Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы юношеского общения




Для юношеского общения типичен интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению.
Первая из названных форм общения предполагает взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, взглядов, ценностей (по формуле «я и ты»). Именно в юношеском возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поймет, который поддержит, придет на помощь в случае необходимости. Дружба, привязанность, влюбленность — все эти виды межличностного взаимодействия для юношеского возраста представляют безусловную ценность, а их отсутствие воспринимается как одиночество, предмет глубоких переживаний.
Стихийно-групповое общение обычно происходит по формуле «я и случайные они». Оно чаще всего носит характер контактов с приятелями, которых легко меняют на других. Что касается содержания взаимодействия при этой форме общения, то оно состоит в проведении досуга, необязательных встречах («тусовках»), посещении дискотек, кино, «гулянии» по улицам, а на самом деле часто бесполезном времяпрепровождении во дворе или на улице. Несмотря на то что такая форма общения вызывает неприятие многих взрослых, молодым людям она доставляет удовольствие и нередко заменяет интимно-личностное общение. Однако социологи отмечают, что при количественном преобладании стихийно-группового общения среди молодых людей доминирует тяга к более тесным контактам на личной основе. Во всяком случае, при проведении опросов выясняется неудовлетворенность необязательным характером и отсутствием ясной цели стихийно-группового общения.
По мере взросления предполагается включенность в социально ориентированное общение («я и общество»). Эта форма общения основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы. Примером такого общения может служить позитивная социальная деятельность, в которой человек может по-настоящему проявиться как самостоятельная и самоценная личность. Исследования психологов и социологов указывают на явный дефицит возможностей для молодых людей в сфере социально ориентированного общения, что приводит к замещению его стихийно-групповым общением со всеми его недостатками и негативными последствиями для полноценного формирования личности. Приведем типичное мнение молодого человека, отражающее ситуацию: «...Негде провести свободное время, кроме как во дворе или на танцах. Хочу, чтобы у меня было много-много друзей, но очень трудно найти настоящего друга. Мои одноклассники еще с шестого класса стали курить, потом выпивать, думая, что это делает их взрослыми... Скучно, иногда противно, но все вокруг такие». В этом признании сквозит как разочарование ситуацией, так и нежелание что-то менять, а вероятно, и отсутствие возможностей для этого.
К сожалению, современное общество с его нерешенными социальными противоречиями и объективными проблемами в сфере общения не всегда создает благоприятные условия для полноценного общения и взаимодействия.
Основные понятия: общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте.
Термины: интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт.

Проверьте себя

1) В чем заключается интерактивная функция общения? 2) Охарактеризуйте сущность кооперации в общении. 3) Чем опасна конкуренция в общении? 4) Какие качества человека способствуют взаимодействию в общении, а какие препятствуют? 5) В чем состоят особенности общения в юношеском возрасте?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Предложите несколько советов, которые помогут организовать интерактивное общение для группы, в которую входят:
— сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о здоровье;
— застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была тяжелая травма;
— опытный массажист, но при этом доминантный собеседник;
— интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по восточной медицине, которому непременно нужна практика.
Результаты своей работы обсудите, разбившись на группы (не более 5 человек). После проведения групповой дискуссии обсудите ее итоги в классе.
2. Проанализируйте с точки зрения интерактивной стороны общения следующую ситуацию, описанную А. П. Чеховым в рассказе «Тоска». Определите, какие факторы мешали, а какие способствовали общению. Имело ли место взаимодействие? Ответ аргументируйте.
У извозчика Ионы Потапова умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем... Интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней:
«— Так-то, брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...»
3*. Выполните следующее упражнение.
Представьте, что ваш дом занесло снегом. Все выходные ни с кем не удастся пообщаться, и помощь придет не раньше понедельника. Вы один, и никаких запланированных заранее дел у вас нет. Представьте, каким образом эти дни можно провести с пользой. У вас нет ни телевизора, ни радио, ни телефона, но есть достаточное количество еды, книг, бумага и ручка, все бытовые удобства.
Составьте план своего времяпрепровождения. Какое место в нем будет отведено взаимодействию? Кто или что может рассматриваться как партнер по взаимодействию в данном случае?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги А. Батаршева.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 7671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.