Особенно остро ощущается потребность в общении в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте окончательно происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая потребность возникает раньше и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Сохраняет свое значение общение и в юношеском возрасте. Почему же интерактивное общение со сверстниками так важно для юношества? Во-первых, это очень важный специфический канал информации, который дает возможность подросткам и юношам узнать многие необходимые сведения, не сообщаемые взрослыми. Во-вторых, в совместной со сверстниками деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В общении со сверстниками постоянно приходится доказывать свою привлекательность, необходимость группе. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание принадлежности к группе, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей — это вопрос, который имеет решающее значение для самоуважения в этом возрасте. Общение в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в стремлении освободиться от контроля старших. Однако оно может действовать и в отношениях со сверстниками. Исследователи отмечают, что в переходном от подросткового к юношескому возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений об одиночестве растет, а негативных — уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша часто ценит уединение. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства, стремлении иметь собственную комнату. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Как утверждал поэт, только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия. От спокойного, умиротворенного уединения следует отличать мучительное и напряженное одиночество (тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости). Как показывают данные опросов, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают молодежные газеты и радиостанции: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...» Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, среди которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженную потребность в общении некоторые исследователи даже считают ведущей деятельностью юношеского возраста. Острая потребность в общении превращается у многих ребят в непобедимое чувство: они не только дня, но одного часа не могут пробыть без своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. При сходстве внешних проявлений социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в принадлежности к группе, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий в ней черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Подробнее о группах речь пойдет впереди. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть «грубо и зримо». Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительное «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей — застенчивость. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским» качеством. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей. Во-первых, будучи постоянно озабоченными собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, они обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию. Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Подростковое и юношеское общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит первым и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток или юноша нередко сам запутывается, проявляет на первый взгляд немотивированную ложь или немотивированную жестокость.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление