Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирования рыночной экономики




Инструменты государственного

Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи экономических и административных инструментов при определяющей роли первых.

К экономическим средствам регулирования относится денежно-кредитная и бюджетная политика. К этой группе средств принадлежат также воздействие на экономические процессы посредством государственного сектора и экономического программирования, политики цен.

Кредитно - финансовые инструменты

Первый из названных способов государственного воздействия на экономику (кредитно-финансовый) осуществляется посредством: а) регулирования учетной ставки процента, устанавливаемой Центральным Банком; б) установления минимальных резервов, которые банки и другие финансовые учреждения обязаны хранить в Центральном Банке; в) операций государственных учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия государственных обязательств, их купля-продажа и т.д.). При помощи этих инструментов государство регулирует спрос и предложение на финансовом рынке в желаемом направлении. Все это инструменты косвенного экономического регулирования.

Бюджетная политика

Кроме них, существуют и прямые, к которым относится бюджетная политика. Бюджет - это роспись доходов и расходов государства на год, а главным источником доходов являются налоги. Формируя бюджет за счет этого источника, государство использует полученные им средства для закупки необходимых ресурсов, прямого финансирования инвестиций в производство и инфраструктуру, субсидирование традиционно убыточных отраслей (например, сельского хозяйства), а также расходов на социальные нужды, оборону страны, управление и т.д.

Наряду с тем, что налоги это главный источник государственного финансирования, они в государственном регулировании служат средством воздействия на поведение физических и юридических лиц в их деятельности в качестве производителей товаров и услуг или их потребителей. Для этого используются налоговые ставки, скидки, субсидии, отсрочка от уплаты налогов.

Ускоренная амортизация

Особое место в государственном регулировании играет ускоренная амортизация, когда устанавливается ускоренное списание основного капитала по сравнению с его фактическим износом. В результате увеличиваются учитываемые издержки производства и уменьшается облагаемая налогом чистая прибыль. Она как бы раздваивается, входя одной своей частью в издержки производства и перечисляется в этом качестве в амортизационный фонд для финансирования новых капитальных вложений.

В итоге ускоренная амортизация становится важным средством стимулирования НИОКР, накопления, структурных изменений в экономике, а также воздействия на производственный цикл.

Политика цен

Одним из инструментов государственного регулирования является политика цен, в которых перекрещиваются интересы всех субъектов рынка. Государство и в условиях рынка совершенной конкуренции занималось регулированием цен на транспортные услуги, акцизные товары, используя для этого как прямые методы (монопольные цены), так и косвенные – таможенные сборы с импортируемых товаров.

В современной рыночной экономике государство обладает широкими полномочиями для воздействия на цены в качестве одного из инструментов регулирования экономики, реализуемого посредством правовых (законодательных) и экономических мер.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования происходит посредством: установления санкционированного завышения издержек производства; государственной политики цен на "акцизные" товары; государственных субсидий производителю или потребителю; лидерства в ценах со стороны государства на закупаемые им товары (например, вооружение); налога на добавленную стоимость – дифференциации его ставок для различных товаров, в цену которых он включается; регулирования посредством других налогов, субсидий, кредитов, транспортных тарифов, цен на экспортируемые и импортируемые товары. Кроме перечисленных, используется метод установления фиксированных цен на товары и услуги, производимые государственными структурами. Это часто заниженные цены на электроэнергию, услуги государственного транспорта и средств связи, что положительно сказывается на сдерживании роста цен на товары и услуги внутри страны, а также повышении их конкурентоспособности за ее пределами.

Государствен-ное предпри- нимательство

Как уже отмечалось, в ряде стран с развитой рыночной экономикой существует довольно обширный государственный сектор, принадлежащий центральным или местным государственным структурам (полностью или частично). Он образовался в результате государственных инвестиций в инфраструктуру, капиталоемкие отрасли, необходимые стране, а также выкупа или национализации частных предприятий, относящихся к числу убыточных или малорентабельных. Используя возможности государственного сектора, государство осуществляет регулирование макроэкономики в плане поддержания необходимых межотраслевых пропорций, создания условий ускорения научно-технического прогресса (финансирование государственных НИОКР), подготовки и переподготовки кадров, содействия развитию регионов почему-либо непривлекательных для частного капитала.

В результате государственный сектор служит повышению эффективности экономики.

Внешне- экономические рычаги

К числу важных относится и внешнеэкономическое регулирование, в рамках которого используются такие инструменты как кредитование экспорта, пошлины внешней торговли (экспортные и импортные), регулирование условий привлечения и использования иностранного капитала, рабочей силы.

Экономическое програм- мирование

Высшей формой и важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является экономическое программирование, которое носит кратко, средне и долгосрочный характер и осуществляется специальными государственными органами, существующими более, чем в 130 странах мира.

Программы обычно являются целевыми, а их объектами служат отрасли (например, сельское хозяйство), регионы, социальная сфера, какой-либо из видов ресурсов, различные направления научных исследований (программа НАСА). Они бывают и общеэкономическими (для экономики в целом). С 60-х годов ХХ века в ряде стран осуществлен переход к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему наиболее важные показатели народного хозяйства (Франция, Япония, Нидерланды, Республика Корея, Германия, Австрия, Испания, Индия, Турция, Финляндия).

Программы могут быть чрезвычайными – в случае высокой инфляции, безработицы, глубокого или затяжного кризиса. Такие программы являются краткосрочными.

Программы утверждаются парламентами, которые затем заслушивают отчеты об их выполнении.

Эффективность программирования имеет определенные границы. Прежде всего оно носит индикативный, рекомендательно-стимулирующий (а не директивный, обязательный) характер. Как правило, эти программы реализуются не полностью, а порой и со значительным отрывом от намечавшихся параметров. Наибольшее значение они имеют для государственного сектора экономики.

При всей ограниченности, программы являются достаточно эффективным средством решения хозяйственных и социальных задач, поскольку используются в общем комплексе мер по регулированию экономики.

Административные методы госрегулирования

Как уже отмечалось, наряду с экономическими, существуют административные формы государственного регулирования экономики. Административные методы основываются на силе государственной власти и включают в себя меры разрешения, защиты и принуждения. Сфера административных методов может сужаться или расширяться в зависимости от ситуации в стране, причем в острой или критической ситуации она расширяется. В обычных условиях административные методы охватывают охрану окружающей среды, социальную защиту населения, конкурентную среду (антимонопольное законодательство). Административные методы в условиях рыночной экономики в инструментарии государственного регулирования носят ограниченный характер.

Важнейшим инструментом в использовании экономических и административных методов является создание правовых основ функционирования хозяйства и социальной жизни, охватывающих сферу экономических отношений: собственность, налоги, финансы, распределительные отношения, динамику производственной сферы и инфраструктуры.

Границы государственного регулирования экономики

Итак, государственное регулирование рыночной экономики играет весьма важную роль. Однако его возможности и эффективность имеют определенные границы.

Поскольку экономической основой государственного регулирования экономики является государственная собственность и та часть ВВП, которая распределяется через госбюджет, то возможности регулирования и его эффективность тем выше, чем более развита госсобственность и распределяемая государством часть ВВП. Но и то, и другое в своем росте ограничены возможностями прироста ВВП, пределами налогообложения и объективно обусловленным соотношением частного и государственного предпринимательства, поскольку именно частная собственность является экономической основой рыночной экономики.

Главная же граница государственного регулирования экономики лежит в плоскости несовпадения экономических интересов государства и частного предпринимательства, субъекты которого принимают решения в рамках своих интересов, связанных с максимализацией прибыли.

Эти границы не исключают развитие государственного регулирования экономики, которые в ряде случаев оказываются весьма результативными при доминирующей роли рыночного саморегулирования.


Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.