Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессия актера в Греции




Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса, актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актерами могли быть только свободнорожденные. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста. Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему – хитрого и коварного.

Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась также борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера.

Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматия (широкий плащ со складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки – цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.

Задача греческой трагедии - указать человеку истинный путь, где он может обрести единственно возможную самостоятельность. Таков миф об Эдипе, которому посвящены трагедии Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Но уникальность данного мифа в том, что он соединил в себе все ключевые темы эллинской культуры.

Эдип – сын фиванского царя Лая, проклятого богами за совершённые им преступления, и Иокасты. Оракул предрёк Лаю смерть от руки собственного сына. Поэтому тот приказал проколоть новорождённому младенцу ноги и бросить его в пустынной местности. Однако царский пастух сжалился над ребёнком и отдал его другому пастуху из Коринфа. Тот отнёс мальчика к своему бездетному царю Полибу, который назвал его Эдипом ("с опухшими ногами") и воспитал как своего сына. Когда Эдип вырос, он узнал от оракула, что судьба уготовила ему страшную участь: убить отца и жениться на матери. Юноша всеми силами, в меру своего разумения, стремится избежать предначертанного. Он уходит от тех, кого (ошибочно) считает своими родителями. Но от судьбы не уйдёшь. На перекрёстке дорог Эдип встречает знатного мужа со слугами. Этот человек повёл себя заносчиво. Завязалась драка, и Эдип убил оскорбителя (не зная, что это и был его отец Лай). Продолжая странствия, Эдип встретил недалеко от Фив Сфинкс-чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, насланное богиней Герой на Фивы. Оно задавало каждому прохожему вопрос и не ответившего на него убивало. Многие фиванцы приняли смерть от этого существа (чей облик символизировал собой природную стихийность и бесформенность). Правитель Фив Креонт пообещал тому, кто отгадает загадку Сфинкс, престол в Фивах и руку своей сестры Иокасты - вдовы Лая. Эдип решился на встречу с чудовищем. Вопрос звучал так: "Кто утром ходит на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх?". Мудрый Эдип ответил: "Человек", и разгадал загадку. (В младенчестве человек ползает на четвереньках, а на закате жизни опирается на палку – "третью ногу".) Так разум восторжествовал над природной стихией и подчинил её. Теперь уже Сфинкс предстояло умереть. Однако, прежде чем броситься в пропасть и погибнуть, чудовище предсказывает Эдипу его судьбу: "Ты сейчас торжествуешь, а себя-то самого ты не знаешь. Твоё будущее ужасно". Не поверив в пророчество, Эдип получает обещанную награду – становится царём Фив и мужем Иокасты, не ведая, что это его мать. От брака родились дочери Антигона и Исмена и сыновья Этеокл и Полиник. Казалось бы, Эдип достиг вершины счасть я. Здесь-то и настигает его рок, карая за са мо до вольство и гордыню. На Фивы обрушилась чума (трагедия "Царь Эдип" была написана после чумы в Афинах). Прорицатель Тиресий сообщил, что причиной эпидемии является кара богов за убийство царя Лая. Эдип говорит, что сам покарает виновного. Но вот выясняется ужасная правда: он и есть убийца отца и муж собственной матери. Свершилось предначертанное судьбой. Не вынеся позора, Иокаста повесилась. Сам Эдип выколол себе глаза и отправился в добровольное изгнание. Проклятие, наложенное богами на его род, перешло к сыновьям, начавшим братоубийственную войну за власть над Фивами. В отношении же самого Эдипа весы судьбы качнулись в другую сторону. Чаша его скорби была переполнена, и боги сжалились над ним. Сопровождаемый верной дочерью Антигоной, Эдип достиг пригорода Афин Колона, где боги даровали ему праведность и святость. У Эдипа появляется пророческий дар. Оракул говорит, что теперь на нём не скверна, а благодать. Место пребывания святого, а также место, где когда-нибудь упокоится его тело, под защитой богов. Так, исполнив по собственной воле над собой приговор, человек преодолевает рок, тяготевший над ним. Эдип осознаёт свои границы, свою наивную самоуверенность, но и свои подлинные возможности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.