КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальная культура Беларуси эпох Средневековья, Ренесанса и Барокко
Самобытное белорусское музыкальное искусство является неотъемлемой частью мировой культурной цивилизации. Глубокая приверженность коренных белорусов обычаям и традициям своих предков в решающей степени определила одну из наиболее ярких отличительных черт современной белорусской музыкальной культуры — сохранность ее корневого слоя (имеющего своим истоком культуру восточнославянских племен – кривичей, дреговичей, радимичей) и актуальность в наше время Носителями музыкальной традиции были баяны, лирники, скоморохи, волочебники, дудары. Практику белорусских волочебников можно сравнить с деятельностью бродячих музыкантов Западной Европы – шпильманами, жонглерами, миннезингерами и т.д.) Их объединяло не только время и характер деятельности,но возможность встреч и обмена творческой практикой, в результате которых стала возможна пропаганда белорусского инструментария в других странах и проникновение новых инструментов на белорусскую землю. Ведущее место в белорусской народной музыке занимает песенное творчество, охватывающее несколько больших исторических пластов: наиболее глубинный представлен календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями; в эпоху формирования белорусской народности (14-16вв.) и времена крестьянских восстаний (16-18 вв.) возникли мужская социальная лирика, эпос и песни бытового содержания; в 19 в. были сложены батрацкие, рабочие, революционные песни, а также припевки-частушки; в Великую Отечественную войну родился специфический пласт современного белорусского фольклора – партизанские песни. Песням каждого пласта присуща своя музыкальная стилистика и особая манера исполнения. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов. В народной практике в разные периоды получили распространение жалейка, дуда, дудки, рог, труба, окарина, скрипка, басетля, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан и др. Православная музыка пришла на Беларусь вместе с христианством, в X веке. Истоки православной музыки всех славян – византийская и болгарская церковная музыка Путем приспособления византийской песенной гимнографии к местным условиям в церковной музыке X – XIV вв. сформировался местный тип знаменного распева Это время расцвета духовной и певческой православной культуры, появления рукописных нотных сборников. С конца X века среди певческих школ выделялись Полоцкая и Витебская 9с 992г.), Смоленская(с 1001г.), Туровская 9 с 1005г.) На XV век приходится расцвет певческой православной культуры Беларуси: появляются авторы песнопений и составители рукописных нотных сборников. Это время выявляет в Беларуси выдающихся деятелей-просветителей: Ефросинью Полоцкую – XII век, Клима Смолявича XII в. и его ученика Аврама Смоленского (XIII в.), Кирилла Туровского XIIIв.. Они становятся первыми авторами культовой музыки, создают слова и мелодии молитв, тропарей и кондаков, акафистов и т.д. Они же закладывают начало музыкальной науки, налаживают систематическую учебу музыке, распространяют церковное пение среди народа. Это время тесной связи белорусской певческой гимнографии с народной песенной культурой. В быту возникает кант (вокально-хоровая песня-гимн) и псальма. В период от середины XIII века и до середины XV века жизнь белорусских княжеств ничем не уступает жизни Западной Европы. Создание автокефальной белорусской метрополии, охватывающей все белорусские земли(1291 год в Новогрудке), способствовало привлечению на службы многочисленные кадры культовых музыкантов-профессионалов: регентов, хористов, учителей музыки и пения. На XV век приходится расцвет певческой православной культуры Беларуси: появляются авторы песнопений и составители рукописных нотных сборников (богогласников). В быту возникает кант (вокально-хоровая песня-гимн) и псальма. Этот период ценен тем, что является временем сбора и формирования сил для того, чтобы привести культурный рост к высшему подъему в эпоху Возрождения. От середины XV века до конца XVII столетия – время возрождения национальной культуры, изучения песенного фольклора, первых попыток изучения и распространения белорусских танцев и песен. В этот период на музыку смотрят как на важное обязательное звено просвещения, воспитания, общего культурного развития человека. Приезжие музыканты из Европы способствоали проникновению на Беларусь европейского инструментария (клавикорды, скрипка, верджинель лютняи т.д.) и музыкальных форм западной музыки того времени.(монодий, мадригалов, баллад, ричеркаров, токкат, танцевальных сюит). Большую роль в новом взгляде на музыку играли белорусские просветители того времени- Симон Будный (с его именем связано появление сборника,,Псалтырь рифмотворная”, которая является стихотворным переводом традиционного текста Псалтыри Давида, который предназначался не только «В церкви чтенной бытии», но и для того, чтобы,,в домах частотою читати или сладкие гласы воспевати”. Необходимо отметить, что именно С. Будный предложил использовать аккомпанемент к духовным песнопениям, тем самым способствуя развитию инструментальной музыки. Интерес,любовь и понимание важномсти музыкального искусства получит во время своего обучения за границей и множества различных путешествий (Польша, Гармания, Чехия, Италия) Франциск Скорина. В своей известной книге,,Прамудрасць Iсуса Сына Сiрахава” Скорина обращается к молодежи с призывом учиться музыке, т.е. пению. Он сам хорошо знал и любил белорусскую песню и прилагал все усилия для ее изучения и распространения. Надо отметить, что в ВКЛ религия была сложным и болезненным узлом общественной жизни: православная, католическая и реформаторская церкви существовали рядом друг с другом и вели затаенную борьбу между собой, но в отношении музыкальной культуры эти стычки имели позитивное значение: каждая из конфессий старалась привлечь к себе как можно больше сторонников и это служило одним из действенных факторов создания образовательной системы, в которой значительное место уделялось музыкальному просвещению и образованию. В церковных школах появились вертепные (школьные) драмы (у католиков с конца 16 в. по западному образцу) и мистерии (у православных, одним из первых организаторов и авторов был Симеон Полоцкий 17 в.). В обоих представлениях музыка занимала особенно большое место и была их неотъемлемой частью. В школьной драме (для привлечения интереса к постановкам) к обязательной части, исполняемой на латыни, стали присоединять интермедии на бытовые темы на белорусском языке, которые постепенно превратились в народные бытовые сцены, что позволило проникнуть в школьную драму народному творчеству: народной песне, танцам, инструментам и исполнителям. Эти представления способствоваоли появлению первой комической оперы на Беларуси –,,Апалон законадаўца, або рэфармiраваны Парнас”. С конца XVI века и в XVII-XVIII веках широкое распространение получил кукольный батлеечный театр, вклячающий в свои спектакли сатирические и жалобные песни. Сюжет строился на соединении двух планов- религиозного (на библейский сюжет) и комических эпизодов или просто инсценировки народных песен, например,, Антон з казой, Антанiха з даёнкай”. Батлейка была популярна не только в народе, но и при дворах князей, которые добавляли много танцевальных номеров, что придавало спектаклю вид настоящего теарально-музыкального спектакля (вроде оперетки). XVI-XVII века ознаменовались значительным развитием профессиональной музыки в традициях церковно-певческого исполнительства (кантовое и партесное пение). С ними связана деятельность Афанасия Филиповича и Симеона Полоцкого. Большое значение для их распространения имела деятельность Микалая Радзивила Чёрного в Слуцке и Несвиже (основоположник белорусского меценатсва, при его участии были созданы первые типографии, напечатаны первые нотные сборники,, Брэсцкi канцыял” и,,Нясвiжскi песеннiк”, связанные с творчеством композиторов Циприана Базалика и Вацлава из Шамотул), князя Сапеги в Друе и др. При дворах магнатов служили музыканты-иностранцы, которые распространяли западноевропейскую музыкальную теорию и обучали местных музыкантов игре на инструментах и пению: Диомед Като, Миколай Гомулка (Псалмы), Кшиштоф Клабан, Ян Брант. С этим периодом связана деятельность Николая Павловича Дилецкого (1630-1680), автора теоретического труда,, Мусикийская грамматика”, внесшего значитльный вклад в развитие белорусского,русского и украинского искусства. В народном творчестве и исполнительстве это время характеризуется появлением старой армейской песни (16 век), которая продолжила традиции героического исторического эпоса и приобрела лирические черты в описаниях картин бытового армейского содержания. Из среды бывших волочебников, скоморохов стали выделятся белорусская музыкальная интеллигенция (певцы Савка, Табияшек – тенор, Юрий Вербкович – бас, солист – флейтист Андрей Куликовский, цимбалисты Правинские и т.д.)
Музыкальная культура Беларуси эпох классицизма и романтизма
Музыкальными памятниками музыкально-бытовой культуры барокко являются сборники вокальных и инструментальных произведений –,,Полоцкая тетрадь”, „Куранты” (вокальный сборник),,,Жальбы” – поминальные плачи, исполняемые в последнюю неделю перед Пасхой. В XVIII в. центрами музыкальной культуры стали частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и др. Появление театров в Несвиже, Слониме, Гродно, Деречине обусловило рождение балетного искусства на Беларуси Среди имен композиторов того периода – немецкий крмпозитор, служивший капельмейстером в Несиже у Кароля Радзивила- Ян Давид Голланд, автор оперы,,Агатка”на либретто Матея Радзивила, балета,,Орфей и Эвредика”, с 1802 года – профессор Виленского университета, руководитель университетского хора и оркестра. Эпоха классицизма на Беларуси связана с именем Оссипа Антоновича Козловского, вошедший в русскую культуру как создатель жанра российской песни, автор произведений крупной формы, драматических и эмоциональных по содержанию: Реквием на смерть последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского, 6 месс, музыка к трагедиям, «Эдип в Афинах», «Фингал», ряд героико-патриотических полонезов для хора с оркестром, в том числе «Гром победы, раздавайся» и т.д. Р. Вардоцкий автор комической оперы,,Апалон-заканадаўца, або рэфармаваны Парнас” (1789) – образец использования европейских традиций и,,Несвижской мессы”. Михал Казимир Огинский, Тадеуш Костюшко, Матей Радзивил – представители музыкального любительства второй половины 18 века. Их творческая и исполнительская деятельность подготовили почву для появления следующего поколения музыкантов достаточно высоко уровня в числе которых Михал Клеофас Огинский, Наполеон Орда и т.д. Эпоха романтизма в Беларуси связана с именами Антона Радзивила, М. К. Огинскго Н. Орда, Станислава Монюшко. Творчество А. Радзивила – время заката классицизма, зарождения сентиментализма и победы романтизма. Наиболее масштабное произведение – опера, «Фауст», по мотивам ондоименного произведения Иоганна Гете. Он автор ряда вокальных произведений. Михал Клеофас Огинский – представитель старинного белорусского княжеского рода, весьма одаренного музыкально. Основным своим делом считал политику, но получил мировую известность благодаря известному Полонезу,,Прощание с Родиной”. Он автор большого количества вокальных произведений в стиле русского романса, а также ряда инструментальных сочинений полонезов, мазурок, вальсов, оперы,,Зелис и Валькур”. В книге,,Письма о музыке” он предстает как талантливый публицист. В XIX веке усилился интерес к белорусской народной песне, распространилось домашнее музицирование. Появляются первые сборники белорусских народных песен А. Граневича (,,Белорусский песенник с натоптыванием для народных и школьных хоров), сборник гармонизации народных песен Леонида Роговского. С начала XIX в. в больших городах действовали городские оркестры, ставились спектакли («Рекрутский набор» и «Селянка» С. Монюшко на либретто В. Дунина-Марцинкевича). Работали композиторы Антон Абрамович, Михаил Ельский, Флориан. Миладовский и др. В их произведения зазвучал особый белорусский мелодизм (Мечислав Карлович в произведениях „Лiтоўская рапсодыя” и Концерт для скрипки с оркестром впервые использованы оригинальные народные мелодии). Распад Речи Посполитой (последняя треть 18 века) и включение Беларуси в состоав Рассии (1795) дало толчок к усилению интереса к национальной истории и традиции. Под воздействием гастролей профессиональных театров России, Украины и Польши повсеместно организовывались любительские театральные коллективы. 5 июня 1890 года был открыт первый постоянный театр в Минске. Тогда же было образовано Общество любителей искусства. В среде белорусской интеллигенции зрела идея создания белорусского национального театра. Его прообразом стала театральная труппа Игнатия Буйницкого, с именем корого связана пропаганда белорусской народной песни и танца. С 1910 труппа получает статус профессионального театраактивно гастролирует, помогает любительским кружкам. В 1913 году по материальным причинам театр закрыли. В 1913 году под рукодством актера и режиссера Ф. Ждановича возникло Первое общество белорусской драмы и комедии.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 7277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |