Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две стороны взаимодействия




Общение как взаимодействие

Вспомните:  
  что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений существуют? Что составляет специфику межличностных отношений? Какую роль в межличностном взаимодействии играют эмоции?
     

Общение не ограничивается обменом информации. Можно представить себе, что происходит, когда несколько человек сообща осуществляют какую-либо деятельность. Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие).
В науке существует ряд теорий, которые по-разному объясняют суть межличностного взаимодействия. Так, сторонники теории обмена полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. При этом вознаграждение далеко не всегда понимается как материальное, а затраты — не только физические или ресурсные. Другая теория рассматривает поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира в зависимости от значений, которые им придают люди. Существует теория, которая ситуацию социального взаимодействия рассматривает как подобие драматического театра, в котором актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе. По теории психоанализа на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.

Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения.
Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия. Есть такие потребности, которые могут быть удовлетворены только вместе и посредством других людей. Нередко эти потребности не осознаются, поскольку кажутся абсолютно естественными. Тем не менее их удовлетворение требует расхода психической энергии.
К числу таких потребностей относится, например, потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса. Стоит людям собраться вместе, как они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Вам наверняка приходилось наблюдать, что в любой компании люди располагаются относительно друг друга определенным образом, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность друг от друга. Вспомните мудрую детскую сказку Г.-X. Андерсена о гадком утенке. Впервые попав на птичий двор, утята-дети сразу увидели, что главной здесь является утка с красной тряпицей на лапе. Именно ей предстояло понравиться всему выводку. Именно перед ней заискивали все участники смотрин. Именно она, заметив, что один из утят слишком велик и неуклюж, предложила его переделать. Потребность в определении принадлежности к себе подобным реализуется именно во взаимодействии.
Другая потребность, связанная с взаимодействием, — потребность в поддержании хороших отношений. Если такие отношения не складываются, человек испытывает психологический дискомфорт. Вот почему взаимодействие может рассматриваться как серия ритуальных действий, служащих сигналами добрых намерений человека по отношению к другим людям.
В процессе общения люди вступают в бесконечное количество разного рода взаимодействий.
По мнению одного из исследователей, взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Можно представить взаимодействие как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного контакта, выраженного в вербальной или невербальной форме.
Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми. Недаром принято говорить об эффективном общении, что люди понимают друг друга без слов, действуют слаженно, как один человек.
Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию. В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Как невозможно аплодировать одной рукой, так и в общении реальных индивидов необходимы действия обоих.
Вы, возможно, знакомы с понятием конкуренции в экономике. В отличие от конкуренции в экономике конкуренция в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте. Подробнее о конфликте речь впереди. Но вы сами легко припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились.
Для того чтобы представить общение как успешное взаимодействие, стоит рассмотреть, что такое психологическая совместимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.