Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оно обусловлено доходами людей, которые распределяют их в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ




При прочих равных условиях цена равновесия устанавливается, когда соотношение между спросом и предложением отражает соответствие между количеством товаров, которые хотят приобрести покупатели и тем количеством, которое могут предложить производители, что следует из приводимого графика.

 

 

При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом, а при цене, которая ниже равновесной, образуется дефицит товаров.

При этом товарный излишек сталкивает цену вниз, а дефицит – вверх.

В основе рыночного ценообразования, формирующегося путем установления равновесного спроса и предложения, лежит идея предельной полезности благ, направляемых потребителям.

В соответствии с этой теорией ценность есть функция полезности товара или услуги. Она меняется в соответствии с динамикой потребностей, степенью их напряженности и уровнем удовлетворения.

Под полезностью понимается возможность использования товара себе на благо: каждая последующая единица товара или услуги приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая. (Так для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, а по мере насыщения каждая последующая порция – все менее ценна).

При этом ценность не имманентное свойство вещи, а субъективная форма выражения нашего представления о том, насколько она соответствует нашим нуждам.

Парадокс Смита

Эта концепция на первых порах не могла противостоять "парадоксу Смита", состоявшего в том, что, если стоимость – это функция полезности товара, то почему, например, вода, имеющая высокий полезный эффект, ценится невысоко?

Разрешение этого парадокса состоит в том, что низкая ценность воды связана с удовлетворением конкретной потребности. Если же взять общество в целом с его потребностями, то окажется, что суммарный запас пресной воды на Земле ценнее, чем суммарный запас алмазов.

Закон убывающей предельной полезности

Суть революции в теории стоимости, произведенной маржиналистами, состоит в разграничении совокупной полезности блага и его предельной полезности.

Используя понятие предельной полезности, можно установить закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребительского товара, его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Эластичность спроса и предложения

Спрос и предложение обладают свойством эластичности. Эластичность показывает, в какой степени изменение цены влияет на изменение величины спроса или предложения.

Если уменьшение цены ведет к большему увеличению спроса, то он эластичен (и наоборот). Так, снижение цены на 1% должно привести к увеличению продаж более, чем на 1%. Если продажа возросла меньше, чем на единицу, то спрос не эластичен.

Коэффициент эластичности спроса равен изменению величины спроса (в %), деленному на изменение цены (в %).

Спрос не всегда эластичен – это относится к товарам первой необходимости, трудно заменяемым товарам, к товарам, к которым потребитель привык, к случаям безвыходного положения /бензин для машины, лекарства/.

Эластичность предложения характеризует изменение предложения товаров с изменением цен. Предложение эластично, если его рост превышает темп изменения цен /и наоборот/.

 

6. Основы потребительского поведения.

Взвешенная предельная полезность

Покупая товары, человек тратит разные суммы денег, поскольку цены товаров неодинаковы. Если разделить предельную полезность данного блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность.

Каждый покупатель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не окажутся пропорциональными ценам, или пока не окажутся одинаковыми взвешенные предельные полезности. Последний рубль, истраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, истраченный на апельсины или хлеб.

Это условие потребительского равновесия, которое может быть выражено формулой МU1/P1 = МU2/P2 = МU3/P3 и т.д.,где МU – предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.

Кривая безразличия

Современные представители неоклассической школы придерживаются ординалистской концепции универсальной оценки предельной полезности в деньгах, которая позволяет в относительных величинах измерить предельную полезность комбинаций товаров. Инструментом такого анализа являются кривые безразличия, которые показывают одинаковую суммарную полезность различных товаров для потребителя.

Кривая безразличия может быть представлена в виде графического изображения альтернатив выбора товаров или услуг в пределах фиксированных доходов потребителя, его бюджетных возможностей. Кривая отражает сочетание товаров, выбираемых потребителем и их возможный набор, состоящий из комбинаций товаров, обладающих для него одинаковой полезностью. Вследствие этого потребителю безразличен выбор набора товаров.

Исходя из этого, складывается потребительское поведение.

Потребитель-ское поведение

Потребительское поведение – это процесс формирования поведения потребителей по поводу разнообразных товаров и услуг, что определяет развитие их производства и предложения на рынках.

Из индивидуальных кривых спроса по каждому из множества благ складывается совокупный спрос, который служит ориентиром для производства (предложения).

Экономическое поведение потребителей определяется:

1/ их доходами; 2/ наличием или отсутствием на рынке взаимозаменяемых товаров; 3/ личными предпочтениями потребителей, их вкусом, отношением к моде, дизайну.

Исходя из личного бюджета, потребитель стремится:

а/ максимизировать полезность благ, приобретаемых на свой доход;

б/ руководствоваться собственными представлениями о полезности благ и предпочтении при их выборе;

в/ осуществлять расходы в пределах собственного потребительского бюджета с учетом рыночных цен на приобретаемые товары.

В свете теории потребительского поведения точка равновесия это точка, где достигается максимизация полезности всех видов товаров, приобретаемых при данном личном бюджете.

 

Правило потреби-тельского поведения

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретаемые товары приносила одинаковую предельную полезность.

Ценность этого правила состоит в том, что с его помощью решается задача распределения того или иного ограниченного ресурса между альтернативными сферами его использования.

Перемещение спроса из сферы с низкой в сферу с высокой предельной полезностью будет происходить до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия, соответствующая максимальной предельной полезности. Полезность товара меняется, убывает с увеличением количества потребляемого блага, что выражается в законе убывающей полезности.

Если рассматривать закон убывающей предельной полезности в связи со спросом, то окажется, что кривая спроса также смещается вниз, а потому побуждать потребителя к последующим покупкам товаров можно только путем снижения цены, так как каждая последующая покупка данного товара потребителем возможна лишь при извлечении им дополнительной потребительской выгоды от снижающейся цены или повышения качества товара.

Основные агенты рыночной экономики

В рыночной экономике функционирует ряд агентов – юридических и физических лиц, правомочных осуществлять определенный круг действий. К основным из них относятся домохозяйства, образуемые отдельными лицами и семьями; предприятия, государства, представленные соответствующими учреждениями и органами управления, а также различного рода некоммерческие организации, не ставящие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. К числу последних относятся различного рода благотворительные организации, фонды содействия развитию образования, спорта, здравоохранения и др.

Каждый из этих агентов самостоятелен и экономически обособлен. Он правомочен принимать собственные решения в сфере экономической и хозяйственной деятельности, однако их функции различны. Домашние хозяйства охватывают экономические объекты и процессы, происходящие на территории, где проживает семья. Домашним хозяйствам, в конечном счете, принадлежат все экономические ресурсы. Они являются получателями доходов и занимаются оказанием факторных услуг, поставляя на рынок труд, капитал и землю. Будучи поставщиками ресурсов, домашние хозяйства выполняют, в основном, функцию потребления, масштабы которого ограничены размерами их доходов.

Предприятия выполняют функции производства и инвестирования, т.е. долгосрочных капиталовложений. Они производят товары или услуги, занимаются различными видами экономической и хозяйственной деятельности, целью которой является извлечение прибыли. В рамках этой группы агентов рыночной экономики различают государственные, муниципальные, корпоративные и индивидуальные предприятия, которые, соответственно основаны на государственной, муниципальной и частной собственности.

Что касается государства, как агента рыночной экономики, то оно участвует в ней посредством государственного предпринимательства, обеспечения правовых основ функционирования рыночных отношений, кредитно-финансовой и бюджетной политики, создания конкурентной среды, проведения определенной политики цен, экономического регулирования и программирования, внешнеэкономической деятельности.

Государство всегда играло важную роль в жизни общества, включая его экономику, но в современных условиях оно выступает по отношению к ней в качестве регулирующего фактора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.