Поведение человека в социуме всегда сопровождается определенными переживаниями. Понятие «установка» в социальной психологии понимается как процесс переживания личностью значимости социального объекта. В современной науке существуют различные определения социальной установки. Часто используют такое определение: социальная установка — это предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта. Еще в середине прошлого века установилась традиция различать в структуре установки три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный (познавательный) компонент обнаруживания в виде мнений и утверждений относительно объекта. Эмоциональный (аффективный) компонент проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний. Поведенческий компонент состоит в готовности индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом. Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления. Установка формируется на основе не только собственного опыта человека, но и опыта, полученного от других людей. Основные свойства установок — устойчивость и изменчивость. Если человек во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. Поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия («когнитивный диссонанс»), то под влиянием поступления новой информации и разумных аргументов в ней могут происходить изменения. Изменение установки весьма вероятно под влиянием сведений, открывающих, что объект соответствует интересам и нуждам человека в большей степени, чем тот предполагал раньше. В результате более близкого знакомства оценка человека может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и само поведение по отношению к этому объекту. Основная функция установки — регуляция социального поведения человека. Различают положительные (за объект), отрицательные (против объекта) и нейтральные установки. Система индивидуальных установок человека обеспечивает возможность его ориентировки в окружающей действительности. Кроме того, установка имеет защитную функцию. Она достигается благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения. Так, например, члены одной семьи придерживаются, как правило, схожих установок. Если же установки сильно разнятся, то это может приводить к частым конфликтам и непониманию. Можно также сказать, что социальная установка защищает самооценку человека в группе, если он думает и действует схожим с остальными образом и воздерживается от иного, несанкционированного поведения. Когда социальные установки долгое время устойчивы и закрыты от влияния нового опыта, то они трансформируются в стереотипы. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще хорошо или плохо применительно к любому объекту.
«Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней».
Станислав Ежи Лец
1) Что такое социальное поведение? 2) Какие мотивы составляют направленность личности? 3) Кратко охарактеризуйте основные виды направленности личности. 4) В чем состоит особенность жизненных целей человека? 5) Чем характеризуется социальная установка? Какова ее роль в структуре личности?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Согласитесь или опровергните следующее суждение: «Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, влияющих на деятельность личности и относительно независимых от тех конкретных ситуаций, в которых она действует». 2. Охарактеризуйте те проявления направленности личности Сальери, о которых А. С. Пушкин писал: Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музы́ке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музы́ке. 3. Продолжите список исторических личностей, чьи интересы были широкими. Леонардо да Винчи... 4*. Представьте схематически мотивы социального поведения любого литературного героя (Онегина, Печорина и др.), которые, с вашей точки зрения, наиболее точно выражают направленность его личности. Устно поясните представленную схему, выделив ведущие мотивы, определяющие направленность личности выбранного вами персонажа.
Поработайте с источником
Ознакомьтесь с отрывком из работы американского психолога Д. Майерса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление