Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куба: обострение трудностей 4 страница




Аграрная реформа 1992 г. имела целью создать условия для роста крепких индивидуальных и ассоциированных хозяйств, привлечения в аграрный сектор частного капитала и внедрения новых технологий. Следствием реформы должны были стать усиление конкуренции и социальной дифференциации среди крестьян-общинников, высвобождение и отток в города избыточного сельского населения за счет разорения неэффективных мелких хозяйств, подрыв общинной системы.

Мерами, строгой экономии правительству Салинаса удалось стабилизировать валютно-финансовое положение и курс песо к доллару. В январе 1993 г. был введен в оборот новый песо, равный 1000 старых. Инфляция уменьшилась со 158% в 1987 г. до 30% в 1990 г. и 12% в 1992 г. Приток иностранных инвестиций увеличился с 2,7–2,9 млрд. долл. в 1989 и 1990 гг. до 23 млрд. в 1992 г; (половина всех зарубежных инвестиций в Латинской Америке). С 1989 г. неуклонно росло производство. Прирост ВВП в 1989–1991 гг. достигал 3,3–4,4% в год при увеличении населения


на 2% в год. В 1989 г. вошла в строй первая мексиканская атомная электростанция (АЭС). Выросли валютные запасы республики.

Правительство Салинаса де Гортари предприняло акции против наркомафии и коррупции. Была арестована коррумпированная группа лидеров влиятельнейшего профсоюза нефтяников. За 5 лет (до ноября 1993 г.) было уничтожено 100 тыс. га плантаций наркотических культур, задержано 89 тыс. лиц по подозрениям в причастности к наркобизнесу.

Проводя экономические реформы, Салинас выступал за сочетание рыночной экономики с сохранением некоторых регулирующих функций государства. Он выдвинул концепцию «социальной либо рализации» – соединения идеалов свободы и социальной справедливости. Президентом была разработана и от его имени осуществлялась широко разрекламированная программа национальной солидарности. Она предусматривала жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения, электрификацию в наиболее заброшенных и бедных районах республики. В 1993 г. на эту программу было выделено 2,5 млрд. долл.

При очевидных достижениях экономическая политика Салинаса имела изъяны и уязвимые моменты. Сходными с Аргентиной и Бразилией противоречиями были отмечены процессы приватизации и либерализации экономики и внешней торговли. Аналогичные другим странам проблемы порождала внешняя задолженность. Правда, большие выплаты по внешнему долгу к 1993 г. удалось несколько сократить. Стремительное вторжение иностранных товаров и капиталов привело к свертыванию национального производства в некоторых отраслях экономики. Рост объема импорта с 11–12 млрд. долл. в 1986–1987 гг. до 40 с лишним млрд. в 1992 г. сопровождался возникновением в 1989 г. негативного внешнеторгового баланса, который в 1993 г. достиг уже 21,6 млрд. долл. За счет обильного притока в страну капиталов извне Мексике удалось успешно покрывать возникший финансовый дефицит и даже обеспечивать значительные валютные резервы. Но уменьшение этого потока в любой момент могло поставить мексиканскую экономику под удар. С 1991 г. наметилась тенденция к снижению темпов экономического роста (с 4,4% в 1990 г. до 2,8% в 1992 г. и 0,4% в 1993 г.).

Несмотря на принимавшиеся меры, расширялись масштабы преступности и коррупции. За 8 месяцев в 1992 г. было уличено в коррупции 15% персонала столичной полиции.

Хотя К. Салинас неоднократно подчеркивал социальную устремленность проводимых реформ, реальные масштабы социальной политики были весьма скромными. Рост экономики не принес улучшения в положении основной части населения. Средний уровень


жизни в стране в 1992 г. оставался ниже, чем в начале 80-х годов. Сохранялась тенденция к снижению реальной заработной платы в промышленности. Ограничивались права трудящихся и их организаций на приватизируемых предприятиях, особенно в филиалах ТНК. Официально учтенная безработица в 1992 г. охватывала 13,5% рабочей силы. Около 70% мексиканцев проживало в бедности. Зато в 1994 г. в Мексике уже было 24 миллиардера (в 1987–только один), во всей остальной Латинской Америке их было 18.

По инициативе К. Салинаса принимались некоторые меры по демократизации правящей Институционно-революционной партии, чтобы поднять ее авторитет и престиж. Однако ка практике суть правящей партии как сросшейся с государством авторитарной структуры, возглавляемой президентом, сохранилась.

Левой оппозиции после 1988 г. сберечь достигнутое единство не удалось, НДФ распался. Основные его участники – движение К. Карденаса и МСП в мае 1989 г. создали новую Партию демократической революции (ПДР), которую возглавил К. Карденас. Вскоре значительная часть социалистов вышла из ПДР, воссоздав несколько небольших самостоятельных партий. Тем не менее ПДР осталась крупнейшей силой левой оппозиции. Левые партии критиковали правительственный курс на приватизацию и либерализацию экономики, высказывались в защиту интересов трудящихся, за дальнейшую демократизацию страны, хотя и не выдвинули убедительного альтернативного социально-экономического проекта.

Деятельность правительства К. Салинаса на первых порах привела к укреплению доминирующей роли ИРП в политической жизни республики, пошатнувшейся было в 1988 г. На выборах в Национальный конгресс в августе 1991 г. правящая партия получила 61,4% голосов и 320 мест из 500 в палате депутатов. На второе место вышла ПНД – 17,7% и 89 мест. Партия демократической революции К. Карденаса понесла большие потери, получив 8,2% голосов и 41 мандат. Еще 50 мандатов приобрели другие левые партии.

В ходе выборов в провинциальные и муниципальные органы власти в 1989–1993 гг. оппозиция возглавила массовые выступления с обвинениями властей и правящей партии в фальсификации итогов голосования и других нарушениях, обрекавших оппозиционные партии на роль вечных аутсайдеров избирательного процесса. Наиболее активную роль в этих выступлениях, сопровождавшихся жертвами, играла ПДР. Такие обвинения имели основания. Чтобы ослабить подобные упреки, власти попытались «приручить» ПНД признанием ее победы на выборах губернаторов двух штатов. Это произошло впервые за многие десятилетия монополии ИРП на политическую власть. 4 тыс. муниципалитетов из 19 тыс. оказались


под контролем оппозиционных партий. Но это мало изменило общую ситуацию в стране. В январе 1994 г. внимание всей страны привлекло внезапное массовое вооруженное восстание крестьян-индейцев на юге Мексики против политики властей. В марте был убит на митинге официальный кандидат в президенты от ИРП Луис Дональдо Колосио. Усилились требования демократизации политического режима, обвинения в адрес властей в коррупции и авторитаризме. Престиж Салинаса и его партии был поколеблен. Новый кандидат ИРП Эрнесто Седильо был избран президентом 21 августа 1994 г., но правящая партия получила лишь 50% голосов. Главные оппозиционные партии – ПНД и РДП получили соответственно 27 и 17% голосов – намного больше, чем в 1991 г.

Правительство Салинаса де Гортари вынашивало планы модернизации Мексики и ее приобщения к развитым странам. Особые надежды оно возлагало на создание Североамериканской зоны свободной торговли с участием США, Канады и Мексики, к которой бы со временем подключились и другие страны Латинской Америки. В этих процессах Мексика претендовала на роль связующего звена между США и Латинской Америкой. Решение создать Североамериканскую зону свободной торговли было принято правительствами трех стран в августе 1992 г. Оно предусматривало в течение 15 лет постепенное введение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках зоны. Вне сферы действия соглашения оставалась мексиканская нефть. В отличие от Европейского сообщества, не предусматривалось создания единой валюты и координации внешней политики. Мексика продолжала выступать за сохранение политического суверенитета и независимый внешнеполитический курс, хотя вынуждена была учитывать прекращение эпохи «двухполюсного мира», когда Мексика могла использовать противоречия двух сверхдержав для укрепления собственного суверенитета. После распада Советского Союза Мексика в большей степени должна была связывать свои национальные интересы с поддержанием гармоничных отношений с соседней ведущей державой мира.

Экономические связи Мексики с США были довольно тесными. На США приходилось 75% внешнеторгового оборота Мексики. Объем взаимной торговли во время президентства Салинаса удвоился. В свою очередь, Мексика являлась третьим по значению торговым партнером США (после Канады и Японии). Американские капиталовложения в Мексике достигали Уз всех иностранных инвестиций. Более четверти населения северных районов Мексики работало в Соединенных Штатах. Там находилось 5 – 6,6 млн. проникших туда в поисках заработков мексиканцев. Ежегодно более миллиона пытающихся нелегально пересечь границу США задерживались американской пограничной охраной. В Мексике на приграничных


сборочных предприятиях «макиладорас» – филиалах американских компаний – трудилось почти полмиллиона человек. В пограничной с США области складывалась своеобразная мексикано-американская экономика.

С созданием общей с США и Канадой зоны свободной торговли правительство Салинаса де Гортари связывало надежды на увеличение сбыта мексиканских товаров на рынок США, на рост в Мексике промышленных предприятий с передовой технологией и высоким качеством продукции, на увеличение квалифицированных кадров и занятости в целом, на устройство избыточной мексиканской рабочей силы в США и решение проблем миграции. В то же время часть мексиканских предпринимателей, организаций трудящихся, левые силы опасались, что соглашение с США о свободе торговли приведет к массированному вторжению в Мексику североамериканских товаров и ТНК, которое погубит мексиканское мелкое и среднее производство, увеличит безработицу и маргинализацию большей части населения, создаст угрозу суверенитету страны. Соглашение охватывало регион, составляющий V* обитаемой суши, превосходящий ЕЭС по населению (370 млн.) и ВВП (6 триллионов долл.).

Параллельно мексиканское правительство предпринимало шаги по расширению участия страны в интеграционных процессах в Латинской Америке. В 1991 г. Мексика заключила соглашения о свободе торговли со странами Центральной Америки и с Чили, предусматривавшие взаимную отмену торговых пошлин в течение 4 лет. Аналогичные переговоры велись с Венесуэлой, Колумбией, Аргентиной.

Усилился интерес Мексики к развитию экономических связей со странами Азиатско-тихоокеанского региона. В мае 1990 г. в Мексике побывал председатель КНР Ян Шанкунь. В июне того же года Салинас де Гортари посетил Японию, Сингапур и Австралию, заключив ряд выгодных соглашений. Экспорт Мексики в Японию в 1990 г. достиг 2 млрд. долл. (6% мексиканского экспорта). Развивались экономические отношения с Европейским сообществом. В 1992 г. К. Салинас посетил ряд европейских стран. В июле 1991 г. он совершил визит в СССР, но последовавший вскоре распад Советского Союза не позволил закрепить достигнутые договоренности о расширении взаимных связей. В декабре 1992 г. было заключено соглашение об участии нефтяных компаний Мексики в инвестициях в нефтеперерабатывающую промышленность России.

В 80-е – начале 90-х годов Мексика настойчиво выступала за ядерное разоружение, в том числе в составе созданной в 1984 г. Делийской шестерки, в поддержку соглашений в этой области между СССР и США и вместе с тем за активное участие в решении


глобальных мировых проблем не только великих держав, но и развивающихся государств. – Мексика стала инициатором создания Контадорской группы и поисков мирного решения Центральноамериканского конфликта, выступая против вмешательства извне в дела субрегиона. Она осудила интервенцию США в Панаме в конце 1989 г.

Высказавшись против захвата Кувейта Ираком, Салинас де Гортари в январе 1991 г. выразил глубокое беспокойство Мексики в связи с началом боевых действий коалиции государств во главе с США против Ирака, призвал к скорейшему прекращению войны и мирному решению конфликта.

Мексика продолжала поддерживать экономические связи с Кубой. Она осудила закон, принятый в октябре 1992 г. в США, который предусматривал возможность санкций Вашингтона в отношении стран, торговавших с Кубой. Правительство Мексики усматривало в этом нарушение международного права и суверенитета других государств.

В Чили пришедшее к власти 11 марта 1990 г. на смену военной диктатуре Пиночета демократическое правительство 72-летнего лидера Христианско-демократической партии (ХДП) Патрисио Эйлвина было коалиционным по составу. Помимо президента христианскими демократами были 10 министров (в том числе внутренних дел, обороны, финансов). В правительство входили также 6 министров-социалистов, 2 радикала, 2 министра от других политических сил. П. Эйлвин и его правительство опирались на широкий лево-центристский блок. Это укрепляло его позиции и должно было обеспечить консолидацию чилийского общества на демократической основе, что было особенно необходимо, поскольку правительство не обладало полной властью. Реальный контроль над вооруженными силами сохранялся в руках главнокомандующего армией А. Пиночета и других генералов – его соратников, полномочия которых были утверждены на 8 лет. Правительство не могло смещать основной состав чиновников госаппарата, провинциальные и муниципальные власти. Девять сенаторов, назначенных Пиночетом, лишали правящие партии большинства в сенате. Верховный суд республики состоял из консервативных судей старого состава, которых также нельзя было сменить. Продолжала действовать конституция 1980 г., хотя и существенно измененная, но сохранявшая ряд положений, которые сковывали возможности демократических сил. В тюрьмах оставалось несколько сотен политзаключенных, осужденных военным режимом по обвинениям в «терроризме» и «угрозе национальной безопасности» за их борьбу против диктатуры. По действовавшему законодательству новое правительство не могло их освободить.


В такой обстановке важнейшей задачей правительства Эйлвина стало завершение перехода страны к демократии, ликвидация пережитков диктатуры. Исходя из реальной расстановки сил и сложившихся условий и желая избежать резких политических осложнений, удержать процесс демократических преобразований в мирных рамках, П. Эйлвин и его правительство стремились сохранить и укрепить достигнутое с таким трудом согласие широких демократических сил и добиваться своих целей постепенно, избегая прямой конфронтации с военным руководством и правыми силами. Через Конгресс правительство добилось отмены военных трибуналов в гражданском судопроизводстве, запретов на антиправительственные демонстрации. Были предприняты юридические и парламентские расследования фактов коррупции, финансовых махинаций с участием военных в период диктатуры, в том числе старшего сына Пиночета. Эта кампания разоблачений широко освещалась средствами массовой информации. В апреле 1990 г. по декрету президента из видных юристов, историков и социологов была создана Национальная комиссия правды и примирения, подготовившая и представившая в феврале 1991 г. объемистый доклад, убедительными свидетельствами подтверждавший факт гибели 2279 человек от рук диктатуры. Родственники погибших получили компенсацию. Против некоторых конкретных виновников жестоких расправ были возбуждены судебные дела. Правительство не пошло по пути широкомасштабных судебных процессов в отношении военных, но умело использовало результаты расследований и их огласку для дискредитации и ослабления позиций Пиночета и военного руководства. Ряд скомпрометированных генералов были вынуждены подать в отставку. Возможности военной верхушки влиять на события и противодействовать демократическим преобразования резко уменьшились. Правительство при поддержке большинства Конгресса добилось амнистии оставшихся политзаключенных, разработало и передало в Конгресс проекты конституционной, судебной и муниципальной реформ, которые должны были устранить сохранившиеся еще преграды на пути демократизации Чили.

В социально-экономической области правительство Эйлвина также старалось избежать резких поворотов, сохранить достижения последних лет, отказавшись от «шоковых» вариантов. Оно продолжило политику модернизации промышленности, либерализации внешней торговли и привлечения иностранного капитала. Приток зарубежных инвестиций увеличился с 0,9 млрд. долл. в 1989 г. до 1,4 млрд. в 1992 г. Республика получила новые кредиты и льготные отсрочки выплат по внешней задолженности. Внешний долг стабилизировался на уровне 17,5–18,5 млрд. долл.

Но прежний курс был существенно скорректирован государственным регулированием. В валовом национальном продукте доля

12–410

353
государства сохранилась на уровне 30%. Особое внимание уделялось производственным инвестициям, поддержке и обновлению средних и мелких предприятий. Значительные средства были выделены из госбюджета на развитие производственной инфраструктуры – строительство и обновление транспорта, шоссейных и железных дорог, портов, коммунального хозяйства, средств связи.

Важным отличием социально-экономической политики нового правительства было его стремление сочетать экономический рост с постепенным решением наболевших социальных проблем, избегая в то же время резких «перераспределительных» акций, которые бы вызвали конфликт с крупным частным капиталом и подорвали саму экономику. Расходы на социальные мероприятия были удвоены в 1990 г. и еще более увеличены в дальнейшем. Осуществлялись различные социальные программы по борьбе с бедностью и нищетой, по трудоустройству и повышению квалификации работников, по жилищному строительству, расширению и совершенствованию систем здравоохранения и народного образования, увеличены минимальные размеры заработной платы и пенсий. Средства на это государство черпало из постоянно увеличивавшихся доходов от экспорта, иностранных инвестиций, налогов. Ставки налогов на прибыль были увеличены с 10 до 15%.

Поначалу при новом правительстве темпы прироста ВВП уменьшились с 6–6,5% в среднем в год в конце правления Пиночета до 2% в 1990 г. Но на фоне падения производства в большинстве стран региона в 1990 г. это выглядело неплохо, тем более в условиях смены режима и переориентации политики, при росте социальных расходов. Затем экономика набрала стремительные обороты: ВВП увеличился в 1991 г. на 5,5%, а в 1992 г.–на 10,4%. Чили уверенно вышла на первое место в Латинской Америке по темпам экономического роста. Промышленное производство в 1992 г. увеличилось на 11,8%. Рост новых капиталовложений в производство в этом году на 20,2% создавал основу для продолжения бурного экономического прогресса. Инфляция уменьшилась с 27% в 1990 г. до 12,7% в 1992 г. Выросли экспорт и импорт. Сохранялись положительный баланс внешней торговли и превышение бюджетных доходов над расходами. Валютные резервы Чили за три года утроились, достигнув 9 млрд. Чилийский капитал все настойчивее внедрялся в экономику других, в первую очередь соседних, стран.

Значительные массы населения по-прежнему оставались в бедственном положении, социальные проблемы стояли остро. Но все же наметились положительные сдвиги и в этой области. В 1991 г. было создано 140 тыс. новых рабочих мест, а в 1992 г.–еще 230 тыс. Это позволило сократить полную учтенную безработицу с 7,7 до 4,4%. Реальная заработная плата ежегодно росла на 5–7%. За счет государства в 1990 г. было построено 64 тыс. жилищ, в 1991 г.–


93 тыс., в 1992 г.– 100 тыс. В 1990 г. в условиях бедности проживало 5,2 млн. чилийцев, в 1992 г.–4,5 млн. (из 14 млн. жителей республики). Наметилась тенденция к сокращению разрыва в доходах разных слоев населения, в то время как до 1989 г. этот разрыв увеличивался. Доля 40% беднейшего населения республики в национальном доходе возросла с 12,6% в 1989 г. до 14,7% в 1991 г., а доля наиболее зажиточных 20% – уменьшилась с 60,4 до 54,7%. В 1992 г. эта тенденция продолжилась.

Правительству П. Эйлвина удалось добиться социально-политической стабильности в республике и укрепления своих позиций. Силы крайне правой и левой оппозиций оказались в изоляции. От правящей коалиции – Объединения политических партий за демократию кандидатом в президенты на следующий срок был выдвинут сын основателя и многолетнего лидера Христианско-демократической. партии, президента Чили в 1964–1970 гг. Эдуарде Фрея, также деятель ХДП Эдуарде Фрей (младший). На президентских выборах 11 декабря 1993 г. он получил около 58% голосов, в то время как его основной конкурент – кандидат от правых сил Артуро Алессандри (внук Хорхе Алессандри, президента 1958–1964 гг.)–лишь 24%.

Наряду с ХДП влиятельной партией правящей коалиции была Социалистическая партия Чили (СПЧ), включившая в 1990 г. почти все фракции социалистов и Партию левых христиан. Социалисты вместе с христианскими демократами доминировали в Унитарном профцентре трудящихся (КУТ). СПЧ выступала за сплочение сторонников социалистической ориентации и широкое согласие демократических сил. Она поддержала Э. Фрея на президентских выборах 1993 г.

Что касается Коммунистической партии Чили (КПЧ), то она переживала глубокий кризис и резкий спад своего влияния. На выборах 1989 и 1993 гг. она не смогла получить ни одного места в Национальном конгрессе. С запозданием и не в полной мере отказавшись от тезиса о правомерности в условиях Чили насильствен-» ных, вооруженных форм борьбы, от ряда не отвечавших обстановке революционных лозунгов и догм, компартия оказалась в изоляции. На президентских выборах 1993 г. кандидат компартии получил 4,4% голосов.

Правительство Э. Фрея, сформированное 11 марта 1994 г., в основном продолжило политику предшественника, усилив акцент на социальной направленности своей деятельности. Активизировалась роль государства в поддержке национального предпринимательства, в развитии инфраструктуры, системы народного образования.

Разительные перемены произошли во внешней политике Чили, вышедшей из международной изоляции. В марте 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения Чили с СССР и


Мексикой. В апреле 1990 г. было заключено соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Советским Союзом. В июне 1993 г. П. Эйлвин нанес визит в Москву, став первым латиноамериканским государственным лидером, посетившим новую Россию. Во время визита были подписаны соглашения о торговле, экономическом и культурном сотрудничестве между Чили и Россией. Позднее, в 1992 г., Чили восстановила дипломатические отношения с Вьетнамом и Северной Кореей. С Кубой дипломатические отношения восстановлены не были, но развивались торгово-экономические и научно-культурные связи.

Чили выступала в поддержку интеграционных процессов в Латинской Америке. Она развивала сотрудничество со странами МЕРКОСУР и Андской группы, но предпочитала на первых порах двусторонние связи. В мае 1990 г. П. Эйлвин совершил визит в Мексику. В сентябре 1991 г. было достигнуто соглашение о свободной торговле между Чили и Мексикой, в июле 1992 г.– о расширении экономического сотрудничества Чили с Аргентиной, в апреле 1993 г.– о свободной торговле с Венесуэлой.

Получили развитие чилийско-американские отношения, закрепленные поездкой президента США Дж. Буша в Чили в декабре 1990 г. Через договор о свободной торговле с Мексикой Чили надеялась в перспективе подключиться к Североамериканской зоне свободной торговли.

Особый интерес проявила Чили как тихоокеанская страна к развитию сотрудничества со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) – Японией, Китаем, Малайзией и др. В ноябре 1992 г. президент Чили П. Эйлвин посетил эти страны. Экспорт Чили в страны АТР превысил 30% от общего экспорта республики. В мае 1991 г. Чили вступила в Конференцию по экономическому сотрудничеству государств Тихоокеанского бассейна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.