблюдатель стремится отыскать знакомые ему элементы. Так, например, смысл фразы, напечатанной без пробела, вполне осознается: навосприятиевлияетустановканаблюдателя.

 

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции. К примеру, человек видит не просто изображение предмета на сетчатке глаза, а осознает его в соответствии с реальным опытом, связанным с этим объектом. В частности, изображение объектов проецируется на сетчатку глаза в перевернутом виде, однако на основании личного опыта человек мысленно «переворачивает» изображение и воспринимает объекты в их реальном положении. Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

 

Виды восприятия.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности:

Любое восприятие определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, во время видео-лекции или демонстрации учебных кинофильмов у студентов возникает зрительно-слуховое восприятие.

В зависимости от степени целенаправленности деятельности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели и отсутствует активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.

Восприятие различается в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы их неправильно интерпретируем. В большей мере известны зрительные иллюзии, эффект от которых широко используется в дизайне, макияже, архитектуре и ином творчестве. Например, светлые части объекта кажутся более крупными и выпуклыми, чем затененные того же размера.

Искажению также способствует так называемый «стереотип ожидания», который заключается в отказе от обработки полной информации, восприятия всех сигналов от объекта. В этом случае, надеясь на полученный ранее опыт, человек ограничивается восприятием минимального количества стандартных сигналов и делает вывод в соответствии с ними. Это может привести к «навешиванию ярлыков» и серьезным ошибкам в трудовой деятельности.

 

Типы восприятия и наблюдения.

Восприятие человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего, часто игнорируя детали.

Люди аналитического типа скрупулезно вникают в детали, преувеличенно внимательно относясь к ним, но нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюде­ния в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основно­го смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других.

Люди эмоционального типа восприятия предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим пере­живаниям. Они не столько выделяют сущность явления и его частности, сколько стремятся поделиться переживаниями, вызванными им.

Репрезентативные системы.

Восприятие и переработка информации всегда происходит по трем сенсорным каналам: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно-эмоциональному)[23].

Сенсорные каналы восприятия носят название репрезентативных систем [24], или модальностей. Каждый человек, обладая всеми тремя репрезентативными системами, предпочитает, как правило, доверять только одной или двум из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Визуальная система предполагает восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

В соответствии с ведущими сенсорными каналами восприятия каждого партнера можно отнести к одному из трех типов: визуалам, аудиалам или кинестетикам. Ведущая репрезентативная система отражает деятельность мозга в данный момент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.