КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыка эпохи барокко
Музыка эпохи Возрождение
Возрождение, или Ренессанс (от французского – Renaissance) – эпоха в развитии культуры стран Европы в XIV-XVI веках. Определяющим мировоззрением Ренессанса, в противоположность средневековому теоцентризму и аскетизму, стал гуманизм, на первый план выдвинулась индивидуальная ценность человеческой личности, возрос интерес к осознанию окружающего мира и реалистическому отражению действительности. Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности. Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры - мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля. В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры – прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение – это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века - скрипка. К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа (Дж. Палестрина). Новые черты музыкальной культуры были восприняты и полифоническим искусством франко-фламандской (нидерландской) школы (Жоскен Депре, Окегем, О. Лассо и др.). В английской музыке XVI – начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала (творчество У. Берда, Т. Таллиса) и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой (Дж. Доуленд). На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера. В операх Возрождения ясность мелодекламации сочеталась с подлинным драматизмом и необычайной выразительностью («Дафна» Я. Пери, «Орфей» К. Монтеверди). Итальянец К. Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко.
Барокко (от итальянского barocco – причудливый, вычурный) – художественный стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке конца XVI - первой половины XVIII века. Расцвет музыкальной культуры барокко был обусловлен развитием искусств, толчком к которому послужила эпоха Возрождения. В Европе того времени монументальность и гуманизм искусства Возрождения сменяются вычурностью, изысканностью, галантностью барочного стиля. Музыкальное барокко зародилось в Италии в XVI веке. В это время наряду с церковными песнопениями создавались светские музыкально-театральные и инструментальные произведения различных жанров (concerto grosso, инструментальный концерт и др.), появились новые композиторские школы. Крупнейший вклад в развитие инструментальной музыки итальянского барокко внесли А. Вивальди, А. Корелли, Д. Фрескобальди и др. Особенно ярко черты барочного стиля проявились в творчестве известнейшего оперного композитора XVI-XVII вв. К. Монтеверди. Во Франции музыкальное барокко достигло расцвета в царствование Людовика XIV. Крупнейший композитор того времени Ж.Б. Люлли внес огромный вклад в развитие камерно-инструментальной и сценической музыки (оперы, музыкально-сценические постановки с балетом). Музыкальная культура Германии развивалась в несколько ином направлении: она в большей степени тяготела к средневековым корням и к религиозной музыке. Эпоха барокко в Германии ознаменовалась творчеством Д. Букстехуде, И. С. Баха, и Г. Телемана, внесших большой вклад в развитие органной, клавирной, кантатно-ораториальной, инструментальной музыки. Английское барокко связано с дальнейшей разработкой оперно-ораториального жанра. В это время в Англии большой популярностью пользовались произведения У. Берда, Г. Перселла и Г. Генделя. Важное значение английской музыки в европейской музыкальной культуре эпохи барокко обусловлено развитием искусства игры на верджинеле. С XVII века в музыке одновременно с барокко в качестве самостоятельного стиля развивался классицизм.
Музыкальная культура эпохи Просвещения. Венская классическая школа. Классицизм Название происходит от латинского classicus – образцовый. Так называют художественную теорию и стиль в искусстве XVII-XVIII вв. В основе классицизма лежит убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Классицизм, являясь во многом противопоставлением барокко, имел те же исторические корни, по-своему отразив развитие эпохи, характеризовавшееся переходом от феодально-абсолютистского к раннебуржуазному строю. Основной инструментальной формой стал в это время классический четырехчастный сонатный цикл. Окончательно оформились такие музыкальные формы, как сонатное allegro, рондо, тема с вариациями. Полифония уступила свое место гомофонно-гармоническому стилю. Дивертисмент с его новыми танцами и частями без названия заменил старинные танцы, объединенные в сюиты. В жанре инструментального концерта солирующий инструмент все больше обосабливался от оркестра. В вокальном жанре большую популярность получили обработки народных песен и концертные арии как отдельные произведения. Во Франции XVII века классицизм носил явную взаимосвязь со стилем барокко (Ж. Б. Люлли, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), но развивался дальше под влиянием идей Просвещения (Ф. Филидор, Ж.-Ж. Руссо), впоследствии дав жизнь крупным гражданско-патриотическим музыкальным формам, связанным с событиями Великой Французской революции – героической опере, массовой песне, гимну (Ф. Госсек, Э. Мегюль, Л. Керубини, А. Гретри). В Германии классицизм появился в искусстве оперного реформатора К. В. Глюка, создавшего новый тип оперы с более напряженным драматическим действием. В инструментальной музыке важное место в развитии инструментального стиля заняло творчество К. Ф. Э. Баха, а в области симфонии - А. Сальери и композиторов так называемой «Мангеймской школы» (Я. Стамиц и др.). Наивысшего расцвета музыкальный классицизм достиг в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Образуя «Венскую классическую школу», эти композиторы наиболее ярко воплотили эстетику классицизма во всех жанрах - инструментальном, вокальном, ораториальном, оперном. В творчестве Моцарта и особенно Бетховена намечаются пути в будущее - в эпоху романтизма. В России классицизм развивался во времена правления Екатерины II. Замечательными композиторами этой эпохи стали М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |