Жизнь современного общества очень динамична, практически ежедневно приходится решать какие-то проблемы, сложные и не очень, локальные и глобальные. Для того чтобы принятые решения, касающиеся жизни многих людей, были оптимальными, необходима помощь социологов. Для большинства людей социолог — это тот, кто останавливает их на улице или звонит по телефону и просит ответить на вопросы какой-то анкеты. Однако это только малая и видимая часть работы социолога. Социолог — это в первую очередь специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни. Его исследования дают представления как об обществе в целом, так и об отдельных его субъектах, например фирмах, общественных организациях, социальных группах. В центре внимания социологов и ответы на одни из важнейших вопросов: что из себя представляет человек в конкретном обществе, каковы наиболее распространенные формы его поведения, каковы его приоритеты в политике, экономике, этике, как, в каких формах осуществляется взаимодействие людей из разных социальных слоев? И т. д. Опрос общественного мнения — это одна из важнейших и очень сложных составляющих социологических исследований. Его провести не так просто. Чтобы исследование было репрезентативным, т. е. достоверным, необходимо определить, сколько и каких людей нужно опросить. Понятно, что в деревне Алтайского края и в подмосковном поселке городского типа люди живут в разных социально-экономических условиях и различаются по культуре, точно так же отличаются друг от друга по этим и многим другим параметрам жители Москвы и, например, Торжка Тверской области. Восьмидесятилетний человек, окончивший 7 классов в 30-х гг. XX в., по вкусам, взглядам на жизнь, своим социальным запросам будет отличаться от тридцатилетнего агронома с высшим образованием. Значит, надо определить, сколько и каких людей нужно опросить, в каких регионах, в каких населенных пунктах. На языке социологов это называется «выборка», причем ее нельзя сделать один раз, она делается под каждое социологическое исследование, в зависимости от его целей. Столь же сложным является и составление анкет, поэтому к их разработке привлекаются специалисты. Их главная задача — сделать так, чтобы ответы на вопросы анкеты давали нужную и важную информацию. Полученные сведения обрабатываются с помощью специальных методик, анализируются, и на основе сделанных выводов составляются рекомендации. Где нужны социологи? В наше время трудно найти какую-либо сферу общественной деятельности, которая бы не нуждалась в социологических исследованиях. Это и туристический бизнес, и сфера коммунального хозяйства, и промышленность, и образование, и сфера культуры, и книгоиздательство, и, как говорилось ранее, политика и т. д. Для того чтобы провести социологическое исследование, помимо уже названного, нужно обладать обаянием, коммуникабельностью, уметь проявить заинтересованность, уметь не только слушать, но и слышать человека. Все сказанное касается прикладной социологии, но есть еще и социология теоретическая, занимающаяся исследованием проблем социальных групп, классов, слоев, проблемами межличностных и межгрупповых взаимодействий, природой различных социальных конфликтов и т. д. Как и в политологии, социологические исследования требуют обращения к книгам, журналам, газетам, документам, электронным СМИ... И точно так же, как взаимодействуют между собой теоретическая и прикладная политология, не могут обойтись друг без друга теоретическая и прикладная социология. Разумеется, как и в каждой иной деятельности, в профессии социолога есть и свои сложности и проблемы. Наверное, не следует идти в эту область человеческой деятельности, по крайней мере в прикладную социологию, тем, кто не склонен к тщательному, кропотливому анализу, у кого, что называется, от цифр рябит в глазах. Но сложности не только в этом. Сегодня определились социологические центры, пользующиеся авторитетом. Он поддерживается как высоким уровнем профессионализма, так и бескомпромиссностью, поскольку руководители этих центров не допускают фальсификации результатов исследования. Попасть на работу в такие центры довольно сложно. Именно поэтому для молодого специалиста трудоустройство является проблемой, и он может найти работу в таком социологическом центре, который за плату подтасовывает данные. Так вольно или невольно можно оказаться причастным к массовому обману людей. Многие хозяйственные предприятия обзаводятся собственными социологическими службами, и, кроме того, есть центры, обслуживающие предприятия, которые не имеют своих социологов. А так как, в отличие от политиков, производственная сфера всегда заинтересована в объективном исследовании, то в этом случае вряд ли придется идти на обман. Завершая разговор о работе социолога, следует сказать, что сегодня в России это относительно новая профессия. В СССР социология не получила широкого развития. В настоящее время социология — это бурно развивающаяся наука, сегодня эта профессия востребована и работу можно найти, правда не всегда хорошо оплачиваемую.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление