Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская музыка IX-XVIII века




 

Эпохой древнерусского музыкального искусства можно назвать период охватывающий более 8 столетий, с момента возникновения русского государства до петровских времен. Развитие русского музыкального искусства до 18-го века происходило преимущественно в 2-х противостоящих областях – народной и церковной.

К числу древнейших видов народного искусства принадлежат обрядовые и трудовые песни. "До Петра" для человека с музыкальным талантом почти не находилось применения – крайне редко становились известными выдающиеся создатели церковных роспевов - такие, как Федор Крестьянин и Савва Рогов (XVI век).

Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Безымянными остались для нас многие поколения скоморохов, вложивших свой талант в формирование народной песни – она более всего впитала в себя все духовное богатство русского народа.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Русская народная музыка как хоровая так и инструментальная, в те времена не записывалась. Культовое пение записывалось особыми знаками - "знаменами". На протяжении многих веков в русском церковном пении господствовало одноголосие - "знаменный роспев".

Перемены в культурной жизни следовали непосредственно за появлением различных новшеств во времена Петра I - на обязательных у знати ассамблеях (балах) требовались музыканты для исполнения европейских танцев. Лицам дворянского звания предписывалось посещать концерты инструментальной капеллы. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте.

В 1703 году по распоряжению Петра из Москвы в Птб. был переведен хор государевых певчих дьяков, реорганизованный в 1763 году в Придворную певческую капеллу. С 1721 года хор патриарших певчих дьяков стал называться Синодальным хором. Оба этих коллектива сыграли большую роль в развитии русской музыкальной культуры. Так, например, в Придворной певческой капелле были выучены и воспитаны М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, чьи произведения привлекают слушателей и исполнителей до наших дней.

К концу 18-го века нотная запись вытесняет знаменную и возникает стиль "партесного пения". Основными жанрами были кант и хоровой концерт. Победы русских войск вызвали к жизни новый жанр – панегерические канты – приветственные трехголосные гимны с ликующими трубными мелодиями и громкими созвучиями. Хоровой концерт явился важной переходной ступенью от церковной к профессиональной светской музыке. Самой сложной формой русского музыкального искусства 18-го века считается "духовный концерт для хора". Из его многочисленных истоков можно выделить опору на традиции хорового пения, использования различных тропарей, кантов.

16-18 века – период зарождения русского музыкального театра. В последней трети 18-го века в России появляется настоящий музыкальный театр.

В Москве в 1702 году (за год до основания Птб.) был учрежден первый публичный театр в Комедийной храмине на Красной площади. В драматические спектакли этого театра включалось много арий, маршей и т.п. Указом 1711 года во всех пехотных полках были введены штатные духовые оркестры.

Решающий перелом во всем укладе русской музыки происходит в 18 веке. Начинает преобладать светская музыка, вводятся современные формы профессиональной музыки – симфонические и камерные концерты, развивается домашнее музицирование.

Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот.

Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы, роговые оркестры (обер-егермейстера С.К. Нарышкина). Крепостные коллективы нередко выступали в столичных концертах с исполнением крупных произведений, этими кадрами пополнялись и казенные театральные труппы. Великолепные таланты и блестящие выступления крепостных артистов не избавляли их от унижений и издевательств, обычных по отношению к людям зависимы.

В последней четверти 18-го века формируется национальная композиторская школа, для которой основными жанрами были комическая опера, лирический романс и вариации на русские темы. С 70-х гг. развертывается деятельность русских композиторов. Они учились у иностранных педагогов профессиональному мастерству, стремились к выработке самостоятельного стиля во всех жанрах. Народная песня стала основой национальной композиторской школы.

На оперную сцену России 70-х гг. XVIII в. входят новые персонажи - мужики, дворовые, купцы. Литератор А.О. Аблесимов написал оперу "Мельник, колдун, обманщик и сват". Скрипач Михаил Матвеевич Соколовский подобрал и аранжировал для оперы народные мелодии. Музыка "Мельника" дошла до нас только в позднейшей обработке, авторство которой не установлено. Драматург Я.Б. Княжнин выступил с рядом комических опер: "Несчастье от кареты", "Скупой", "Сбитенщик". Для сочинения музыки к первым двум операм он привлек скрипача и дирижера бального оркестра В.А. Пашкевича, к третьей - одного из иностранцев, работавших в России.

Самым величественным памятником русского музыкального театра XVIII в. стала трагическая мелодрама Фомина "Орфей и Эвридика" (1792) - произведение захватывающей силы выражения и прекрасного художественного мастерства.

Один из наиболее любимых видов муз. искусства в конце XVIII и первой половине XIX в.- романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную форму. Исполнялись эти "песенные романсы" под аккомпанимент фортепиано, арфы или гитары. Лучшие из романсов распространялись устно, свбодно варьировались и постепенно превращались в народнве песни. Так было с песней- романсом Дубянского "Стонет сизый голубочек", с "Красным сарафаном" Варламова. Важную роль в развитии русского романся сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и в творчестве композиторов-классиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 4516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.